Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

0
0
Материал опубликован 7 January 2016

Пояснительная записка к презентации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Масленниково муниципального района Хворостянский Самарской области

Дата проведения: 2015 года

Уровень: общешкольная декада учителей гуманитарного цикла

 

Конспект открытого  урока по русскому языку в 5 классе по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

– сформулировать представление о чередующихся гласных е-и;

– сформировать способность употребления е-и в корнях слов;

– развивать орфографическую зоркость;

– воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Формируемые УУД:

Личностные:

– Принятие социальной роли  обучающегося;

– Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

– Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

– Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Регулятивные:

– Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы;

– Умение планировать и регулировать свою деятельность;

– Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

– Проговаривать вслух последовательность производимых действий;

– Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление   основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

– Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

– Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

– Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

– Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

– Расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов»;

– Умение строить речевое высказывание.

Предметные: 

– усвоение обучающимися перечня корней с чередованием;

– навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её;

– умение отличать данную орфограмму от других.

Ресурсы: доска, мультимедиа система, ноутбуки, колонки, PRO class

Организация пространства: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Ход урока:

1.     Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности.

– Эпиграфом к нашему уроку являются слова А.П. Сумарокова:

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь.

(Слайд 1)

– В чём  смысл стихотворения? Какой наказ в нём?

– Предположите, как этот эпиграф  может быть связан с темой сегодняшнего урока. (Ответы учащихся).

2. Мотивация учебной деятельности

-Ребята, вы уже знаете, что успех в учебе редко определяют природные способности. Гораздо чаще ему сопутствуют определенные приемы организации учебного труда.

-Вы можете самостоятельно открыть один из таких приемов, применяемых при определении чередующихся гласных Е-И. Обнаружить его вам поможет небольшое исследование, которое я предлагаю вам сейчас провести.

3. Изучение нового материала

-Представьте, что наш класс – исследовательский центр. Вы ученые- лингвисты. Вам предстоит решить небольшую исследовательскую задачу: почему в одних словах в корне пишется Е, а в других – И.

-На слайде даны две колонки слов с чередованием Е//И в корне. Буквы Е и И выделены красным  цветом. (Слайд 2)

разбирать – разберу
отпирать – отпереть
задирать – задеру
вытирать – вытереть
замирать – замереть
блистать – блестеть
расстилать – расстелить
выжигать – выжег

         Учащиеся выделяют в слове корень, ставят ударение, определяют, какая гласная стоит за корнем. Вместе выводим правило написания Е-И в корнях с чередованием: если за корнем стоит суффикс А, то в корне будем писать И, а если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

4. Целеполагание

         -Нам сегодня предстоит  запомнить правила употребления Е-И в корнях слов и уметь определять нужную гласную на письме. (Слайд 3)

5. Динамическая пауза.

-А теперь физминутка! 

 Игра «Хлопок». (Слайд 4)

-Я буду диктовать вам слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок, а если Е-два хлопка.

Блестеть                       протирать                              отмирающий

Блистать                       умирать                                 вытирать

Запереть                       расстелить                             выбирать

Выберу                         вычитание                             расстилать

Забирать                       протереть                              добираться

-Молодцы!  Я вижу  заряд  положительных эмоций.

6. Закрепление

«Помогите Незнайке»  (Слайд 5)

Слышен стук в дверь, входит Незнайка.

- Ребята, помогите! Я ничего не знаю, ничего не понял!

- Что случилось, Незнайка?

- Я опаздываю в школу… Этот умник Знайка задал нам такое трудное домашнее задание! И я не смог его выполнить.

- Ну, успокойся. Показывай нам свое задание.

- Вот оно. Нужно найти слова с чередованием Е – И в корне, объяснить их написание и обозначить орфограмму. А я ничего не знаю! Ничего не понял! (Разворачивает большой лист бумаги, на котором написано его домашнее задание):

Б..рись дружно – не будет грузно.

Всякий изб..рает друга по своему нраву.

Когда у человека есть друг, он всегда может оп..реться на его плечо. (Слайд 6)

- Незнайка, тебе очень повезло. Ребята только что познакомились с правилом, которое ты не понял. И они тебе сейчас помогут.

