Урок русского языка в 5 классе «Буквы Е и И в корнях с чередованием»

1
0
Материал опубликован 16 October 2017

Пояснительная записка к презентации

 Педагог (ФИО) __Степанова Марина Юрьевна_________________________________________________

Город, район__Кулундинский _______________________________________________________________

Образовательное учреждение_______Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»___________________________________________________________

Предмет (или должность)__русский язык____________________________________________________

Класс__5_____________________________________________________________________

Тема урока ___Буквы Е и И в корнях с чередованием_______________________________________________________________

Характеристика класса___: В5 классе 5 учащихся, класс достаточно однородный, в основном, мотивированный на успешное освоение учебного материала,  60% учащихся учатся  на «4» и «5», 40% на «3»и»4». Предмет преподается на базовом уровне. Психологический микроклимат положительный.

______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: __компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал,  на столах учащихся учебники и  рабочие тетради.

__________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

 

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов через  формирование представления о способе выбора написания е-и в корнях с чередованием.

·        Личностных ( формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению, развитие навыков сотрудничества с учителем  и с одноклассниками, развитие умения оценивать результаты собственной деятельности);

·        Метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства)

·        Предметных (формирование умения осознанно воспринимать,  формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению, ознакомление учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы , развитие орфографической зоркости у учащихся)

 

1. Организационный момент, включающий:

Цель: мотивировать ученика на решение задач в пределах сформулированной темы урока.

Цель учащихся (предполагаемая): понять, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда И).

Методы организации работы учащихся: создание проблемной ситуации через сравнительный анализ слов с чередующимися корнями.

Проблемный вопрс: почему в корнях с чередованием в одном случае мы пишем букву е, а в другом-и?

 

 

 

 

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Примечание

 

Определение цели урока и учебных действий для достижения поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок. Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

Орфографическая 5-минутка

Р…сток, отр…сль, изл…жение, прил…гать

р…стение, выр…щенный,

Собирать, уберу.

 Мы продолжаем знакомство  с чередующимися гласными. Какие группы корней мы знаем?

Как бы вы сформулировали цель своей учебной деятельности на уроке? Что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть поставленной вами цели?

 

 

 

 

?

Результат данного этапа заключается в мотивированной постановке учащимися цели и выборе учебных действий для достижения этой цели:  проанализировать слова  с целью выявления  написания в  корнях с чередованием букв Е и  И.

 

На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов: метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

 

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Цель учителя: повторение изученного материала (глаголы совершенного и несовершенного вида), необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Критерии оценивания ответов учащихся:

·        Точность и полнота ответов в соответствии с заданиями (2 балла);

·        Убедительность и аргументация ответов (2 балла);

·        Оригинальность суждений (1 балл);

 

 

Методы: фронтальный опрос учащихся с помощью вопросов, игра «Бумеранг», анализ и коллективная рефлексия на вопрос.

 

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Учащиеся образовывают видовую пару к глаголам в игре «Бумеранг»;

 

 На том уроке мы познакомились с глаголами несовершенного  и совершенного вида, указывающими на отношение действия к результату.

Чем различаются глаголы совершенного и несовершенного вида? Постройте свой ответ так: тезис –доказательство-вывод

 Мы проведем с вами игру «Бумеранг». Цель игры: проверить, как вы умеете образовывать видовые пары глаголов.

(учитель и учащиеся становятся в круг, называют глагол совершенного вида, бросая мяч своему однокласснику, тот называет глагол несовершенного вида. Умыть-(умывать), умыться –(умываться), осветить-(освещать),

Шагнуть-(шагать),

Объединить-(объединять).глаголы совершенного вида записаны на доске.

Кому из вас  трудно было подбирать глаголы несовершенного вида?

 

 

Результат данного этапа заключается в  умении различать и подбирать видовые пары глаголов.

На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов: метапредметных (умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, аналогии) и делать выводы;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства

 

3. Изучение нового учебного материала.

Цель (результат), которые должны быть поставлены перед учащимися на данном этапе урока: сформировать представления о способе выбора написания е-и в корнях с чередованием.

:

Цель учителя: создать условия для достижения предметных результатов  (формирование умения осознанно воспринимать , формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению, ознакомление учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы , развитие орфографической зоркости у учащихся)

Основные положения нового учебного материала (см.: приложение 1).

