Технологическая карта урока русского языка по теме «Буквы Е–И в корнях с чередованием»
Пояснительная записка к презентации
ФИО учителя |
Стельмах Светлана Вячеславовна |
Предмет |
Русский язык |
Дата |
10 апреля 2016 года |
Класс |
5 «Е» |
УМК Учебник |
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский . - М.: Просвещение, 2012. – 176 с. : ил. |
Буквы Е - И в корнях с чередованием. (Раздел изучения – «Глагол»). |
|
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
Технология обучения русскому языку |
Технология личностно – ориентированного образования «Обучение как исследование». |
Место проведения |
Региональная стажировочная площадка по теме «Методическое сопровождение введения и реализации ФГОС ООО на основе использования разнообразных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса» - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 46" г. Калуги. |
Цель урока: |
Выяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора букв Е – И в корнях с чередованием; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся. |
Предметные результаты |
Знать перечень корней с чередованием е – и, условия выбора букв е – и в изучаемых корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; уметь правильно писать слова с чередованием е – и в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Метапредметные результаты |
Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Умение извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. |
Личностные результаты |
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию. |
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя. |
ФОУД |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент. |
Формирование умений самоорга-низации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности. Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Организует самоопределение учащихся к учебной деятельности «Я готов к уроку». Вступительное слово. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости…» (слайд 1). -Проверьте свою готовность к уроку. |
Фронтальная. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, аккуратность и правильность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. Демонстрируют готовность к уроку. |
ПУУД: понимать познавательную задачу. РУУД: Оценивать свою готовность к уроку. КУУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и выражать свои мысли. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока. |
Выводит учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помогает обучающимся сформулировать цели и задачи урока. Подводит к работе со слайдом: «Что значит диагностическая работа?» Предлагает ученику прочитать задание на слайде. На доске (экране) (слайд 2 «Диагностическая работа») записаны слова с пропусками букв. Задание: Сгруппируйте слова. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы. Сл…гаемое, ф…гура, сл…жение, оч…щать, р…сток, г…тара, загл…делся, р…стение, к…нал, расст…лать, т…нистый. -Поднимите руку, кому непонятно задание. -Выполняем работу. Организует обсуждение исследования: «Посмотрите на предложенные слова. Что общего у этих слов?» «На сколько групп вы разделили данные слова?» «По какому принципу распределяли слова по группам?» Организует работу по проверке правильности выполнения задания: «Проверим правильность выполнения задания по слайду «Ключ». Обменяйтесь тетрадями в парах». На экране (слайд 3 «Ключ»). фИгура, гИтара, кАнал; очИщает, заглЯделся, тЕнистый; слАгаемое, слОжение, рОсток, рАстение. «Выполните взаимопроверку работы по критериям». «Обменяйтесь тетрадями в парах. Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок? Кто с одной ошибкой? Поставьте оценки. Объясните орфограммы в корнях слов». Создает ситуацию затруднения и управляет действиями обучающихся при выявлении затруднений, (определении границы «знания-незнания): «Что вызвало затруднения?» Выписывает слово «расст…лать» на доску. «К какой группе вы отнесёте данное слово?» «Ваши версии написания гласной в корне слова «расст…лать»? (Выписывает версии на доску) «Какая задача стоит перед нами?» «Сформулируем тему урока». Записывает тему урока на доске. (Слово «расст…лать» записано на доске с чередованием). |
Индивид. |
Выполняют диагностическую работу, распределяя слова по группам, отвечают на вопросы. Осуществляют проверку по «ключу», оценивая работу по критериям. Самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока. Отвечают на вопрос: «Это значит, мы будем проверять знания, полученные нами ранее. Как хорошо нами усвоен пройденный материал.» . Отвечают на вопросы учителя: «Безударные гласные в корне». «На 3 группы». «Непроверяемые гласные в корне слова, проверяемые ударением и гласные в корнях с чередованием». Выполняют взаимопроверку, ориентируясь на слайд 3. Выставляют оценки карандашом. (Критерии: 1-2 ош. – «4», 3-4 ош. – «3».) Объясняют написание гласных в корнях, дают полные ответы. Выявляют затруднения, определяют границы знания – незнания: «Слово «расст…лать». «А почему на слайде -ключе нет слова «расст…лать»? «К безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением…» Предположения… «стЕлит», «подстИлка». «Определить, какую букву писать в слове «расст…лать» - Е или И». «Правописание гласной в корне слова «расстЕ/Илать». Записывают тему урока в тетради. |