Учащиеся находят слова с изученной орфограммой, обозначают ее, объясняют выбор нужной гласной.

- Спасибо, ребята, - говорит Незнайка. – Теперь я все понял. Я на всю жизнь запомню, что в корне пишется тогда, когда за ним стоит суффикс – А-, а если суффикса – А- нет, то нужно писать букву Е.

- Ты молодец, Незнайка! И ребята молодцы. Так грамотно тебе все объяснили.

- Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Пусть попробует этот Знайка – зазнайка не поставить мне «5»!

- До свидания, Незнайка! Ну а мы с вами продолжаем.

Звуковой диктант (звучат отрывки из аудио текстов сказок А.С. Пушкина).

-Ребята, сейчас вы услышите строчки из известных вам произведений. Ваша задача - выписать слова, в которых гласные корня чередуются, объясняя написание, и выяснить, кто автор этих строчек и откуда взяты отрывки?

1) На девичник собираясь

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим

Перемолвилась с ним.

2) Прибежал бесенок, задыхаясь,

Весь мокрехонек, лапкой утираясь,

Мысля: дело с Балдою сладит

Глядь, а Балда братца гладит.

3) Пёс бежит за ней, ласкаясь,

А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо.

4) В сени вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

5) В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведет.

-Ребята! Данные отрывки подобраны из сказок А.С.Пушкина.

 ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 — 1837) -  поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Даже из этих коротких строк вы должны были почувствовать всё тепло его русской души.

(Слайд 7 - показ видеоролика)

7. Завершающий контроль

-Ну а теперь, подобно Александру Сергеевичу, я предлагаю вам проявить своё творчество при выполнении теста.

Ребятам предлагается выполнить тестовые задания, используя PRO class.

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть
2) разб...ру вещи
3) проб...рался сквозь заросли
4) выд...рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце
2) зат...реть пятно
3) зам...рли в ожидании
4) соб...раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок
2) бл...стала красотой
3) хорошее соч...тание
4) зам...реть в позе лотоса
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб...рать союзников
2) подж...гать дома
3) ст...реть линию
4) сд...рать кожу
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум...рающий лебедь
2) переб...рёт крупу
3) оп...реться на друга
4) забл...стеть на свету

8. Рефлексия

- А теперь я предлагаю вам начертить кластер по изученной орфограмме «Чередование Е - И в корне слова». (Задание по группам - каждая группа чертит свой кластер на приготовленных листах, а затем представляет его всем).

Прием « Незаконченное предложение».

На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне _________ понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Я сегодня на уроке узнал, что… (Слайд 8)

9. Домашнее задание (дифференцированное)

Для слабых учеников – записать 10 слов на изученную орфограмму, обозначая её.

Для сильных - написать  лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова. (Слайд 9)

 <

Приложение.

span style="line-height: 18.2px;">Здесь будет файл: </span>/data/edu/files/a1452254297.ppt<span style="line-height: 18.2px;"> (Презентация к уроку)</span>

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.Видеоролик  - http://xitfilms.ru/online/dGZIMTNSLVBlNzg=

Слайд 8.

Слайд 9.

Предварительный просмотр презентации

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат, Но скудно вносим мы в него хороший склад; Так чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить. Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть, А правильно писать потребно всем уметь. А.П. Сумароков

разбирать – разберу отпирать – отпереть задирать – задеру вытирать – вытереть замирать – замереть блистать – блестеть расстилать – расстелить выжигать – выжег

ЦЕЛЬ УРОКА: запомнить правила употребления Е-И в корнях слов уметь определять нужную гласную на письме

Игра «Хлопок» Если в слове есть И – хлопок, а если Е-два хлопка.

Б..рись дружно – не будет грузно. Всякий изб..рает друга по своему нраву. Когда у человека есть друг, он всегда может оп..реться на его плечо.

Урок мне _________ понравился. Я _____ доволен своей работой на уроке. Я сегодня на уроке узнал, что…

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации