Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группе с ТНР на тему «Животные холодных стран»
Конспект логопедического занятия для детей
подготовительной к школе группе с ТНР
по теме
«Животные холодных стран».
Подготовила и провела учитель – логопед Матвеенко Юлия Анатольевна.
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные холодных стран». Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных). Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной диалогической речи, познавательной и регулирующей функции речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков (голоса, выразительности речи), зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, обшей моторики, координации речи с движением, эмоций, внимания, памяти, воображения.
Воспитательные цели. Воспитание нравственных представлений, навыков сотрудничества, активности и инициативности.
Оборудование. Глобус, магнитная доска, картинки с изображение животных холодных стран, планшеты логико-малыш, карандаши простые, мычики Су-джок.
Предварительная работа. Беседа о животных холодных стран, их особенностях, повадках. Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме».
Просмотр мультфильмов «Умка», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Жили были три пингвина». Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай животное».
Ход занятия.
Организационный момент. Дети стоят по кругу.
Учитель-логопед: - Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом.
Загадывает загадку:
Ледяной пустыни белый дом,
Снег да лёд лежит кругом,
Свирепствуют морозы, метели вьюжат,
Почти весь год зима да стужа.
Что это?
Дети: Северный полюс.
Учитель – логопед предлагает сделать упражнение на развитие дыхания
«Снежинки»- представим, что на ладошке «снежинки». Поднесите их к губам. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на «снежинки». ( повторяем 2 раза)
Учитель-логопед: - Где же находятся Северный полюс? Это мы можем вспомнить, если рассмотрим глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.) Давайте посмотрим на наш Глобус и покажем, где находится Арктика.
Дети: - В верхней части глобуса. (Показывают на глобусе.)
Учитель-логопед: Как называется противоположная часть земли?
Дети: - Антарктида.
Учитель-логопед: - Чем похожи эти районы?
Дети: - Это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.
Учитель-логопед: - Правильно. Здесь лед никогда не тает, зимой солнце не показывается на небе, и всю зиму длится полярная ночь. В ночном небе бывает северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Кругом плавают большие ледяные горы-айсберги. Большая часть айсберга скрыта под водой. Здесь очень холодно, дуют ледяные ветры. Ребята обитаемы эти районы или нет? Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?
Дети: - Обитаемый.
Учитель-логопед: Какие животные обитают на Северном и Южном полюсах? Давайте их вспомним и сделаем артикуляционную гимнастику
Упражнения для губ и щек
«Исхудавшие пингвины»- втянуть щёки;
«Морж широко открывает рот и ловит планктон»- окошечко;
«Полярная сова и пингвин снесли яйца»- губы трубочкой вытянуть маленькой и затем большой;
«Тюлень цедит воду сквозь зубы»- улыбочка, сблизить зубы: с-с-с-с-с-с-с.
Упражнение для языка
«Морж на лежбище»- положить широкий язык на нижнюю губу;
«Дельфин»- острый язык, иголочкой;
«Дельфин на охоте»- острым языком двигать влево- вправо;
«Тюлень ловит рыбу»- язык чашечкой;
«Птенец пингвина пробивает скорлупу»-стучать за верхними зубами острым кончиком языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т;
«Морской слон рычит»- язык за верхними зубами: др-р-р-р-р, помогаем пальчиком под язычком.
Учитель- логопед : Почему животные не мерзнут?
Дети: У животных под кожей толстый слой жира, густой мех, у птиц – перья и пух.
Учитель-логопед:
Игра «Какой, какая?». Образование сложных прилагательных.
У касатки острые зубы - ... (касатка острозубая).
У морского леопарда длинные усы - ... (морской леопард длинноусый).
У пингвина черные крылья - ... (пингвин чернокрылый).
У кита большой рот - ... (кит большеротый).
У моржа толстая кожа - ... (морж толстокожий).
Физкультурная минутка с движениями:
Здесь всюду холод, лед и тень,
Полгода – ночь, Полгода – день.
Из льда здесь люди строят дом,
И океан покрыт весь льдом.
Зверей ты здесь почти не встретишь.
И птиц ты в небе не заметишь.
Лишь мишка, белый, словно иней,
Хозяин ледяной пустыни.
Учитель-логопед: - Проходим за столы и продолжаем работу с планшетами логико-малыш.
Работа с предлогами. Педагог произносит предложение, дети должны соотнести картинку с символом предлога.
Тюлень лежит на льдине.
Писец сделал норку под снегом.
Северный олень спрятался за сугробом.
Морж плавает в море.
Пингвин стоит около льдины.
Белый медведь вышел из воды.
Дети после переворачивают карточки и проверяют правильность выполненного задания.
Если кто то выполнил не правильно проговариваем ошибки.
Следующее упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.
Логопед раздает рабочие листы на каждого ребенка.
Нужно одновременно правой и левой рукой провести по кругу.
Логопед: Скажите, а где мы можем встретить белого медведя и моржа?
Дети: в Зоопарке.
Логопед: верно, представьте, что вы смотрители зоопарка и к вам привезли новых животных. Пока им готовят их новое место обитания. Белый медведь и Морж находятся в клетках. И вам нужно одновременно левой и правой рукой нарисовать прутики у этих клеток, но будь те внимательны. У медведя клетка вертикальная, а у моржа горизонтальная. Перед тем как приступить к заданию, мы подготовим наши руки.
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук с мячиком Су Джок. (выполняется 2 раза)
Кто на севере живет?
Кто там ест и кто там пьет?
Звери необычные к холоду привычные.
Вот песец из норки смотрит.
Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан
Покоряет океан.
Гордый северный олень
Грузы возит целый день.
Логопед еще раз проговаривает задание.
Логопед: Посмотрим, какие клетки у вас получились.
Итог занятия
Логопед: Что на занятии вам понравилось? Какое задание для вас было самым трудным? Спасибо. Вы все сегодня постарались и были большие молодцы.
Список литературы:
1. Бардышева Т. Ю. , Моносова Е. Н.. Тетрадь логопедических заданий. –
М: «Издательство: Скрипторий 2003», 2011.
2. Коноваленко В. В. Коррекционная работа в подготовительной логопедической группе. - ООО «Гном-Пресс», 1998.
3. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. – ООО «Издательство ГНОМ
и Д», 2006.