ПУУД: понимать познавательную задачу. осуществлять актуализацию полученных знаний, строить логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы. КУУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и выражать свои мысли. |
Актуализация знаний. |
Воспроизведение и коррекция ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Наблюдение за языковым материалом. |
Организует наблюдение за языковым материалом, создаёт ситуацию затруднения и управляет действиями обучающихся при выявлении затруднений (слово «расст…лать»). Подводит учащихся к осознанию темы, целей и задач урока. «Перед нами три слова «стелит, подстилка и расст…лать». Какое слово может выступать в роли проверочного?» «Являются ли слова «стЕлит», «подстИлка» и «расст…лать» однокоренными? «Значит, слово «расстИлать» вы можете проверить и словом «стЕлит», и словом «подстИлка»? Какое из двух слов выберете? Ваши версии». «Мы с вами уже встречались с корнями с чередованием?» «Докажите, что это корень с чередованием». «Как мы пишем корни с чередованием?» «Мы это правило знаем?» «Предлагаю вывести это правило. Для этого проведём исследование». |
Работа в парах. |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. «Однокоренное или форма слова». «Однокоренными называются слова, имеющие общий корень. Чтобы доказать, что слова являются однокоренными, нужно истолковать их лексическое значение». « Да. У них общее лексическое значение. «Стелить» - раскладывать по поверхности». «Написание гласной в корне данного слова нельзя проверить по сильной позиции. Это корень с чередованием». «Да». «Лексическое значение у этих слов одинаково, корень один, но гласные в корнях разные – Е и И». «По правилу» «Нет» |
ПУУД: осуществлять актуализацию полученных знаний, строить логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы. РУУД: принимать учебную цель, определять её, уметь слушать, дополнять, уточнять, осознавать недостаточность своих знаний для полных ответов. КУУД: развивать речевую деятельность, правильно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме, приводить аргументы, подтверждать свою позицию. ЛУУД: понимать значение и смысл обучения, отстаивать свою позицию. |
Открытие новых знаний. (Исследование). |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. |
Организует исследовательскую деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи. Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. На экране языковой материал. (слайд 4) Задание. Проанализируйте данные слова и выведите закономерность. Застелю, подстилаешь, застилает, настелить, настилать, подстелю. Предлагает вспомнить правила работы в парах: «Работаем в парах. По каким правилам проводится такая работа?» Организует обсуждение результатов исследования: «Каким образом вы проводили исследование? Какую работу выполняли?» Предлагает сверить со слайдом. (слайд 5). Слова поделены на 2 столбика, выделены корни: 1) Застелю, настелить, подстелю; 2)Подстилаешь, застилает, настилать. Предлагает сверить со слайдом. (слайд 6). Слова поделены на 2 столбика, выделены корни и суффикс «А»: 1) Застелю, настелить, подстелю; 2)Подстилаешь, застилает, настилать. «К какой гипотезе вы пришли?» «Где мы можем подтвердить правильность нашей гипотезы?» «Сверим наши выводы с правилом в учебнике на стр. 112.» «Верна наша гипотеза?» «Проговорите правило сначала про себя, затем друг другу в парах.» |
В парах. |
Осуществляют исследовательскую деятельность. Выдвигают гипотезы. Дают полный ответ, как работать в парах: «Выслушиваем говорящего, не перебиваем, учитываем мнение другого ученика, приходим к общему мнению». Работают в парах. Обсуждают. Обсуждают исследование. Группируют слова: «Слова можно разделить на 2 группы или 2 столбика. В 1 столбике у слов корень СТЕЛ, во 2 – СТИЛ.» (по 2 человека у доски) Выделяют у доски суффиксы. Предлагают гипотезы: «Если после корня стоит суффикс А, то в данном корне пишем И, если нет, то Е». «Во 2 столбике глаголы несов. вида, в них во всех корень с И.» «В учебнике». Сверяют свои выводы с правилом в учебнике. «Всё верно. В корнях с чередованием Е-И буква И пишется в том случае, если после корня стоит суффикс А.» Проговаривают правило в парах. |
ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации, строить логические цепочки рассуждений, наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать, осуществлять исследовательскую деятельность. РУУД: способность ставить новые учебные цели и задачи (целеполагание), принимать учебную цель, уметь слушать, выдвигать версии. КУУД: организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, рассуждать, уметь выражать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. ЛУУД: отстаивать свою позицию, оценивать усваиваемое содержание, понимать значение и смысл обучения, адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Первичная проверка понимания. Восприятие и первичное осознание нового. |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопросам. Составление алгоритма. |
Организует работу по закреплению умений и навыков. Предлагает познакомиться с корнями с чередованием на данное правило: «Давайте посмотрим, сколько таких корней с чередованием. Обратите внимание на экран» (слайд 7). Задание. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Объяснить лексическое значение данных слов. избирать - изберу, запирать - запер, отдирать – отдеру, вытирать – вытер, замирать – замер, расстилать – расстелю. В левом столбике предложены слова, в правом – корни слов с чередованием. Предлагает зафиксировать в тетради – справочнике материал слайда 7. Предлагает задание на смекалку на логическое мышление: «В некоторых словах зашифровано имя девочки. (слайд 8) Девочка очень аккуратная. (В словах выделены корни с чередованием, графически обозначен суффикс «А».) «Поможет ли это имя нам при запоминании правила?» Организует работу по составлению алгоритма: «Составьте алгоритм применения правила». Выводит пошагово алгоритм на слайде на доску. (слайд 9-«Алгоритм») Предлагает проверить, работает ли алгоритм. «Работает наш алгоритм?» |
Фронтальная, индивидуальная |
Принимают участие в работе под руководством учителя, выполняют задание, работают с учебником, составляют алгоритм действий. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Называют корни, чередующиеся гласные в них, толкуют лексическое значение предложенных слов: «Избирать – производить выбор, запирать – закрывать на замок, отдирать – отрывать что-то с усилием, вытирать – стирать, очищать что-либо с помощью трения, замирать – становится неподвижным, прекращать деятельность, расстилать – раскладывать что-то по поверхности» Фиксируют материал слайда 7 в тетради – справочнике, графически выделяя морфемы. предварительно отступив строку для записи темы. Читают материал на слайде 8 построчно, делают вывод: «ИРА. Буквосочетание похоже на женское имя ирА» «Оно может служить нам подсказкой при написании корней с чередованием, зависящих от наличия суффикса «А». Составляют алгоритм: 1. Выделяем корень с чередованием; 2. находим и выделяем суффикс А; 3. Если есть суффикс А, то в корне пишем И, если нет, то Е. 2 ученика по очереди пошагово применяют алгоритм, проверяя, работает ли он. Словосочетания: выт…рал доску, выт…р доску. Подтверждают работоспособность алгоритма, фиксируют его в тетради – справочнике. |
ПУУД: читать, слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебника и в рабочих тетрадях, выполнять задания, практически осваивать методы познания. РУУД: вносить коррективы в действие после его завершения, замечать допущенные ошибки; осуществлять пошаговый и итоговый контроль, успешно использовать его в решении учебной задачи. КУУД: организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, уметь задавать вопросы для уточнения последовательности работы, приводить аргументы, подтверждать свою позицию. ЛУУД: отстаивать свою точку зрения, оценить усваиваемое содержание. |
Физкультминутка |
Снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью, тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций. |
Проводит физкультминутку. 1. Разминка для глаз. «Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано: где окно, а где кино. Обведу я ими круг, посмотрю на мир вокруг». 2. Разминка для пальчиков. «Мы ладошки потрясём, каждый пальчик разомнём. Чтоб красиво написать, нужно пальчики размять. Раз, два, три, четыре, пять – за письмо получим «пять». 3. Разминка для позвоночника. «А теперь мы тихо встали, дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело». |
Совместная деятельность учителя и ученического коллектива, фронтальная. |
Выполняют упражнения. |
КУУД: участвовать в совместной деятельности. ЛУУД: вырабатывать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему здоровью. |
Первичное закрепление. Промежуточная диагностика усвоения новых знаний. Оперирование знаниями в новых ситуациях. |
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение практического задания, применение новых теоретических сведений (алгоритма) при решении учебно-практических задач. |
Организует работу по закреплению умений и навыков. Учитель: (слайд 10.) Задание: Спишите слова (через одно по вариантам),проговорите,объясняя по алгоритму соседу. отп…раю, отп…реть, соб…раю, соб…рёшь, зад…рать, зад…рёт. -Ребята, выполнявшие задания первого варианта, какая гласная встретилась в ваших словах? -У второго? Предлагает уточнить тему урока: «Теперь мы можем с вами уточнить тему сегодняшнего урока?» Предлагает задание с проблемным словом (на логическое мышление). слайд 11. Задание. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Объясните графически их написание. Сидеть, застелить, глядеть, половинка, умирать, положение, косичка, отрасль, росинка, убегать, выращивать, примирить, зарисовать, замереть. Если времени достаточно, написание слова «примирить» объясняем в классе, если нет – предложить в дополнение к домашнему заданию подумать над проблемным вопросом: «Является ли корень слова «примирить» корнем с чередованием?». Организует проверку правильности выполнения задания. «Сверьте с доской. Сколько слов выписали? Поднимите руку, кто выписал правильное количество слов. Кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе «5» те, кто не ошибся» |
В парах Индивид. |
Работают в парах и индивидуально. Пользуясь алгоритмом, выписывают слова (1,3,5 слово – 1 вариант, 2,4,6 – 2 вариант) Выписывают слова, проговаривают, объясняя по алгоритму соседу. -И -Е Уточняют тему урока: «Да. «Буквы Е – И в корнях с чередованием». Записывают формулировку в тетрадь – справочник. Выписывают слова, объясняют в тетради графически написание корней с чередованием. Проверяют правильность выполнения работы у доски. Отвечают: «В слове «примИрить» - корень не с чередованием, а корень с безударной гласной, проверяемой ударением. Для доказательства толкуем лексическое значение слова. «Примирить» - мирить, восстанавливать мирные отношения между ссорящимися, враждующими.» У доски: выходят по 1 человеку, каждый выписывает по одному слову и объясняет. Отвечают: «Выписали 6 слов: застелить, положение, отрасль, выращивать, умирать, замереть» |
ПУУД: выполнять задания, практически осваивать методы познания. КУУД: организовывать учебное взаимодействие, осуществлять совместную работу в парах, приводить аргументы, подтверждать свою позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (технология проблемного диалога). РУУД: вносить коррективы в действие после его завершения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, определять степень успешности своей работы и работы других людей. ЛУУД: отстаивать свою точку зрения, оценивать усваиваемое содержание. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Формирование осознанности и критичности учебных действий; осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; развитие способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. |
Проводит заключительную беседу по вопросам. Учитель: «Какую задачу мы поставили в начале урока?» «Мы можем теперь объяснить написание гласной в корне данного слова?» Учитель: «Какова тема сегодняшнего урока?» «Что нового узнали на уроке?» Учитель: «Мы достигли цели урока?» Учитель: «Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения? Вам понравилась исследовательская работа в паре? Чем? Вам были необходимы эти знания? Какое значение имеют для вас полученные знания? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?» «Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных вам карточек и покажите мне. Активно работали – карточка с улыбающимся лицом, недостаточно активно – карточку с грустным лицом.» |
Фронтальная. |
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Обучающиеся: «Выяснить, какую букву писать в корне слова «расст…лить» - Е или И?» «Да.» Обучающиеся: «Буквы Е – И в корнях с чередованием.» «Как правильно писать буквы Е и И в корнях с чередованием» Обучающиеся: «Да. Теперь мы знаем при каких условиях в корнях с чередованием пишется буква И, а при каких –Е.» Обучающиеся: «Анализировали, составляли алгоритм». Ответы обучающихся. «Полученные на уроке знания позволяют правильно, без ошибок писать. Грамотному человеку необходимы эти знания». Оценивают свою работу на уроке. |
ПУУД: анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока. РУУД: определять степень успешности своей работы и работы других людей, уметь слушать говорящего. КУУД: слушать товарища, учитывать разные мнения, выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме. ЛУУД: уметь оценивать поступки, отстаивать свою точку зрения, искать свою позицию (делать свой выбор). |
Домашнее задание |
Информировать обучающихся о домашнем задании, проверить, как обучающиеся поняли содержание работы и способы её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся. Домашнее задание представлено с учетом возможностей обучающихся. |
Предоставляет выбор заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации. Дифференцированное домашнее задание (слайд 12.): Выучить теоретический материал в п. 112 учебника и тетради – справочнике. Задание на выбор: упр. 646 или составить задание по типу «Третий лишний» на орфограммы «Безударные гласные в корне слова» (4 цепочки, 12 слов) |
Индивидуальная |
Самостоятельно осуществляют выбор домашнего задания. |
ПУУД: осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. РУУД: планировать свои действия в соответствии с самооценкой, адекватно осуществлять самооценку. КУУД: уметь работать дома со словарями, правильно выражать свои мысли и строить высказывания. ЛУУД: понимать значение и смысл обучения, оценить усваиваемое содержание. |
Презентация к уроку "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
PPTX / 786.07 Кб
Задания к уроку "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
DOCX / 14.05 Кб