Конспект урока краеведения «Народные ремесла и промыслы Кубани» (2 класс)
Тема |
Народные ремесла и промыслы Кубани |
Педагогическая цель |
Познакомить несколькими видами кубанских ремесел, выяснить основные материалы, используемые при ремесле; Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к малой Родине и ее культуре. |
Тип урока |
Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) |
Познакомить учащихся с народными промыслами и ремеслами Кубани; Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к малой Родине и ее культуре; развивать познавательный интерес. |
Личностные результаты |
Уметь использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений; создавать связные устные высказывания на тему; извлекать информацию; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. |
Универсальные учебные действия (метапредметные)
|
Регулятивные:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты; формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Коммуникативные:формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Основные понятия |
Ремесло, промысел, гончар, кузнец. |
Методы и формы обучения |
Индивидуальная, фронтальная, словесный, наглядный. |
Образовательные ресурсы |
Учебник-тетрадь,м/м презентация, раздаточный материал. |
Этап урока
|
Виды работ |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.
|
1.Приветствие учащихся.
2.Эмоциональный настрой на работу.
3.Проверка готовности к уроку. |
-Здравствуйте, ребята, сегодня урок кубановедения проведу у вас я, меня зовут Марина Ивановна.
-О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном нашем крае, Край, где мы живем.
-Давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать рабочая тетрадь, учебник, пенал и дневник. |
Приветствует учащихся; проверяет готовность к уроку; организует внимание школьников; эмоционально настраивает на урок.
|
Приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку; эмоционально настраиваются на урок.
|
Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. |
1.Создание проблемной ситуации
2. Отгадывание загадок
3.Формулирование темы и целей урока |
- На прошлом уроке вы познакомились с бытом кубанских казаков. Пора познакомиться с новой темой, что бы узнать, о чем сегодня мы будем вести разговор. Сегодня вы познакомитесь с такими понятиями, как «ремесло» и «промысел», а что бы узнать, с какими ремеслами вы познакомитесь, вам нужно отгадать загадки:
Вращаясь глиняный горшок
Пламя пышет жаром, Льется пот с лица, Звонко бьет по стали Молот ... (Кузнеца)
По размеру в самый раз
Вы узнали, названия ремесел, с которыми мы познакомимся. Сформулируйте цели урока. (ОЦЕНКИ) |
Подводит учащихся к формулированию целей урока. |
Формулируют тему урока вместе с учителем. |
Изучение нового материала Цель: Обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. |
1.Рассказ с элементами беседы
2. Работа с учебником с.50
3. Знакомство с гончарным ремеслом
4. Просмотр видеоролика
5. Работа в тетради на с. 23
6.Историческая справка
6. Знакомство с кузнечным ремеслом
7. Просмотр видеоролика
8. Работа в тетради на с.23 |
На уроке уже многократно звучало слово «ремесло», как вы думаете, что оно означает? (ответы детей). А теперь, узнаем, кто был прав. Ремесло́ — мелкое ручное производство.
Откройте учебники на странице 50. Начнем с первого ряда, читаем по одному предложению. И так ребята, в каких районах Кубани прижились ремесла? (где есть природные материалы, пригодные для ремесла). Какое ремесло было самым главным у жителей, которые проживали у низовьев рек? (строительство лодок, плетение сетей). Что делали люди, проживающие в лесогорных районах? (телеги, колеса, бочки). Изготовлением, каких предметов, мастера славились в степях? (изделия из кожи и шерсти). Какие еще мастера трудились в степных районах? (гончары, кузнецы, сапожники, портные). Как передавались секреты мастерства? (от отца к сыну….) Именно поэтому многие ремесла живы до сих пор. Так какие ремесла были самыми распространенными на Кубани? Посмотрите на иллюстрации. Как вы думаете, кто изготавливал подсвечник из глины? (гончар). Как гончар изготавливает кувшин
И так ребята, сейчас вы познакомитесь с ремеслом, которое распространенно в местах, где имелась глина. Как вы думаете почему именно в местах, где имелась глина, гончарное ремесло было самым популярным? Мастера, который изготавливал изделия из глины называют гончар. В основном из глины делали простую посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей. Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Посмотрите на слайд, обратите внимание на узоры. Что это за виды узоров? (геометрический). Внимательно запомните эти узоры, они пригодятся вам в конце урока.
Сейчас вы увидите, как гончар создает глечик. Обратите внимание, на то, как он изготавливает, без спешки, с добавлением воды. Очень часто у человека была фамилия, напрямую связанная с его ремесло. Фамилия Гончар пришла к нам из Украины, у нас в России она стала звучать Гончаренко. Особенностью русский фамилий является добавление суффикса енко.
Откройте тетради на странице 23. Посмотрите на задание 2. Вы познакомились уже с одним ремеслом. Вам нужно записать название мастера, который изготовлял изделия из глины. Что вы запишите? (гончар). Правильно, ребята, поднимите глаза вверх и посмотрите на задание 1. Подумайте, как можно продолжить эту поговорку? (ответы детей).Сейчас узнаем, кто был прав.
На Кубани гончарное ремесло было распространённо во всех станицах, но особо умением изготавливать удивительные предметы из природного материала славилась станица Пашковская. Здешние гончары пользовались почетом и уважением. У станицы Пашковская располагались лучшие участки с гончарной вязкой глиной. Издавна о здешних мастерах была сложена поговорка: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». Мастера изготавливали посуду, детские игрушки, кирпичи для собственных нужд, возили свои изделия на ярмарки и продавали их или выменивали на другой товар: ткани, зерно, кожу.
На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами. Украинское название кузнеца – коваль, многие фпмилии берут свое начало исходя из ремесла. Гонтарь крыши. Они изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы. В кузнице всегда темно. Как вы думаете, почему в кузнице было темно?( В темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.)
Сейчас вы просмотрите видео, в котором кузнец «плетет кружева» из казалось бы, твердого и прочного металла.
Кубанские кузнецы создают и в наши дни настоящие художественные произведения из металла: козырьки, решетки на окна, ворота, парадные лестницы, ограды, флюгера, фонари. Они плетут кружева из металла. В наше время мастера кузнечного дела продолжают традиции своих предков. Посмотрите на слайд, это все работы кузнецов ремесленников. Есть такие фамилии: Кузнецы, Ковалевские, Коваленко, Коваленки, Ковальцы, Ковали, Ковалики, Ковальские, Ковальцовы, Ковальченко, а объединяет их то, что все они – потомки кузнецов. Белорусы и украинцы кузнецов звали ковалями – отсюда и фамилии с этой основой. (ОЦЕНКИ)
Продолжим работу над заданием 2. Какую профессию вы запишите? (кузнец). Правильно, теперь отдохнем. |
Знакомить с новым понятием «ремесло»
Осуществляет контроль деятельности учащихся
Знакомит с ремеслом
Выполняет контроль над деятельностью учащихся |
Знакомятся с понятием, запоминают.
Выполняют чтение с целевой установкой
Получают новые знания
Выполняют работу в соответствии с целевой установкой |
|
Физминутка |
Плечи поднять, отвести назад, опустить – 2 раза. Голова на месте, работают только глазки, смотрим в левый верхний угол, смотрим в левый правый угол, смотрим вверх, поморгали. Присаживайтесь. |
Осуществляет профилактику переутомления |
Предотвращают переутомление |
|
9. Знакомство с ремеслом бондарство.
10. Знакомство с ткачеством
11. Просмотр видеоролика |
Посмотрите в рабочие тетради, у нас осталась незаполненной только одна строка. Как вы думаете, как называется ремесло по изготовлению бочек? Мастера по изготовлению бочек называют бондарь. Запишите в тетрадь. А вот ремесло называется бондарство. Бондарь изготавливал бочки, в которых солили огурцы, помидоры, хранили зерно, так же изготавливаливедра, корыта, чаши, ложки, ступы, игрушки, доски. Особое значение придавали деревянной отделке дома. Такие фамилии как: Кадочниковых, Бондаревых, Бочаровых, Бочарниковых, Бочкаревых – взяли свое начало от мастеров, занимающихся бондарственным ремеслом.
Искусство ткачества и вышивания всегда ценилось на Кубани. Как вы думаете, как зовут мастера, который занимается ткачеством? (ткач). В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению, вышиванию. Сейчас вы увидите, как ткачихи ткут ткань, это весьма интересный процесс. Как вы думаете, почему было необходимо девушкам владеть различными видами рукоделия? Посмотрите на слайд, эти прекрасные работы созданы руками ткачих. Внимательно посмотрите на декор. Обратите внимание, что присутствуют геометрические узоры.Результатом каждого ремесла является предмет или изделие. Как вы думаете, являются ли эти изделия вещественными историческими источниками? (ОЦЕНКИ) |
|
|
Закрепление изученного материала. Цель: закрепить полученные знания на уроке.
|
1.Выполнение проектной работы |
Теперь ребята, вы выполните небольшую проектную работу. В ходе урока, вы смотрели на работы ремесленников Кубани. Вспомним, какие кубанские ремесла вы запомнили? (гончарный промысел, кузнечный промысел, бондарство, ткачество). Сейчас, вы будете в роли Кубанских ремесленников. Работать вы будете в парах. Первый ряд – ваше ремесло – гончарное. Второй ряд – ткацкое ремесло, вам нужно декорировать костюм кубанской казачки. Третий ряд – вам нужно добавить узоры на рушник. Рушник – это полотенце для рук. Первый ряд, красят глечик, добавляют узоры. Второй ряд – вам необходимо нарисовать кованый узор, вспомните, как он выглядит. Третий ряд – вам нужно раскрасить и добавить узор. После того, как вы выполните проектную работу, вы выходите и рассказываете о ремесле, что вам больше всего запомнилось. |
Организует деятельность по отработке изученных знаний и способов действий. Дает указания по выполнению тестового задания и проверки. |
Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты. Осуществляют проверку. |
VI. Итог урока. Рефлексия Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. |
1Выставление оценок
2.Рефлексия. |
Вы очень хорошо потрудились в ходе урока, оценки…..
Что вам большего всего запомнилось на уроке? Какое ремесло больше всего вызвало у вас интерес? Были ли трудности? |
С помощью вопросов, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Самостоятельно подводят итоги. |
костюм проект
DOCX / 128.8 Кб
Глечик проект
DOCX / 59.01 Кб
Рушник проект
DOCX / 226.44 Кб
Елена Владимировна