Конспект логопедического развлечения «Федорино горе»
Конспект логопедического развлечения « Федорино горе»
Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Активизировать и расширять словарь за счёт слов-действий, слов-признаков.
- Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык словоизменения и словообразования: образовывать относительные прилагательные; закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Развивать диалогическую речь.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать артикуляционную моторику, физиологическое дыхание.
- Развивать мелкую моторику рук во взаимосвязи с речью.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.
- Развивать умения комментировать свои действия, делать словесно-логические обобщения.
- Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность.
- Развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативы, самостоятельности в принятии решений; бережное отношение к вещам.
- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.
Предшествующая работа:
Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Разучивание пальчиковой игры «Федорины помощники».
Оборудование: письмо, домик-ширма, предметные картинки по теме «Посуда», стаканчики с трубочками для коктейля, разрезные картинки по теме, шапочки для детей, музыкальное сопровождение.
Ход:
Логопед: - Ребята, сегодня утром я нашла странное письмо, конверт не запечатан и вот, что там написано, послушайте:
- На тебя, Федора, мы сердиты
Было у тебя нам худо.
Ты нас не любила, ты нас била, била.
Запылила, закоптила
Ты нас загубила!
Логопед: - Как вы думаете герою, какой сказки адресовано это письмо?
(ответы детей)
-Правильно бабушке Федоре из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»
Логопед: - Ребята, а давайте отдадим это письмо Федоре и поможем ей!
(замечает следы от посуды)
- Посмотрите, здесь какие-то следы, как вы думаете, кому они принадлежат?
-Давайте пойдем по этим следам, посмотрим, куда они нас приведут!
(идут по следам под музыку « А посуда вперед и вперед….» и видят дом Федоры)
Логопед: - Здравствуйте! Бабушка, что случилось, почему вы плачете?
Логопед: - Я, кажется, узнала эту бабушку, а вы?
(Ответы детей)
Логопед: - Да, это же бабушка Федора!
Федора: (сквозь слезы )- Да, вы правы, это я. От меня убежали чашки, ложки, блюдца, кастрюли. Одним словом – ….
Дети: Посуда.
Федора: - Посуда, посуда. А что такое – это ваша посуда?
Дети: Посуда - это хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.
Логопед: - Ребята, а почему от Федоры убежала вся посуда и не хочет возвращаться обратно?
Дети: Посуда была грязная.
Федора: - А какая она должна быть?
Дети: Посуда должна быть чистая.
Логопед:- Бабушка Федора, кажется, ты ничего не знаешь о посуде.
Федора: (обращаясь к детям) -Вы Федоре помогите, бедную меня спасите!
Логопед: Ребята давайте поможем Бабушке Федоре: расскажем ей о посуде, научим ее аккуратности и чистоте. А ты, бабушка, присаживайся на стульчик и слушай внимательно.
Логопед: - Расскажите, для чего нужна посуда.
Дети: Посуда нужна для того, чтобы кушать…. И т. д.
Логопед: - Ту посуду, из которой мы кушаем, мы ставим на стол и называем ее –…?
Дети: столовая посуда
Логопед: - Назовите предметы столовой посуды.
(дети выполняют задание)
Логопед: - Та посуда, в которой готовят пищу, хранят продукты, она всегда находится на кухне, ее называют – …?
Дети: кухонная посуда
Логопед: -Какие предметы кухонной посуды вы знаете, назовите.
Дети: дуршлаг, сковорода, кастрюля…(дети выполняют задание)
Логопед: - А еще мы используем посуду, когда пьем чай. Как называется такая посуда?
Дети: чайная посуда.
Логопед:- Какие предметы чайной посуды вы знаете?
Дети: чашка, молочник …
Логопед: - Ребята, а вы знаете какой предмет посуды можно отнести и к чайной и к кухонной?
Дети: Чайник.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что в чайнике можно кипятить воду и заваривать чай.
Логопед: Чтобы чаю нам попить, Нужно воду вскипятить.
(Упражнение на развитие дыхания «Вода кипит»)
Логопед: Подойдите к столу. Возьмите трубочку и поставьте ее в стаканчик. Возьмите стаканчик в руки. Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте в трубочку, не надувая щек. Сначала вода начинает нагреваться, появляются первые пузырьки. Вода начинает закипать. Закипела, забурлила. Достаточно. Выньте трубочку положите ее обратно на поднос. Всегда помните, что кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным!
Логопед: - Вода в чайнике закипела, пора устраивать чаепитие (артикуляционная гимнастика «Чаепитие»)
Мы друзей к себе позвали, угостим их чашкой чая.
Вот и чайник закипел,
Свою песенку запел.
Пар пускает – раз, два, три …
(надуть щеки и произнести звук[п] три раза подряд)
Посмотри и повтори.
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Вытянуть хоботком губы и высунуть между ними язык, сложенный трубочкой, медленно выдуть изо рта воздух через эту «трубочку»)
Где же чашки? Вот они.
Посмотри и повтори.
(Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму чаши)
Подожди - не убирай!
Наливаю в чашку чай.
(Ребенок удерживает язык в форме чашечки, а взрослый делает вид, что наливает чай.)
К чаю есть у нас блины.
А к блинам – варенье,
Просто объеденье!
(выполнить упражнение «Блинчик»)
Осталось губки облизать (облизывать губу)
И «спасибо» всем сказать!
Федора:(тяжело вздыхает, охает)
Логопед: - Бабушка Федора, почему ты вздыхаешь?
Федора: - Я бы тоже угостила вас чаем, но посуды нет! (плачет) Мне посуду жалко! Она побьется.
Блюдца, блюдца
Вдоль по улице несутся
На стаканы – дзинь - натыкаются
И стаканы – дзинь – разбиваются.
Логопед: Ребята, а почему стаканы разбиваются?
Логопед: Из чего они сделаны?
Дети: они сделаны из стекла.
Логопед: Значит стаканы, какие?
Дети: стаканы стеклянные.
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка
Ваза из хрусталя – … и т. д.
Логопед: Ребята, когда от Федоры убегала посуда, некоторая разбилась.
Логопед: Посмотрите на столе конверты. Открывайте конверты, в них разбитая посуда. Нам надо сложить из частей и назвать посуду.
(Игра «Собери посуду»)
Логопед: Собираем парами. Скажите, что вы собрали?
Дети: Мы собрали тарелку….и т.д
Логопед: Ребята расскажите и покажите Бабушке Федоре, как вы собрали посуду.
(Пальчик. гимнастика.) «Федорины помощники».
Раз, два, три, четыре (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду разложили (хлопки в ладоши «солнышком»).
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному на обеих руках, начиная с мизинца)
И большую поварешку (загибают большие пальцы, затем соединяют ладони большой чашкой, руки соединяют до локтей).
Ничего мы не сломали (удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши,
Так Федоре помогали (в конце поднимают большие пальцы: «ВО»!)
Федора: - Да, это же моя посуда. Прямо как новенькая.
Логопед: - Бабушка Федора, пожалей (приласкай) посуду, ведь ей было очень худо.
Федора: А я не умею.
Логопед:- Давайте научим Бабушку Федору быть ласковой с посудой. Встали в круг. Мячик маленький поймай и словечко приласкай.
(Игра «Назови ласково»)
Логопед:- Вот, Б. Ф., теперь ты знаешь и что такое посуда, из чего ее делают, какая она бывает, для чего она нужна. А вот как за ней ухаживать ты знаешь?
Федора: - А, что за ней и ухаживать нужно?
Дети: Да.
Федора: - Правда, а я не умею.
Логопед: - Что ж, ребята придется и этому научить бабушку Федору. Как нужно ухаживать за посудой. (Игра «Соберем бусы для Федоры») Бабушка Федора, мы для тебя соберем бусы. Бусы необычные (дети с помощью прищепок прикрепляют на веревку плоскостные цветочки со схематическим изображением правил по уходу за посудой)
Логопед: Что любит посуда?
Дети: Посуда любит, чтобы ее мыли.
Дети: Посуда любит, чтобы ее сушили.
Дети: Посуда любит, чтобы ее протирали.
Дети: Посуда любит, чтобы ее ставили на место.
Дети: Посуда любит, чтобы ее ласково называли.
Логопед: - Посмотришь на бусы и вспомнишь, как надо ухаживать за посудой.
Федора: Спасибо, ребята!
-Я прошу прощенья у моей посуды,
никогда грязнулей, больше я не буду.
Я теперича много умею,
что вела себя так, сожалею!
Вы, мне старой помогите, чашки, ложки воротите,
И кастрюлю, сковороду
А без них я пропаду.
Ах, вернитесь, милые, я вас очень жду,
Без моей посуды жить я не могу!
(звучит музыка из-за ширмы выбегает ребенок в шапочке «скалка»)
Логопед: Скалка прибежала и в ответ сказала.
Скалка: Скалка надобна Федоре,
Без меня Федоре – горе!
Тесто буду я катать,
Пирогами угощать!
(звучит музыка из-за ширмы выбегает ребенок в шапочке «чашка»)
Логопед: Чашка тоже тут как тут.
Чашка (удивленно)- Пироги в печи пекут?
Чаю в чашку я налью,
и Федору напою,
я не буду ей врагом,
пей чаечек с пирогом.
(звучит музыка из-за ширмы выбегает ребенок в шапочке «блюдце»)
Логопед: Вот и блюдечко -милашка:
Блюдце: Как же блюдцу быть без чашки?
Ворочуся я домой,
Чашка, я иду с тобой!
(звучит музыка из-за ширмы выбегает ребенок в шапочке «нож»)
Нож: Ну и я тебя уважу,
Хлеб тебе я маслом смажу,
Я, хороший острый нож,
Только лезвие не трожь!
Федора:- Ну и чудо! Ну и чудо!
Прибежала вся посуда!
Буду с посудой всегда я дружить,
Чистить, заботиться и не бросать,
И пемоксолью всегда натирать.
Федора: Поплясать вы выходите,
Всех гостей повеселите.
(Дети и Федора исполняют танец)
Федора: - Какие вы молодцы ребята! Все умеете и знаете. Вы очень мне помогли, вся посуда ко мне вернулась. Вот только не хватает чего-то самого главного, без чего нам не попить чаю. Отгадайте-ка мою загадку:
Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий
Без вреда глотает щепки
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит как паровик…(самовар)
(выбегает ребенок в шапочке «самовар»)
Самовар:
Вижу, радуются блюдца
Дзинь-ля-ля! Дзинь-ля-ля!
И танцуют и смеются
Дзинь-ля-ля! Дзинь-ля-ля!
Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю!
Федора: - Ну, вот и все готово, можно пить чай. Приглашаю всех к столу.
(чаепитие)
Кияйкина Наталья Федоровна