Технологическая карта урока русского языка по теме «Буквы Е–И в корнях с чередованием»
Десятое апреля. Классная работа.
Диагностическая работа Сгруппируйте слова. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы. Сл_гаемое, ф_гура, сл_жение, оч_щает, р_сток, г_тара, загл_делся, р_стение, к_нал, расст_лать, т_нистый.
Ключ фигура, гитара, канал; очищает, загляделся, тенистый; слагаемое, сложение, росток, растение.
Проанализируйте данные слова и выведите закономерность. Застелю, подстилаешь, застилает, настелить, настилать, подстелю.
1) Застелю, настелить, подстелю. 1) Застелю, настелить, подстелю. 2) Подстилаешь, застилает, настилать.
1) Застелю, настелить, подстелю. 2) Подстилаешь, застилает, настилать.
Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Объясните лексическое значение данных слов. избирать – изберу -бер- - - бира- запирать – запер -пер- - - пира- отдирать – отдеру -дер- - - дира- вытирать – вытер -тер- - - тира- замирать – замер -мер- - -мира- расстилать – расстелю -стел- - -стила-
Девочка очень аккуратная. Девочка очень аккуратная. Хорошо всё убирает, всю грязь отдирает, пыль везде стирает, шкафы запирает. Так устает, что умирает от усталости. Но когда устаёт, сердится и говорит: «Когда все уберу, грязь отдеру, надо пыль стереть, шкафы запереть. Не хочу! Я так устала, что могу умереть!»
Алгоритм применения правила «Буквы Е- И в корнях с чередованием». 1. Выдели корень с чередованием. 2. Найди и выдели суффикс «А». Да Нет Пиши «И» Пиши «Е» Выт_рал доску – выт_р доску
отп_раю, отп_реть, соб_раю, соб_рёшь, зад_рать, зад_рет. отп_раю, отп_реть, соб_раю, соб_рёшь, зад_рать, зад_рет.
Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Графически объясните их написание. Сидеть, застелить, глядеть, половинка, умирать, положение, косичка, отрасль, росинка, убегать, выращивать, примирить, зарисовать, замереть.