Урок-контрольная работа по русскому языку «Чередование е-и в корне глагола» (5 класс)
Предмет: русский язык |
Класс: 5 |
Тема урока: Чередование гласных е-и в корне глагола |
|
Цель урока:
|
|
Ключевая идея урока: развитие критического мышления учащихся и способности управлять уровнем собственного обучения через использование критериального оценивания. |
|
Тип урока: урок закрепления знаний |
|
Оборудование: презентация (флипчарты), учебник, раздаточный материал. |
Учитель: Медведко Александра Михайловна
ГУ «Физико-математический лицей отдела образования акимата города Костаная»
Костанай,Казахстан
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
Психологический настрой. Деление учащихся на группы (5*5)
II Актуализация знаний.
Работа с теоретическим материалом. В группах выбирается 1 отвечающий.
Задание учителя:
Расскажите правило о правописании гласных е-и в корнях глагола с чередованием, приведите примеры (1 учащийся из группы). Остальные – экзаменаторы, будете рецензировать и оценивать ответ.
III Основная работа по теме урока
Работа в группах.
1. Прочитайте текст.
Мы находимся у подножия Уральских гор. Соб…раем ж…лтые, лиловые, красные цв…ты. На р…стениях еще сохр…нились капельки р…сы. Взб…раемся на в…ршину. Внизу бл…стит река. Сердце зам…рло от восторга.
Выполните задание:
Спишите текст.
Найдите грамматические основы.
Чем выражены сказуемые?
Какая орфограмма есть во всех этих глаголах?
2. Прочитайте пословицы и поговорки, выпишите выделенные слова и обозначьте в них корень. Объясните графически орфограмму в корнях этих слов.
Смелый умирает один раз, а трус каждый день.
Смерть чинов не разбирает.
Солдат службы не выбирает.
Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.
Кто детям потакает, сам слезу утирает.
На работу спирает дух, а ест за двух.
Не задирай нос высоко - споткнешься.
Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Не силой дерутся - умением.
С кем поведешься, от того и наберешься.
3. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, определить часть речи. Соотнесите данные слова с изученным правилом.
неразб...риха обт...рание
отм...рание выч...тание
бл...стательный заж..галка
4. Магический квадрат. Выполнение на ватманах.
1 учащийся диктует группе по одному слову, ученики анализируют его и в клеточку вписывают только чередующуюся корневую гласную букву. Затем соединяют все буквы «И» и вывешивают работу на доску.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
Слова для магического квадрата
Выд..рать, приб..ру, отп..реть, выт..р, нати..рать.
Расст..лает, бл..стящий, заж..чь, заж..гательный, отм..рают.
Бл..стательный, забл..стеть, выж..гать, взб..решься, взб..раться.
Прод..раешься, отп..раешь, расст..лю, выж..г, ст..раем.
Отд..рает, нат..реть, разб..решься, уб..рет, вып..рает.
IV Итоговая работа. Контрольная работа.
Первый этап (Знание):
Прочитайте слова. Что в этих словах общего? Чем эти слова отличаются? Разбирать Отпирать Задирать Вытирать Замирать Блистать Расстилать Выжигать Рассчитывать |
Разберу Отпереть Задеру Вытереть Замереть Блестеть Расстелить Выжег Расчет |
Ответ: ______________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
1. Спиши. Выдели корень. Поставь ударение.
2. Вспомни корни с чередованием.
Если после корня суффикс _____ , то пишу гласную ____ .
Если после корня нет суффикса ____ , то пишу гласную_____ .
Заверши. Например:
Прот…р, но прот…раю;
Заб…раю, но заб…ру;
Отп…раю, но______________________;
Бл…стеть, но _____________________;
Заст…лать, но ____________________;
Расст…лить, но ___________________;
Второй этап (Понимание):
Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое озеро большого озера. Низко от него стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро на небе заблестит солнце, исчезнет туман.
Определите тип речи, докажите_________________________________ _____________________________________________________________________
Определите стиль речи, докажите________________________________ _____________________________________________________________________
3. Выпишите глаголы с чередованием Е-И, обозначьте орфограммы.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Третий этап (Применение):
1. Составьте 4 словосочетания с глаголами, имеющими в корне
чередование Е-И.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Составьте 4 предложения с глаголами, имеющими в корне
чередование Е-И.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Четвертый этап (Анализ):
1. Как вы думаете, глаголы примириться – мириться имеют тот же корень, что и глаголы умирать – умереть?
Глаголы примириться – мириться и умирать – умереть имеют …………………….. корни, т.к.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Составьте 2 предложения с разными глаголами.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Пятый этап (Синтез):
Напишите миниатюру «Уборка моей комнаты». Используйте в своем сочинении опорные слова:
Прил…гать, разб…рать, выт…рать, расст...лать и др. _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Рефлексия
Оцените свою деятельность на уроке:
1. Я могу _________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Я не совсем разобрался ___________________________________________
_____________________________________________________________
3. Я бы хотел ______________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Мне интересно __________________________________________________
_____________________________________________________________
Рубрикатор
№№ п/п |
Критерий |
Описание критерия |
Дескриптор |
Баллы |
|||
11 |
А Знание и понимание max 9 |
Умение определять тип речи |
Учащийся правильно определил тип речи, аргументировал ответ |
3 |
|||
Учащийся правильно определил тип речи, доказал ответ, но не точно |
2 |
||||||
Учащийся правильно определил тип речи, не смог аргументировать |
1 |
||||||
Учащийся не определил тип речи либо ошибся |
0 |
||||||
Умение определять стиль речи |
Учащийся правильно определил стиль речи, аргументировал ответ. |
3 |
|||||
Учащийся правильно определил стиль речи, доказал ответ, но не точно |
2 |
||||||
Учащийся правильно определил стиль речи, не смог аргументировать |
1 |
||||||
Учащийся не определил стиль речи либо ошибся |
0 |
||||||
Умение объяснять правило и находить в предложениях глаголы с чередующимися гласными |
Учащийся полно объяснил правило, правильно выписал все глаголы с чередованием Е-И и обозначил орфограмму |
3 |
|||||
Учащийся объяснил правило, выписал все глаголы с чередованием Е-И и обозначил орфограмму, но допустил недочёты |
2 |
||||||
Учащийся объяснил правило, выписал не все глаголы с чередованием Е-И, обозначил орфограмму. Недочетов 3 и более |
1 |
||||||
Учащийся не объяснил правило и не выписал глаголы |
0 |
||||||
22 |
B Применение max 6 |
Умение составлять словосочетания, использую глаголы с чередованием |
Составил 4 словосочетания с чередованием Е-И в корне |
3 |
|||
Составил 2-3 словосочетания с чередованием Е-И в корне |
2 |
||||||
Составил 1 словосочетание с чередованием Е-И в корне |
1 |
||||||
Не составил словосочетания |
0 |
||||||
Умение составлять предложения, использую глаголы с чередованием |
Составил 4 предложения с чередованием Е-И в корне |
3 |
|||||
Составил 2-3 предложения с чередованием Е-И в корне |
2 |
||||||
Составил 1 предложение с чередованием Е-И в корне |
1 |
||||||
Не составил предложения |
0 |
||||||
33 |
С Анализ и синтез max 9 |
Умение аргументированно доказывать свою мысль
|
Учащийся приводить аргументы и примеры для их доказательства |
3 |
|||
Учащийся приводить аргументы и примеры для их доказательства, но допускает недочёты в формулировке ответа |
2 |
||||||
Учащийся доказывает мысль, не приводя примеры |
1 |
||||||
Учащийся не умеет доказывать мысль на заданную проблему |
0 |
||||||
Составление предложений |
Правильно составил 2 предложения. |
3 |
|||||
Составил 2 предложения, но допустил ошибки |
2 |
||||||
Составил 1 предложение |
1 |
||||||
Не справился с заданием |
0 |
||||||
Умения составлять текст |
Использовал для создания текста 6 предложений и более. |
3 |
|||||
Использовал для создания текста менее 4-5 предложений. |
2 |
||||||
Использовал для создания текста менее 4 предложений. |
1 |
||||||
Не справился с заданием |
0 |
||||||
Индикатор |
Баллы |
Отметка |
% соотношение |
||||
22-24 |
5 |
90-100 |
|||||
18-21 |
4 |
75-89 |
|||||
14-17 |
3 |
60-74 |
|||||
0-13 |
2 |
50-59 |
V Подведение итогов. Урок окончен, спасибо за урок!
VI Домашнее задание.