Конспект ООД «Рябиновые посиделки»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе
(с использованием технологии приобщения детей к народным традициям)
Тема: «Рябиновые посиделки»
Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с рябиной как деревом-оберегом, с обычаями, традициями, приметами, связанными с рябиной в старину, с народным праздником «Рябинник»;
приобщать к традиционной русской культуре на основе использования разных художественно-творческих жанров;
продолжать учить детей высказывать свою точку зрения;
продолжать обучать детей рисованию нетрадиционными методами.
Развивающие: развивать познавательный интерес к традициям и обычаям, закрепить знания о рябине;
активизировать в речи детей запас народных примет, загадок, игр;
развивать память, внимание, мышление;
развивать мелкую моторику рук;
развивать навыки работы со шприцом.
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, к народным играм и праздникам;
воспитывать исследовательский интерес, вежливость, уважительное отношение к окружающим.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование и материалы: народная кукла Рябинка, презентация о рябине, распечатки раскрасок «гроздь рябины», шприцы, наполненные гуашью, материал для изготовления бус, гроздья рябины для украшения, рябина, на столе – баночки с рябиной (сырая, сушеная, варенье, компот, чай); дети – в русских сарафанах и рубахах; скамеечки, покрытые половичком.
Ход ООД:
Вводная часть.
В: Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие, желанные! Сегодня я пригласила вас на посиделки. Руководила посиделками всегда Хозяйка, сегодня я буду Хозяйкой.
Игра «Знакомство»
Мы ногами топаем, мы руками хлопаем,
И друг другу даже мы язычки покажем.
Пошире рот откроем (а-а-а), гримасы всем состроим,
Три!.. (девочки называют свои имена) Четыре!..(мальчики называют свои имена).
Основная часть.
В: Ну а теперь сядем рядком, да поговорим ладком. (Садятся на скамеечки). Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы побеседовать о необыкновенном дереве, которое с давних времен считается символом добра и благополучия.
Загадка:
Что за дерево такое
Украшает лес осенний?
Грозди красные на ветках...
Ну-ка, угадайте, детки:
Не ольха и не осина,
А красавица… (ответы детей).
В: Недаром говорят: рябина является украшением нашей природы. О ней говорили: не горит, не гниет и к человеческому жилью огонь и гниль не подпускает. А под осень сама полыхает огнями своих ягод. Наши предки очень любили рябину, обязательно сажали ее возле дома и считали ее своим оберегом. А что такое оберег? (ответы детей).
В: Когда поспевали плоды на рябине, делали обережную куколку Рябинку. Она считалась сильным оберегом, оберегала от порчи и сглаза. Ее ставили у входных дверей и она защищала дом от всех неприятностей. Куколок делали разными, но в их одежде должна была присутствовать красная или оранжевая ткань. (показать куклу, поставить на стол). А еще в старину, наши бабушки и дедушки из ягод рябины делали украшения – бусы. Они нанизывали ягодки на нитку, и получалось чудесное украшение. Это совсем не сложно, если хотите, я могу вас научить. Подходите к столу, берите бусинки.
Продуктивная деятельность - изготовление бус
(воспитатель объясняет технологию выполнения работы, по ходу осуществляет индивидуальную помощь, советует,показывает)
В: Красота! Ну, ребята, просто диво!
Вы работали красиво!
Мастера и мастерицы,
Надо всем у вас учиться!
Какие замечательные бусы получились. Давайте подарим их нашей Рябинке. (надеть бусы Рябинке). Рябинка будет защищать, оберегать нас, а бусы будут помогать ей в этом.
А еще ветками рябины украшают дом. И в честь рябины народ устраивает праздники - именины. Вот в какое время года у вас день рождения? У кого летом? А осенью, а зимой, весной? (ответы детей).
А как вы думаете, в какое время года рябина празднует свои именины? (ответы детей)
Посмотрите на картинки. А почему вы так думаете? (ответы детей)
В: Я вам раскрою секрет, празднует рябина именины 4 раза: первые именины в мае, когда первый лист на рябине распустится, вторые – когда рябина зацветет, третьи – в конце сентября, когда рябина поспевает.
Тогда устраивали большой праздник с красивым названием «Рябинник», пекли пироги, готовили угощения. Праздники сопровождались особым колокольным звоном, который назывался «Рябиновый звон». (Звучит колокольный «рябиновый звон»).
