Конспект игровой обучающей ситуации в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Здравствуй, Зимушка – зима!»
Конспект игровой обучающей ситуации в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
«Здравствуй, Зимушка – зима!»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнять и расширять представления о времени года зима и зимующих птицах. Учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать учить отвечать на простые вопросы с опорой на картинки.
Коррекционно-развивающие цели. Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитывать любовь к природе.
Оборудование. Картинки с изображением кормушки и зимующих птиц, мяч, картинки с изображением признаков зимы (снег лежит на крыше дома, дети катаются на санках и т. д.), фланелеграф, снежинки на веревочках на каждого ребенка, макет – дерево, диск с классической музыкой и голосами птиц.
Предварительная работа. Наблюдения за изменениями в природе во время прогулок с родителями и воспитателями.
Ход деятельности
Организационный момент
Кот Мурлыка: (напевая на стульчике) «У природы нет плохой погоды, всякая погода – благодать!»
Педагог: Да, Кот Мурлыка, есть такая песня. Погода бывает разной и сейчас мы немного поиграем и вспомним, какой именно, она может быть. Я буду говорить, что происходит на улице, а вы назовете, какая при этом погода. Например, если на улице сильный мороз, то погода морозная.
Дидактическая игра «Назови, какая?» (с мячом)
Педагог бросает мяч ребенку, задает ему вопрос, ребенок отвечает и возвращает мяч педагогу.
Если дует ветер, то погода какая? … (ветреная)
Если светит солнце, какая погода? … (солнечная)
Если на улице холодно, то какая погода? … (холодная)
Если вокруг много снега, то какая погода? … (снежная)
Если на улице метель, какая погода? … (метельная)
Кот Мурлыка: Ребята, кто ответит мне, какое у нас сейчас время года наступило? (Зима)
Кот Мурлыка: Правильно. Зима. Давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику «Пришла зима».
Пальчиковая гимнастика «Пришла зима»
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. ( пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)
Основная часть
Кот Мурлыка: Молодцы! Ребята, после какого времени года наступает зима?
Педагог: Давайте с вами вместе назовем зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
А какой у нас сейчас месяц?
Какие вы знаете зимние праздники? (Новый год)
Что происходит в природе зимой (дни становятся короче, дует сильный ветер, на улице «стоит» мороз, выпадает снег, солнышко светит мало и т. д.).
Педагог: Хорошо, молодцы. Такие изменения происходят в природе. А как мы с вами готовимся к зиме? Что мы надеваем зимой?
Педагог: Пока мы с вами беседовали, к нашему окну подлетела снежинка. (Педагог обращает внимание детей на снежинку, закрепленную к окну). Снежинка предлагает вам поиграть с ней. Для этого, возьмите со стола коробочки со снежинками.
Дыхательная гимнастика
(под спокойную классическую музыку)
Педагог: Положите снежинку на левую ладонь, правой рукой держите за веревочку. Подуйте на снежинку так, чтобы изо рта шел холодный воздух. Следите, чтобы он не согревался, и не растаяли ваши снежинки. Дети выполняют задание.
Кот Мурлыка: Молодцы! Не одна снежинка не растаяла, значит, все правильно выполнили задание.
Педагог: Теперь положите снежинки под дерево.
Кот Мурлыка: Посмотрите, у нас получилась целая гора снега. Что лежит под деревом? (Снег.)
Дидактическая игра «Назови родственные слова»
Педагог: У слова снег есть слова – родственники. Это такие слова, которые имеют одинаковую общую часть. Назовите эти слова. (Снежинка, снежный, снеговик, снежок, подснежник, снегурочка, снегопад)
Кот Мурлыка: Снежинка, снежный, снеговик, снежок, подснежник, снегурочка, снегопад – от этих слов стало вокруг так холодно.
Кот Мурлыка: Ребята, а как живется зверям и птицам зимой? (некоторые животные впадают в спячку, например, медведь, еж; многие птицы улетают в теплые края и т. д.).
Педагог: Ребята, ведь не все птицы улетают в теплые края? Некоторые птицы остаются зимовать, мы их называем «зимующие птицы».
Педагог: Им легко или трудно живется зимой, в такие морозы? Да, тяжело, ведь под снегом оказались все травинки, цветочки, ягодки. Птичкам в лесу трудно найти корм. Можем мы им как-нибудь помочь? Да, можно построить кормушки и кормить птичек. Птички прилетают ближе к людям, чтобы те о них заботились, пригревали, кормили.
Педагог: Давайте мы с вами покажем, как птицы в лесу летают и ищут корм.
Речедвигательная игра «Птички»
Птички летели,
Сели - посидели,
Дальше полетели.
Птички летели,
Сели – посидели.
Рассматривание картинок с изображением кормушки и зимующих птиц
(Аудиозапись с голосами птиц)
Педагог: Вот и птицы прилетели. (Дети с педагогом подходят к доске с картинками с изображением кормушки и зимующих птиц). Вот, например, кто это?
Загадка
Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это? (Воробей)
Кот Мурлыка: Вы слышали, какие звуки воробьи издают? (чик-чирик)
Загадка
Она маленькая птичка, а зовут ее.
(Синичка)
Педагог: Посмотрите, к нам прилетела еще птичка, зовут её синичка. Повторите.
Кот Мурлыка: Какая грудка у синички? (Желтая).
Загадка
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Кто это?
(Снегирь)
Педагог: Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь. Повторите.
Кот Мурлыка: Какая грудка у снегиря? (Красная).
Загадка
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат кар-кар-кар!
(Ворона)
Педагог: А эта птица большая, черная ворона.
Кот Мурлыка: Как кричит ворона? (Кар-кар-рр).
Кот Мурлыка: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А мне пора отправляться к другим детям, но я ещё вернусь к вам.
Подведение итогов
Педагог: Ребята, сегодня мы узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм. Поэтому птички прилетают поближе к людям, чтобы они их покормили и согрели.