Конспект индивидуального инклюзивного логопедического занятия
Термин «инклюзивное образование» в нормативной базе РФ впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было. «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Инклюзивное – (фран. Inclusive – включающий в себя) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения с детьми с особыми потребностями в образовательных учреждениях.
Дети с ОВЗ - этот термин в детских садах появился недавно. Это правовое понятие ввел принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской федерации». Обучающиеся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Количество детей с ОВЗ в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. Дети с ОВЗ – оказались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между «больной» и «здоровой» частью общества. Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённой, погружения детей с ОВЗ в социальное пространство. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.
Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс: «Временная (точечная) инклюзия» - ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. «Частичная инклюзия» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре и другое вместе с другими детьми. «Полная инклюзия» - посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Необходимо создать специальные образовательные условия: повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка в работе с детьми с ОВЗ; методическая составляющая; изменения в образовательной программе; организация предметно-развивающей среды; организация отношений между участниками образовательного процесса.
Проблемы инклюзивного образования в ДОУ:
Нет единой системы действий – всероссийской программы, которая позволила бы четко и последовательно реализовать план по социальной интеграции.
Недостаточно распространено обучение нужных специалистов, отсюда ин нехватка и низкий уровень подготовленности.
Разрыв между предоставляемыми возможностями ДОУ и способностями детей с ОВЗ.
Нет соответствующего медицинского сопровождения в заведениях.
Отсутствие специальной методики.
Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребенка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития всех людей способностей, необходимых для общения.
Конспект индивидуального инклюзивного логопедического занятия
Тема: звук Р.
Цель: автоматизация звука Р.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука Р;
- упражняться в четком произношении звука Р в слогах и словах;
- закрепление навыков подбора антонимов.
Коррекционно-развивающие:
- обогащение и расширение словарного запаса;
- развитие фонематического слуха;
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитывающая:
-воспитывать усидчивость, самоконтроль.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовем
И смотреть зверей идем?
Ответ: зоопарк.
Основная часть.
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Для путешествия нам нужно много сил, поэтому давайте потренируем язычок. (Выполняем артикуляционные упражнения: улыбочка, иголочка, вкусное варенье, качели, лошадка, барабанчик).
Развитие фонематического слуха.
Логопед: В нашем зоопарке живет кролик, давай его накормим, если услышишь слово со звуком Р, то клади в корзину капусту.
РАКЕТА, ШКАФ, МОРОЖЕНОЕ, РЕДИС, ДОМ, ШАР, СУМКА.
Автоматизация в слогах
Логопед: Теперь мы в зоопарке встретили попугая, а они очень любят повторять, давай поиграем в такую игру, я буду называть слоги, а ты повторяй за мной.
РА-РО-РУ
РО-РЫ-РА
РЫ-РУ-РА
РУ-РА-РО
ТРА-ТРЫ-ТРО-ТРУ
ТРЫ-ТРО-ТРУ-ТРА
ТРО-ТРУ-ТРА-ТРЫ
ТРУ-ТРА-ТРЫ-ТРО
Образование антонимов.
Логопед: а теперь мы встретили в зоопарке баранов, а они очень упрямые и делают все наоборот, давай и мы с тобой поиграем в игру назови противоположное слово.
ЗЛОЙ-ДОБРЫЙ
БОЛЬНОЙ-ЗДОРОВЫЙ
ТОЛСТЫЙ-ТОНКИЙ
ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ
СОЛНЕЧНЫЙ-ХМУРЫЙ
МОЛОДОЙ-СТАРЫЙ
Автоматизация в словах.
Логопед: Найди животных в названии которых есть звук Р и назови их.
ЖИРАФ, МЕДВЕДЬ, ТИГР, ОБЕЗЬЯНА, НОСОРОГ, ЛЕВ, РЫСЬ, ЗЕБРА, ПОПУГАЙ.
Физкультминутка.
Логопед: В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (наклоны головы в стороны).
Головой своей кивает, (наклоны головы вперед).
Будто в гости приглашает. (Голову прямо).
Раз, два, три – вперед наклон,
Раз, два, три – теперь назад. (Наклоны вперед назад).
Головой качает слон –
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокидываем назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Ребенок садится).
Фонематический анализ.
Логопед: Давай теперь расселим наших животных в клетки, в первой будут жить животные где звук Р в начале слова, во второй в середине и в третей в конце.
ЖИРАФ, ТИГР, НОСОРОГ, РЫСЬ, ЗЕБРА.
Игра «Что пропало?»
Логопед: Посмотри внимательно на картинки и запомни их. Я уберу одну картинку, а ты скажешь что пропало.
МОРОЖЕНОЕ, РОМАШКА, ШАР, СЫР, ГРУША, ГРАБЛИ.
Автоматизация в тексте.
Логопед: Прочитай текст и перескажи, что ты запомнил.
В огороде.
У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветет сахарный горох, растет кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!
Итог.
Логопед: Какой звук мы с тобой сегодня повторяли? А какие слова с этим звуком нам сегодня встречались? Тебе понравилось наше занятие?