В: А теперь давайте подойдем к столу. Посмотрите, что я вам принесла! Что за ягода? Подходите поближе (на столе тарелочки с ягодами рябины, сушеная рябина, рябиновое варенье, компот, чай). А как вы думаете, ягода спелая на тарелочках лежит или нет? (ответы детей) Как вы догадались? (ответы детей) Можете потрогать (ответы детей).
В: Считается, что если подержать рябину в руках, хотя бы пару ягодок, то можно защитить себя от всего плохого. Посмотрите, как много у нас рябины. Урожай богатый собран. Но вот беда, ягоды быстро портятся. Ребята, а вы знаете, как ягоды сохранить, чтобы и зимой можно было полакомиться? (ответы детей).
В: Ягоды рябины не такие вкусные, как, например, вишня, но очень полезны, в них много витаминов. Свои полезные свойства плоды сохраняют два года. Это дерево помогает больным. Из веточек и ягод рябины заваривают лечебный чай. Он помогает избавиться от простуды, ведь витамина С здесь больше, чем в лимоне. А еще чай из рябины пьют просто для хорошего настроения. (Детям предлагается попробовать рябину, чай, компот, варенье). Понравилось? (ответы детей).
В: В праздники рябины парни и девушки собирались в избе на посиделки. На посиделках, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости, а еще девушки и парни хвалились здесь новыми нарядами. И в красивых нарядах водили хоровод под рябиной.
Физкультминутка: игра-хоровод «Рябина»
(дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – рябина. Ведущего выбирают по считалке:
Ёжик нес на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе — водить опять!)
Мы посадим рябинку (идут по кругу)
Вот так, вот так. (присесть)
Пускай наша рябина
Растет, растет. (медленно встать)
Вырастай ты, рябина,
Вот такой вышины. (руки вверх)
Вырастай ты, рябина,
Вот такой ширины. (руки в стороны)
Вырастай ты, рябина
В добрый час! («пружинка»)
Потанцуй, рябинка, (хлопают )
Покружись для нас!
А мы с этой рябины (приближаются к рябине)
Ягоды срывать будем, (дотрагиваются)
И от нашей рябины
Убегать будем! (убегают, ведущий ловит)
В: Четвертые именины рябины отмечали, когда наступали холода. Рябину уже не заготавливали. И часть ягод всегда оставляли на деревьях. Как вы думаете для чего? (Ответы детей).
Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут съедены к середине зимы. Животные также лечатся ягодами рябины. Давайте мы сегодня заготовим рябину на лекарство и попробуем нарисовать ее необычным способом: при помощи медицинского шприца. Для чего обычно используются шприцы? (Ответы детей).
Шприц состоит из полости (куда заливается гуашь или пластилин) и поршня. Во время рисования шприц держим тремя пальцами. Двумя пальцами за корпус, а большим пальцем надавливаем на поршень. Нажимаем очень осторожно.
Продуктивная деятельность - пластилиновая живопись из шприца «Гроздь рябины»
(Воспитатель объясняет технику рисования пластилином из шприца, при необходимости помогает детям).
В: Какие замечательные работы у вас получились. Каким способом мы рисовали? Чья работа понравилась? (ответы детей).
Рефлексия.
В: Теперь вы знаете, какую важную роль играла рябина в жизни людей в былые времена. Расскажите, пожалуйста, Рябинке, какое же добро несет людям дерево рябины? (Ответы детей).
А на прощание я хочу пригласить вас покататься на карусели.
Игра «Карусели»
Озорные карусели,
Полетели, полетели!
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
А потом все тише, тише
И на цыпочках, как мыши!
А потом, потом, потом
Все гуськом, гуськом, гуськом!
Озорные карусели!
Встали, сели! Встали, сели!
И направо покружились!
И налево покружились! Все!
Озорные карусели! Поклонились!
Чудо-чудо-чудеса!
Летят ленты в небеса!
В: Вам понравилось, ребята? Что запомнилось вам на наших посиделках? (Ответы детей).
В: У меня вам в утешение
Есть, конечно, угощение:
Конфетки медовые
И даже леденцовые.
Угощайтесь… не стесняйтесь… (Воспитатель угощает детей).
На этом наши посиделки заканчиваются, до свидания!
Литература:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
2. Антонова Г. А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. Спб: детство-пресс, 2012.
3. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. Спб.: Детство-Пресс, 2008.
4. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. Сфера, 2010.
Кияйкина Наталья Федоровна
Ирина Владимировна Казарцева