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала:

·        рассказ учителя, сопровожденный презентацией;

·        работа в малых группах по заданиям и текстам (у каждой группы свое задание), работа в парах

Критерии оценивания ответов учащихся:

·        Точность и полнота ответов в соответствии с заданиями (2 балла);

·        Убедительность и аргументация ответов (2 балла);

·        Если допущена 1-2 ошибки (1 балл), если больше ошибок (0 баллов)

 

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: достижение поставленных учащимися целей, составление алгоритма, чтобы легче запомнить правило .

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Активное осмысление материала, предложенного учителем;

Составление проблемных вопросов;

Совместная  УД в малых группах: анализ предложенных слов, составление сообщения от группы;

Участие в обсуждении выступлений других групп.

Работа в парах

Объяснение нового материала (Приложение 1);

Организация УД в малых группах;

Организация рефлексивного восприятия сообщений учащихся от групп.

Составление алгоритма

Самостоятельная работа

Результат данного этапа заключается в осмыслении учащимися написания букв ЕиИ в корнях с чередованием

На данном этапе урока предполагается достижение предметных результатов: (формирование умения осознанно воспринимать , формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению, ознакомление учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы,  развитие орфографической зоркости у учащихся)

 

 

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цель (результат), которые должны быть поставлены перед учащимися на данном этапе урока: отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного действия

·        Цель учителя: создать условия для достижения личностных результатов (формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению, развитие навыков сотрудничества с учителем  и с одноклассниками, развитие умения оценивать результаты собственной деятельности);

Критерии оценивания ответов учащихся:

·        Точность и полнота ответов в соответствии с заданиями (все 4 уровня)  5 баллов);

·        Выполнение заданий с 1-3 уровень (4 балла);

·        Выполнение заданий с 1-2 уровень (3 балла);

Формы и методы:

·        Выполнение заданий по уровням; составление памятки «Правила поведения за столом»

·        индивидуальная саморефлексия через ответы на заданные вопросы

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Рефлексивные вопросы  и ответы групп.

Оценивание ответов представителей групп в листках индивидуального опроса.

 

Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и.

Возьмите задания для самостоятельной работы. (Приложение 2) Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Составление памятки «Правила поведения за столом»

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (Приложение 2):

(слайд 8)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

 

 

 

Результат данного этапа заключается в достижении метапредметных результатов урока

 (владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; строить логическое рассуждение, умозаключение,  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства

 

5. Задание на дом, включающее:

Цель самостоятельной работы для учащихся: составить карточку для соседа по парте на изученное правило(10 слов с пропущенными буквами в  корнях). Или написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова  и словосочетания с изученными чередующимися корнями

 

Цель учителя: создать условия для совершенствования достигнутых на уроке целей через организацию самостоятельной работы учащихся.

Критерии оценивания рассказа:

·        Формулировка проблемы (2 балла);

·        Употребление слов и словосочетаний  с изученными чередующимися корнями 2 балла);

·        Оригинальность суждений (2 балла)

·        Логика текста (2 балла);

·        Культура речевого оформления (2 балла – нет ошибок; 1 балл – не более 3 речевых ошибок).

Система перевода баллов в 5-балльную отметку:

9-10 баллов – «5»; 6-8 баллов – «4»; 4-7 балла – «3».

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Вопросы на уточнение задания

Объяснение задания на дом

Результат урока: достижение поставленных целей.

 

                 

 

 

 

 

 

 

                                          

Приложение 1

Учитель просит учащихся : »Давайте сотрем с доски   все слова» .Постановка проблемы (текст связать с просьбой учителя).

Презентация

Слайд2

текст

Люди пишут, а время стирает,

Все стирает, что можно стереть.

                               (С.Я. Маршак)

Как вы поняли мысль поэта? (Время неумолимо, ничто не вечно в мире: гибнут цивилизации, разрушаются здания, реки меняют русла, книги, слова тоже могут умереть. Но последняя строка обнадеживает: время стирает то, что можно стереть,т.е. самые важные слова оно не в состоянии убить. Кто может назвать эти слова?

Найдите однокоренные глаголы. (стирает, стереть). Чем они различаются? (видом) Какой проблемный вопрос вы хотите задать мне?

 (Почему в одном случае пишется в корне и, а в другом-е?)

Для решения этой проблемы мы поработаем в группах

Слайд 3

Перед вами правильно написанные слова.  Прочитайте их, запишите, выделите корень. Определите вид глагола

Посмотрите внимательно на слова, отчего зависит написание  е// и в корнях с чередованием?

