Методическая разработка урока по теме «Буквы е-и в корнях с чередованием» (Русский язык, 5 класс)

1
0
Материал опубликован 15 December 2017

АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕКЛИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

РЯБЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
 

Методическая разработка

урока русского языка

в 5 классе по теме

«Буквы е-и в корнях с чередованием»


 

 

Автор: Понасова Светлана Михайловна,

учитель русского языка и литературы

филиала МБОУ Пеклинской СОШ

Рябчинской СОШ

Дубровского района

Брянской области


 


 

с.Рябчи

2017

 Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Учитель: Понасова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШ Рябчинской СОШ Дубровского района Брянской области

1.Предмет: русский язык

2.Класс: 5

3. Автор УМК, учебник: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В .Глазков, А.Г. Лисицын. Русский язык. 5 класс.- М.,: Просвещение, 2015 год

4. Тема урока: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». § 28

5. Тип урока: урок «открытия» новых знаний

6.Цель урока:

освоение способа действия при выборе гласных е – и в корнях с чередованием.

7. Задачи урока:

Образовательные:

а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;

б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) повторить морфемный разбор слов;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

а) формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности, выработку индивидуального стиля обучения;

б) в целях приобретения коммуникативной компетенции развивать грамотную и образную речь, а также самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; умение сравнивать предложенные языковые единицы, анализировать, формулировать вопросы, делать выводы.

в) развивать внимание, память, логическое мышление;

г) активизировать познавательную деятельности учащихся.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

8. Планируемые результаты:

* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

* метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;

9. Основные понятия: орфограмма, чередование, чередующиеся гласные.

10. Оборудование урока:

презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»

раздаточный материал (карточки-ракеты, звезды оранжевого, розового и фиолетового цветов, медальки-алгоритмы)

алгоритм

карточки (ребус, корни с чередованием, правило, узелок на память)

учебники, тетради, цветные фломастеры, тетради на печатной основе, словари-справочники

мультимедийный проектор

компьютер, экран

лесенка успеха

индивидуальные карточки с заданием.


 

11. Методы и формы обучения:

частично поисковый, эвристический, словесный, практический методы, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, парная, фронтальная формы.

 

12.Используемые технологии:

информационно-коммуникационная, игровая, здоровьесбережения, технология деятельностного метода.

 

13. Межпредметные связи:

География, литература, история, астрономия, мультипликация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент

(1-2 мин.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

Работа с эпиграфом:

Конечно, тайны языка

Не все познали мы пока.

- Выберите ключевое слово.

- Сегодня мы продолжим знакомство с тайнами языка, а куда отправимся, подскажут эти иллюстрации.

- Мы отправимся в галактику «Правописание»

- Приготовьте свои космические корабли.

- У каждой космической экспедиции есть свой маршрут.(Инструктаж )

- У нас тоже есть маршрутный лист, листок контроля, на котором вы будете оценивать свою работу в экспедиции.

Подготовка класса к уроку.

Ученики выбирают ступеньку лесенки.

Работают с эпиграфом

Тайны

Мультфильм «Тайна третьей планеты», полетим в космос.

Каково лексическое значение слова «галактика»?

Подготовленный ученик зачитывает словарную статью

Записывают дату в тетрадях, классная работа

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(5-6 мин.)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания

Выявляет уровень знаний, определяет недостатки

Чтобы получить допуск к полету, нужно пройти небольшое испытание.

Проверка д/з

- Что вы приготовили дома для нашей экспедиции ?

- О чем говорили на прошлом уроке?

- Что такое чередование?

- В каких морфемах возможно чередование?

- Как происходит процесс чередования?

- Приведите примеры слов с чередованием

Все готово к полету. Ключ на старт!

Перед нами звездное небо.

- У звезд много загадок, одну вы пытались разгадать дома.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Кто создает пословицы?

- К какому жанру литературы они относятся?

- Какое слово с чередованием вы подобрали к глаголу?

- Не было ли затруднений в написании этой пары слов? Почему?

- Проверим, как написали, как объясните?

Учащиеся задают друг другу и отвечают на вопросы.

Выполняли упр., решали ребус и составляли вопросы.

 

Ребус СМЕЛОСТЬ ГОРОДА БЕРЕТ

- Ученик зачитывает толкование из словаря

- Народ, это народная мудрость

-Фольклор

Берет – собирать, брать

Были

Не знаем правило

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

3.Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения)

(2-3 мин.)

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы

Мы с вами в Галактике, нам необходимо провести исследовательскую работу.

Запишем пару слов, с которой работали дома, в тетрадь.

- Что общего в этих словах?

-Чем отличаются слова в этой паре? (гласными)

-Какое фонетическое явление представлено? (чередование)

- Какие гласные чередуются? (Е//И)

О чем мы с вами будем сегодня говорить?

.

Запишите в тетрадь кодовое название нашей экспедиции в Галактику «Правописание» - «Буквы Е//И в корнях с чередованием»

- Посмотрите на таблицу целеполагания, поставьте знак и + и – Какую цель себе поставим?

- Что мы для этого должны сделать?

- Где могут пригодиться знания по этой теме?

Предлагает учащимся Лесенку успеха.

 

Записывают БЕРЕТ - СОБИРАТЬ

Значение корней

О корнях с чередованием е и и

Записывают в тетрадь тему «Буквы Е//И в корнях с чередованием»

Заполняют таблицу, формулируют цель, задачи

- Узнать о правописании Е//И в корнях с чередованием

- При каких условиях в корнях с чередованием пишется и, а при каких – е? Какие это корни? Сколько их?

На уроках, при подготовке к экзаменам.

Работают с ЛЕСЕНКОЙ УСПЕХА

Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное формулирование темы, цели

4.Построение проекта выхода из затруднения

(5-6 мин.)

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и ее обосновывать

Мы с вами на сказочной планете корней с Е//И.

Они очень рады нам и хотят познакомиться. Работаем в маршрутном листе, задание 1.

- Выпишите из предложений пары слов с чередованием, обозначьте корни, подчеркните гласную.

Работа в парах. Предложения № 1-4 -1 пара (Настя и Валя)

Предложения № 5-8 2 пара (Дима и я)

-Есть ли среди этих предложений пословицы?

- Какие корни с чередованием вы узнали?

- Корни рады знакомству и хотят рассказать вам сказку

- От чего зависит написание Е// И?

- Попробуйте сформулировать правило.

- Проверим свои предположения. Что нам поможет

ОТКРЫВАЕТ ПРАВИЛО

- Давайте составим алгоритм правописания корней с чередованием Е//И

- ОТКРЫВАЕТ АЛГОРИТМ

- Как обозначается орфограмма на письме?

- Узелок на память

 


 

1.Толкнули Жилина в сарай и заперли дверь. - Скупой запирает крепко, а потчует редко.

2.Снова замерло все до рассвета. - Крепче той дружбы не бывает, когда друг за друга умирает.

3.Не силой дерутся, а умением. – Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза продирает.

4.Золото и в грязи блестит. - Уж реже солнышко блистало.

5.Не боги горшки обжигают. – Мальчик выжег по дереву красивый рисунок.

6.Кабы знать, где упасть, соломки бы подстелил. – Велел старик настилать сыновьям мосты кленовые.

7.Кто детям потакает, сам слезы вытирает. – Уборщица вытерла ручку двери.-двери.

8.От скуки беру дело в руки. – Лето собирает, а зима поедает.

САМОПРОВЕРКА

Открывается таблица корней.

- Смотрят и читают сказку на слайдах

- От суффикса А.

Формулируют правило

- Читают правило в учебнике на стр. 96

Составляют алгоритм

АЛГОРИТМ

1.Выделяем корень с чередованием.

2.Находим и выделяем суффикс А

3.Если есть суффикс А, то в корне пишем И,

если его нет, то пишем Е. Сердце зам

Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

-Читают стихотворение на слайде

Если видишь, что за корнем

Появился суффикс А,

То, без всякого сомненья,

В корне И пиши всегда!

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5.Реализация построенного проекта

(5-6 мин.)

Цель: построение и фиксация нового знания.

- Теперь мы готовы справиться с любыми трудностями. Выходим в открытый космос

Кто был первым космонавтом, вышедшим в открытый космос? (ЛЕОНОВ)

Давайте проверим, работает ли наш алгоритм

Предупредительное списывание

Упр. 214

- Словарная работа ГАРДЕРОБ

- Однозначное или многозначное слово?

-Подберите синонимы в разных значениях. 1 ПАРА Дима и Валя

- Подберите однокоренные слова. 2 ПАРА Настя и я

Работают по алгоритму у доски по цепочке

Работают у доски с упр.214

Ученики зачитывают подготовленные дома словарные статьи из орфографического, толкового и орфоэпического словарей

РАБОТА В ПАРАХ

Вспомним правила работы в парах (выслушиваем говорящего, не перебиваем. Учитываем мнения другого, приходим к общему мнению).

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

6. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

(2-3 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок над головой, если Е – 2 хлопка вытянутыми перед собой руками.

Учащиеся выполняют упражнение.

БЛЕСТЕТЬ, ПРОТИРАТЬ, БЛИСТАТЬ, РАССТИЛАТЬ, ЗАПЕРЕТЬ, УМИРАТЬ, ВЫЖИГАНИЕ, РАССТЕЛИТЬ, ИЗБИРАТЕЛЬ

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

7.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

(4-5 мин.)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить задание

На планете СИНОНИМИЯ , но впереди метеоритный дождь

Работаем на маршрутных листах (задание 2) в парах 1 пара( Валя и я), 2 пара (Дима и Настя)

-Какая перед нами задача?

- Что нам необходимо знать

- Какова роль синонимов в речи?

Упр.216

Проверим.

- Помогли ли синонимы стать этим фразам выразительнее, красивее, ярче?

 

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

Речевое проговаривание.

 

Подобрать синонимы с чередованием гласных.

Что такое синонимы?

Обмениваются тетрадями. Взаимопроверка по слайду

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(4 --5 мин.)

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

- А теперь, как и положено в научных экспедициях, нужно написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Только тогда мы можем отправляться домой. На ракете, которая лежит у вас на столе, запишите себя командирами.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание с самопроверкой по эталону.

Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.

Какова основная мысль текста?

Выбирают разноуровневые задания, выполняют задание на ракетах Карточка 1.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Выполните морфемный разбор указанных слов.

Сердце зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гладкое зерк..ло б..льшого оз..ра, низко от него над лугами ст..лется туман. Трудно проб..раться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро забл..стит солнце на небе, исчезнет туман.

Карточка 2.

Выпишите слова с пропущенными буквами, распределяя их в две группы. Выполните морфемный разбор указанных слов.

Сердце зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гладкое зерк..ло б..льшого оз..ра, низко от него над лугами ст..лется туман. Трудно проб..раться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро забл..стит солнце на небе, исчезнет туман.

Чередующиеся гласные: ________________________________________

_____________________________________________________________

Проверяемые гласные: _________________________________________

____________________________________________________________

 

САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

9.Итог урока (включение в систему знаний и повторение)

(4-5 мин.)

- Пришло время покидать Галактику и отправляться домой. Но для этого нужно преодолеть «Звездные врата». А там нас ждет инопланетянин. Если вы ответите на его вопросы правильно, подберете код к звездным вратам, сможете вернуться домой.

- Перечислите корни с чередованием Е/И

- От чего зависит написание гласной в корне с чередованием?

- А теперь задание 3 маршрутного листа. Выполните тестовые задания, из цифр-ответов получите код к звездным вратам.

- Счастливого пути!

Отвечают на вопросы

Выполняют тест, получают КОД 43

Регулятивные:

саморегуляция.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

10.Домашнее задание

(2-3 мин.)

- Молодцы! Полет прошел успешно. И на пути к Земле мы должны получить домашнее задание, чтобы ваш отчет был полным.

Домашнее задание

1) Правило на стр. 96, переписать в справочник алгоритм и таблицу корней

2) На «3» - упр. 215 (учебник), стр.53 упр.3 (рабочая тетрадь)

на «4» - упр. 217 (учебник), подобрать 5 пословиц (поговорок) с чередованием Е//И в корне

на «5» - разгадать ребусы (карточка), составить памятку для младших братишек и сестренок «Правила поведения за столом». Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:

- Используй короткие простые предложения.

- Глаголы должны быть в форме 2 лица ед.числа и передавать совет, просьбу.

Набор глаголов с чередующимися корнями: собирать, убирать, вытирать, расстилать, задирать, растирать.

 

Дополнительное задание:

По этим ссылкам можно посмотреть словари пословиц и поговорок и мультипликационный фильм «Тайна третьей планеты» (снят по повести Кира Булычева «Путешествие Алисы»):

- enc-dis.com/rusproverb/большой словарь русских поговорок

- kinopoisk.ru/тайна третьей планеты

Регулятивные:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и самопонимания.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение задавать вопросы, прогнозировать ход выполнения домашнего задания.

11.Рефлексия

(3-4 мин.)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Работа с эпиграфом.

Лесенка успеха

Все успешно справились с полетом, мы вновь на Земле.

- Мы достигли цели урока?

- Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?

- Вам были необходимы эти знания?

- Какое значение имеют для вас полученные знания?

- Дайте оценку своей работе.

Получаете отметки………… и медали «За успешное освоение Галактики «Правописание»

Собирает листки контроля

Учащиеся отвечают на вопросы, работают с лесенкой успеха

Возвращаются к эпиграфу

Возвращаются к таблице целеполагания (ОТМЕЧАЮТ ДРУГИМ ЦВЕТОМ + и - )

Да. Теперь знаем о правописании Е// И в корнях с чередованием.

- Анализировали, составляли алгоритм.

- Да.

Полученные знания позволяют писать без ошибок. Грамотному человеку необходимы эти знания.

Прикрепляют оранжевые, розовые и фиолетовые звезды на нужную ступеньку лесенки.

ОРАНЖЕВАЯ ЗВЕЗДА – справился со всеми заданиями, все понятно

РОЗОВАЯ ЗВЕЗДА – немного затруднялся, выполняя задания

ФИОЛЕТОВАЯ ЗВЕЗДА – многое осталось непонятным

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.


презентация
PPT / 6.15 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации