Урок русского языка в 5 классе «Буквы Е и И в корнях с чередованием»
Тема урока «Буквы Е и И в корнях с чередованием»
Люди пишут, а время стирает, Все стирает, что можно стереть. (С.Я. Маршак)
Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень. Определите вид глагола Утирает слезы, стереть с доски, протирал стол, вытирает руки , вытереть пыль, оттирал грязь. Замирает от волнения, замереть от страха, с замиранием сердца, вымирающие животные.
Корни с чередованием (запомни их) После корня нет суффикса а после корня есть суффикс а -бер- -бир- -пер- -пир- -дер- -дир- -тер- -тир- -мер- -мир- -стел- -стил-
алгоритм Найди корень слова. Если корень –бер-бир-, -дер-дир-, -мер-мир-, -пер-пир-, -тер-тир-, то ищи суффикс после корня. Если после корня есть суффикс –А-, то в корне пиши гласную И. Если суффикса –А- нет, то пиши гласную Е.
Запишите слова , обозначьте корень. Брать-беру-выбираю.
Задания для самостоятельной работы Задание 1 Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму. 1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.
Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Задание на дом составить карточку для соседа по парте на изученное правило(10 слов с пропущенными буквами в корнях). Или написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова и словосочетания с изученными чередующимися корнями
Спасибо за урок