Слова для 1 группы

Утирает слезы, стереть с доски, протирал стол, вытирает руки , вытереть пыль, оттирал грязь.

Слова для 2 группы

Замирает от волнения, замереть от страха, с замиранием сердца, вымирающие животные.

Группы подводят итоги  (написание  е// и в корнях с чередованием зависит от суффикса  а).

Давайте сформулируем правило о правописании корней с чередованием гласных е//и. А теперь откройте учебники на стр 244-245. Корней с чередованием е//и в русском языке гораздо больше.   Давайте познакомимся с ними. Учащиеся работают над материалом для наблюдения. Затем знакомятся  с орфограммой №24 и образцом рассуждения                                                                                                                                                                                                                                                                       

Слайд 4

Корни с чередованием (запомни их)

После корня нет суффикса а          после корня есть суффикс а

-бер-                                                           -бир-

-пер-                                                           -пир-

-дер-                                                           -дир-

-тер-                                                            -тир-

-мер-                                                           -мир-

-стел-                                                         -стил-

Слайд 5

Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы запомнить лучше правило (дети проговаривают шаги алгоритма:

1.     Найду корень слова.

2.     Если корень –бер-бир-, -дер-дир-, -мер-мир-, -пер-пир-, -тер-тир-, то ищу суффикс после корня.

3.     Если после корня есть суффикс –А-, то в корне пишу гласную И. Если суффикса –А- нет, то пишу гласную Е.

 

В корнях с чередованием е//и мы можем встретиться с интересным явлением в области звуков русского языка. (расширение полученных знаний) Вы с этим явлением уже немного знакомы. Сейчас я проверю, узнаете ли вы его?

Слайд 6

Запишите слова , обозначьте корень.

Брать-беру-выбираю.

Столкнулись ли с каким-либо затруднением в обозначении корня? Какое вы видите здесь чередование? (нуль звука//е//и).

Выполним самостоятельную работу.

Слайд 7

Задания для самостоятельной работы

Задание 1  Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.

1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.

Задание 2  Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.

Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)

А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения самостоятельной работы.

 

                                                        Приложение 2

 

Проверь себя

(Учащиеся получают раздаточный материал)

 

Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых          

 есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите из данных предложений  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

 

 

 

Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием

гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Уровень 3  Я умею образовывать и правильно писать новые

слова с чередованием гласных е//и в корне.

От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.

 

О б р а з е ц: утирать –  стереть, растирать.

Нат…рать (вы-, об-), отп…рать (за-, под-),  наст…лать (прер-, под-), ум…рать  (за-, вы-).

 

 

 

 

 

Уровень 4  Я умею правильно писать слова с чередованием

 гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием

гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

    Спишите слова с пропущенными буквами в два столбика. В первый столбик запишите слова с  пропущенными чередующимися гласными в корне,  а во второй столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

 

Составление памятки по данному началу

Компетентностно - ориентированное задание:
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

1.     Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

Ответ учащихся

1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор

Рефлексия

Слайд 8

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось… (презентация по теме Буквы е и и в корнях с чередованием)

Предварительный просмотр презентации

Тема урока «Буквы Е и И в корнях с чередованием»

Люди пишут, а время стирает, Все стирает, что можно стереть. (С.Я. Маршак)

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень. Определите вид глагола Утирает слезы, стереть с доски, протирал стол, вытирает руки , вытереть пыль, оттирал грязь. Замирает от волнения, замереть от страха, с замиранием сердца, вымирающие животные.

Корни с чередованием (запомни их) После корня нет суффикса а после корня есть суффикс а -бер- -бир- -пер- -пир- -дер- -дир- -тер- -тир- -мер- -мир- -стел- -стил-

алгоритм Найди корень слова. Если корень –бер-бир-, -дер-дир-, -мер-мир-, -пер-пир-, -тер-тир-, то ищи суффикс после корня. Если после корня есть суффикс –А-, то в корне пиши гласную И. Если суффикса –А- нет, то пиши гласную Е.

Запишите слова , обозначьте корень. Брать-беру-выбираю.

Задания для самостоятельной работы Задание 1 Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму. 1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.

Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Задание на дом составить карточку для соседа по парте на изученное правило(10 слов с пропущенными буквами в корнях). Или написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова и словосочетания с изученными чередующимися корнями

Спасибо за урок

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации