Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

3
0
Материал опубликован 29 December 2017 в группе

Технологическая карта урока «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

 (УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.)

Учитель

Матвеева Наталья Юрьевна

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Цели урока:

образовательная

познакомиться с чередованием гласных Е-И в корнях и способом действия при выборе орфограммы Е-И в корне слова

воспитательная

Воспитывать интерес к изучению русского языка

развивающая

развивать творческие способности, логическое мышление учащихся; формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда; развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать умение комментировать орфограмму, развивать творческую деятельность

Технологии

Личностно-ориентированная технология обучения, Тестовая технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология

Межпредметные связи

Литература

Понятия, термины:

Чередование, орфограмма-буква, слова-исключения

Планируемый результат

Предметный (ПР):

Научатся применять правило правописания Е-И в корнях с чередованием, научиться обозначать её графически и объяснять правописание, объяснять языковые явления

Личностный (ЛР):

Формирование уважительного отношения к родному языку, гордости за него; потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремления к речевому самосовершенствованию; умения слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Метапредметный (МР):

способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; добывать недостающую информацию; самоанализ и самооценка.

Организация пространства

Ресурсы (основные, дополнительные):

Работа в парах , индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа

доска, ноутбуки, Интернет, карточки с изображением эмоций радости и грусти

Организация деятельности на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов)

Организационный момент

Проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Начинаем наш урок.

Слушают учите­ля, участвуют в диалоге с учи­телем. Размеща­ют учебные ма­териалы на рабо­чем месте, де­монстрируют готовность к уроку

Актуализация знаний. Выяв­ление ме­ста и при­чины за­труднения. Целеполагание.

Подводит учащихся к самостоятельной формулировке темы урока, помогает обучающимся сформулировать цели и задачи урока.

-Ребята, перед вами слова с чередующимися гласными. Но ветер унёс гласные из

корня. Восстановите унесённые буквы, объяснив их написание.

Распол..житься, изл…гать, выр…щенный, прор…сли, р…стение, р…сток, сл…гаемое, предл…гать, подб…рать, выб…ру.

-Во всех ли словах вы смогли восстановить буквы и объяснить их написание?

Какие слова вызвали затруднение?

Какая задача стоит перед нами?

Самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.


 

Объясняют написание гласных в корнях, дают полные ответы.

Узнать как пишутся слова «подб…рать, выб…ру.»

Открытие новых знаний.

- Прочитайте записанные на слайде слова (слайд 1):

разбирать разберу

отпирать отпереть

задирать задеру

вытирать вытереть

замирать замереть

блистать блестеть

расстилать расстелить

выжигать выжег

Являются ли слова они однокоренными?

Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. (Слайд 2)

Что заметили?

А чем эти слова отличаются?

Как вы думаете, почему? Объясните.

- Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает?

- Обратимся к материалу учебника с.112.

- Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И в корнях.

- К какой гипотезе вы пришли?

- Сверим наши выводы с правилом в учебнике (§ 112).

- Расскажите о правописании корней с чередованием гласных

Е-И.

- Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать

эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

(Слайд 3)

Алгоритм.

1. Найти орфограмму по опознавательному признаку

2. Выделить корень.

3. Проверить наличие или отсутствие суффикса -А- после корня. Графически выделить условие .орфограммы.

4. Если после корня есть суффикс -А-, то пишется буква И, а если нет – Е

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Да. У них общее лексическое значение.

В словах левого столбика в кор­нях пишется буква И, а в корнях правого столбика - Е.

При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква И, а при каких — Е?

Работают с учебником в парах , осваивают линг­вистические тер­мины, обсуждают и выдвигают гипо­тезы

Если после корня стоит суффикс А, то в данном корне пишем И, если нет, то Е

Принимают уча­стие в работе, под руковод­ством педагога выполняют задание, составляют алгоритм дей­ствий. Формули­руют собствен­ные мысли,

Высказывают и обосновывают свою точку зрения

Физкультминутка

- Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем. Я вам буду называть слова на изученное правило. Если в корне надо писать букву И, то вы хлопаете в ладоши, а если надо писать Е, то выполните приседание.

Забирать, замирать, заберу, запереть, стирать, замереть, запирать, стелить, поджигать, прочитать, прочесть, стереть.

Дети делают элементарные движения, применяют полученные знания

Первич­ное закрепление

Организует работу по закреплению умений и навыков.

1)Выполнение теста

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b92849f-ef5b-4d64-8fa0-59f3442e1cc7/%5BRUS5_049%5D_%5BQS_403%5D.html

Проверим. В какие слова вы не выделили?

2)Решение упражнения (1, сильные ученики - 1, 2)

http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=bukvi_e_i_v_korniax

- Проверь самостоятельно и оцените выполнение упражнения.

Работают индивидуально, сверяют написание. Слайд 4

Умирает, наберёшься, задирай, потеряешь, дерутся.

Слайд 5

Бл стит снег, звёзды бл стают, соб раются на занятия, соб рёмся на праздник, ст рать с доски, ст реть пятно, заст лать пол, заст лить постель, зап реть дверь, зап рать на ключ.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какую цель мы поставили в начале урока?

-Можем теперь мы объяснить написание слов

«подб…рать, выб…ру.»

Достигли мы цели?

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности вы испытывали во время работы?

Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

Если хорошее поднимите карточку с улыбающимся лицом, плохое - карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уро­ке.

Домашнее задание

Составить сказку (рассказ) с использованием слов с новой изученной орфограммой. Фантазируйте! (Слайд 4)

Записывают домашнее задание.


 


 


 

Организация деятельности на уроке

Этапы урока

Оформление

доски, наглядность

Методы, приемы, техники

Формы работы

Формируемые умения (результаты взаимодействия, сотрудничества)

Организационный момент

 

Устная фронтальная работа

Фрон­тальная

Оценивать свою готовность к уроку

Актуализация знаний. Выяв­ление ме­ста и причины за­труднения. Целеполагание.

На доске написаны слова

Распол..житься, изл…гать, выр…щенный, прор…сли, р…стение, р…сток, сл…гаемое, предл…гать, подб…рать, выб…ру.

Словесно-иллюстративный, метод поискового обобщения.

Устная фронтальная работа.

Организация беседы по пройденному материала.

Индивид.

Познавательные: понима­ют познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции. Коммуникативные: Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле,

Открытие новых знаний.

Слайд 1 ,2, 3

Исследовательский, практический, познавательно-рефлексивный.

Работа в парах, устная фронтальная работа.

Сопоставление и сравнение, обобщение, алгоритмизация, анализ и синтез.

Индивид, работа в парах

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материализованной и умственной

форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза,

сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

Коммуникативные: слуша­ют, задают вопросы, отве­чают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения, учатся работать в группах, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Физкультминутка

 

Устная фронтальная работа

Фрон­тальная

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия

Личностные: снять напряжение и утомление на уроке.

Первич­ное закрепление

Ссылки заранее открыты на компьютерах.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b92849f-ef5b-4d64-8fa0-59f3442e1cc7/%5BRUS5_049%5D_%5BQS_403%5D.html

Слайд 4

http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=bukvi_e_i_v_korniax

Слайд 5

Самоконтроль, с использованием эталонных ответов

Контроль

познавательной рефлексии,

разноуровневой дифференциации.

Индивидуальная

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза,

сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают

обобщения, выводы

Личностные: имеют жела­ние осваивать новые виды деятельности, участвовать

в творческом, созидатель­ ном процессе.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Устная фронтальная работа

Фронтальная

Познавательные: анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.

Коммуникативные слушать товарища, учитывать разные мнения, выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью, оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: отстаивать свою точку зрения, искать свою позицию (делать свой выбор).

Регулятивные: оценивают свою работу

Домашнее задание

Слайд 4

Словесный

Индивидуальная

Личностные: понимать значение и смысл обучения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации