Литературная викторина «Хакасия мой край родной»
Литературная викторина «Хакасия мой край родной».
Составитель: воспитатель Ситникова Людмила Петровна
Цель: Формирование чувства патриотизма, гражданского самосознания и любви к своей малой Родине.
Задачи: Углубить представления детей о республике Хакасия;
Развивать речевую активность и творческое воображение;
Воспитывать любовь к своему городу;
Материалы и оборудование:
Сборник «Хакасские народные сказки», /Красноярское книжное издательство,1986г./, книга «Моя Хакасия» /Хакасское книжное издательство, Абакан, 2001г./ стихотворение «Рябина» И.Котюшева, шёлковая лента, рукавица, фишки, краски, бумага, вода, простой карандаш, подставки для кисточек, палитра, бумажные салфетки, кукла Тарина, книжка с хакасскими сказками, стулья, столы, мольберт.
Приёмы: вопросы, считалочка, художественное слово, игровые задания, конкурсы, нетрадиционное рисование.
Ход викторины:
Предлагаю детям провести литературную викторину:
«Мудрость Хакасии».
(Дети делятся на две команды, выбирают капитанов с помощью считалочки):
«Эй ребята быстро в круг,
Аты-баты бурундук.
Кто не пляшет, выйди вон.
Целый кон считай ворон».
1.Первое задание – назовите хакасские народные пословицы о смелости:
- «Человек одинокий людей сторонится, одинокое дерево ветра боится»;
- «Неробкий в пылу сокрушит и скалу»;
- «Упорством блеснешь, сквозь землю пройдешь»;
- С трусом якшаться, трусом прослыть, а медведя бояться, в лес не ходить»;
- «С тех пор как создан белый свет, сильней народа силы нет».
- «В одиночку слабы, вместе сильны».
/Воспитатель выдаёт фишки, по количеству названных пословиц/.
Физминутка: Хакасская народная игра «Вокруг веревки»:
/Игроки держаться за ленту, и образуют круг, в центре круга – ловец. Он обязан поймать кого-либо из круга. Игроки могут /по одному, тот, кого ловят/ отпускать ленту и отскакивать в сторону. Игра проходит очень оживленно.
Второе задание /конкурс капитанов/ – узнать и рассказать сказку по иллюстрациям: («Два брата», «Медведь и бурундук»). Правильный ответ три фишки.
(Если капитаны затрудняются, помогает команда, но ответ оценивается на одну фишку меньше).
Третье задание – хакасская народная игра «Спрячь рукавицу».
Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: «У тебя!». Кто не угадал, должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу:
«Без беды друга не узнаешь»,
«Человек вырастет, умным станет»,
«Любовь братьев крепче стены»,
«Ума не купишь самому думать надо»,
«Для езды коня имей, а закуску для друзей»,
«Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят».
«Сидит птица на дереве орешки во чреве?» /кедровая шишка/
«Счесть не мог человечек жёлтых овечек «? /ячмень/
Хакасская народная сказка «Медведь и бурундук»,
Хакасская народная сказка «Петух и тетёрка»,
Хакасская народная сказка «Беда»,
Хакасская народная сказка «Как бедняк с богатым судился»,
Хакасская народная сказка «Как Муравей к лягушке в гости ходил»,
Хакасская народная сказка «Перепёлка и лиса».
/Воспитатель выдаёт фишку за каждую пословицу, загадку,../
/Сюрпризный момент/. Приходит кукла Тарина в гости и объявляет
Четвертое задание: «Конкурс рисунков».
воспитатель читает стихотворение И.Котюшева «Рябина», предлагает передать его содержание в своих рисунках, но рисовать без кисточек, при помощи ладошек и пальчиков. (Нетрадиционное рисование)
«Стоит рябина у окошка
И, глядя в хмурый небосвод,
В сплетенье веток, как в лукошко,
Мне кисти красные даёт.
Кричит: «Держи карман пошире!
Хоть ягода моя горька,
Как все лекарства в этом мире,
но гонит хворь наверняка».
/Идёт подсчет фишек/.
5. Индивидуальная работа детей.
6. В конце викторины кукла Тарина спрашивает, понравилось ли детям, объявляет и поздравляет победителей, хвалит работы всех детей, и вручает победителям книжку с хакасскими сказками. Дети прощаются с куклой Тариной.