12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бочкарева Марина Ивановна19
3

Конспект открытого занятия «Отработка навыка выразительной речи в условиях литературного спектакля по мотивам произведения «Веселый счет» С.Я. Маршака»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Ленинского района г.Барнаула














Конспект открытого занятия

«Отработка навыка выразительной речи в условиях литературного спектакля по мотивам произведения «Веселый счет» С.Я. Маршака»










Автор – составитель:

Бочкарева Марина Ивановна,

педагог дополнительного образования










Барнаул

2020

Педагог дополнительного образования: Бочкарева Марина Ивановна

Направленность: художественная

Образовательный курс: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разговорные жанры эстрадного искусства» для детского объединения эстрадных миниатюр «Фишка», учебная дисциплина «Основы эстрадного искусства».

Возраст учащихся: 7-8 лет, группа №1, 1 ,2 года обучения

Тема занятия: «Отработка навыка выразительной речи в условиях литературного спектакля по мотивам произведения «Веселый счет»

С.Я. Маршака»

Тип занятия: повторение и закрепление изученного материала

Форма: групповая

Методы:

- словесные (объяснение, беседа, диалог);

- метод активизации внимания (вовлечение в деятельность, получение обратной связи);

- наглядный метод (демонстрация способов исполнения педагогом);

- метод мотивации (поощрение, эмоциональное стимулирование);

- метод контроля и коррекции (наблюдение, педагогическая оценка, рефлексия);

- игровой метод (включение в процесс обучения игровой деятельности, воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил);

- практический метод (показ, демонстрация усвоенных умений, знаний, навыков).

Цель: сформировать умение четко и внятно произносить текст литературного спектакля по мотивам произведения «Веселый счет»

С.Я. Маршака».

Задачи:

Образовательные

- повторить пройденный материал;

- научить выполнять упражнения по артикуляции;

развивающие:

- развивать творческие способности;

- развивать связную речь, правильность произношения: четкость, внятность;

- способствовать формированию положительной самооценки обучающихся.

воспитательные:

- научить работать в команде и взаимодействовать друг с другом;


Необходимые условия и оборудование: кабинет, стулья по количеству обучающихся, доска, дидактический материал – карточки с картинками, картинка плетеной корзины, раздаточный материал (яблочки), музыкальный центр, проектор, монитор.




Организационный этап

Цель: организация и настрой обучающихся на учебную деятельность.

Задачи:

- создать эмоционально-положительный настрой у обучающихся;

- способствовать снятию психологических и физических зажимов;

- организовать внимание к учебной деятельности.

Методы:

- словесный метод (беседа);

- игровой метод (разминка);

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Обучающиеся проходят в театральный класс.


Обучающиеся приветствуют педагога


Обучающиеся делают упражнение «Разминка»




Педагог приветствует обучающихся


Педагог ставит задачи для выполнения упражнений «Разминки»: припев музыкальной игры выучен заранее в движении, а на куплете обучающиеся выполняют задания педагога (встать в круг, встать в два круга, по парам, в линию, колонну и т.д.).







Разминка – подготовка тела к процессу звукоизвлечения, разогрев тела, выполняется под

музыкальный аккомпанемент.

Основной этап.

Цель: повторить и закрепить у обучающихся знания о понятиях «Дыхание», «Дикция» и «Артикуляция» в сценической речи.

Задачи:

актуализировать знания обучающихся по теме «Искусство звучащего слова»;

повторить понятия «Сценическая речь», «Дыхание», «Дикция», «Артикуляция», их значение в актерской игре;

в беседе активизировать интерес к творческой деятельности;

в беседе способствовать снятию барьеров в общении, создание доверительных отношений.

Методы:

- словесные (объяснение, беседа, диалог);

- метод мотивации (поощрение, эмоциональное стимулирование);

- практический (демонстрация усвоенных знаний)

Деятельность

обучающихся

Деятельность

педагога

Примечание

Обучающиеся садятся в полукруг, отвечают на вопросы, предложенные педагогом, анализируют предложенные ситуации


Предполагаемый ответ:

- «правильность произношения слов и т.д.»






Обучающиеся слушают, ведут диалог


Педагог организует беседу с обучающимися по теме: «Сценическая речь»

- Что такое сценическая речь? Зачем она нужна актёру?





Педагог предлагает вспомнить, содержание понятий: «Дыхание», «Дикция», «Артикуляция», какую важную роль играет каждое понятие при исполнении текста в литературном спектакле.

Используется метод беседы. Происходит активизация интереса детей при помощи вопросов







Практическая работа.

Цель: формирование четкой, выразительной речи у юных актеров.

Задачи:

отработать картину спектакля;

продемонстрировать механизм использования артикуляционного тренинга в словесном действии.

Методы:

словесный (диалог, объяснение);

контроль и коррекция (наблюдение, оценка);

мотивации (поощрение, эмоциональное стимулирование);

практический метод (показ).

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Обучающиеся выполняют упражнения, направленные на нормализацию дыхания






Смотрят на

карточки, называют упражнения, рассказывают технику выполнения и выполняют задания по артикуляции








Выполняют упражнение «Яблоко» сначала с текстом проверочной скороговорки, затем с текстом картины 5 литературного спектакля.

Во время упражнения, обучающиеся ведут себя свободно и непринужденно, при этом следуя четким указаниям педагога



Предлагает выполнить дыхательные упражнения: «Курносый нос», «Черепашка».






Показывает карточки с картинками (изображения на экране) по артикуляции:

«Пятачок-хоботок-улыбочка», «Лопата-чашечка», «Грибок», «Яблоко».

Поясняет специфику и корректирует выполнение упражнения.




Предлагает выполнить упражнение «Яблоко» сначала с проверочной скороговоркой:

«Наш Филат не бывает виноват у Филата мама виновата», а затем с текстом картины 5 литературного спектакля:

«А потом пошла плясать по бумаге цифра 5, руку вправо потянула, ножку круто изогнула»

Педагог благодарит обучающихся за работу и предлагает присесть на свои места

Обучающиеся самостоятельно выполняют поставленную задачу.

Педагог следит за верностью выполнения упражнений.



При возникновении сложности с выполнением упражнения, педагог использует практический метод показа правильного исполнения упражнения.




Педагог следит за верностью выполнения упражнений, индивидуально прослушивает каждого обучающегося, оказывает эмоциональную поддержку обучающимся, поощряет, подбадривает


Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия

Цель: подведение итогов занятия;

Задачи:

способствовать формированию умения у обучающихся делать выводы, исходя из пройденного материала;

развивать аналитические способности: умение анализировать свою работу и работу других участников коллектива;

мотивация на дальнейшую перспективу занятий.

Методы:

словесный (объяснение, беседа, диалог);

активизации (вовлечение в деятельность, получение обратной связи);

мотивации (поощрение, эмоциональное стимулирование).

Деятельность

обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Обучающиеся слушают, отвечают на вопросы, ведут диалог








Оценивают собственный результат полученного на занятии знания








Обобщает полученные обучающимися знания, напоминает полученную терминологию. Резюмирует, что изучаемая тема «Отработка выразительной речи» является одной из ключевых в постановке литературного спектакля.


Педагог предлагает выполнить последнее упражнение: рефлексии «Яблочки». На доске (экране) изображена корзина, рядом из бумаги яблочки двух цветов, красные и зеленые. Красные – означают, что проведенное упражнение «Яблоко» способствует четкости и внятности произношения литературного текста, зеленые – при выполнении упражнения возникают трудности, обучающиеся затрудняются с ответом на вопрос о важности упражнения. Дети по очереди подходят к доске (экрану) и приклеивают яблочко того, цвета, которое считают верным.

Подводит итог упражнения.


Благодарит обучающихся за занятие. Прощается.











Упражнение помогает оценить собственный результат полученного знания.


















































Сценарий план открытого занятия.


Организационный этап(5 мин)

«разминка» - Колёсики

Цель: Разогрев тела. Настройка на творческий процесс.

Обучающиеся встают в шахматный порядок на площадке. Звучит - Танец – повторянец «Колёсики» - припев которого, это заранее заученные движения:

Колёсики, колёсики – крутим руками по бокам, изображая колеса;

И красивый руль – крутим руками перед собой, изображая руль автомобиля;

Дворники работают – руки согнуты в локтях перед собой – изображаем работу дворников у автомобиля;

Водичка льёт буль-буль – руками изображаем волну;

Включаем зажигание – изображаем, как заводим автомобиль;

И левый поворот – показываем рукой налево;

На карте расстояние – изображаем руками дорогу;

Поехали, вперед! – показываем «класс» руками перед собой.

После припева, звучит куплет – педагог просит встать по парам и повторить движения в парах, встать в круг всех участников и вновь повторить движения…

Теоретическая часть (5 мин)

Предмет - «сценическая речь», актёра на сцене «Видно» - обсуждаем понятие мизансцены, «Слышно» - говорим о важности дыхания и «Понятно» - чёткость произношения – наша артикуляция.

Цель:повторить и закрепить у обучающихся знания о понятиях «Дыхание», «Дикция» и «Артикуляция» в сценической речи.

Практическая работа (20 мин)

Выполнение упражнений «Дыхания» (Курносый нос, Черепашка, Лыжи)

«Курносый нос» - стоим ровно, плечи расправлены – вдыхаем беззвучно носом, выдыхаем ртом через воображаемую трубочку – левая рука на животе контролирует набор воздуха (при вдохе живот надувается, при выдохе сжимается);

«Черепашка» - руки за спиной, выполняем наклон корпусом параллельно полу – делаем беззвучный вдох носом, выпрямляемся и выдыхаем на звук «Ф».

Выполнение упражнений артикуляции по картинкам (изображения на экране) со сбросами (Пятачок, Шторка, Бокс, Грибок, Яблоко)

«Пятачок» - губы трубочкой вытягиваем вперёд, выполняем движения вверх, вниз, вправо, влево;

«Шторка» - поднимаем верхнюю губу обнажая верхние зубы, после опускаем нижнюю губу, показывая нижние зубы;

«Бокс» - с закрытым ртом надавливаем языком на левую щёку и на правую не раскрывая рта;

«Грибок» - прикрепить язык к нёбу, открыть рот – получится ножка грибка (натянется уздечка языка), потянуть нижнюю челюсть и отклеить зычок;

«Яблоко» - представить, что правый кулак это яблоко – поднести его ко рту, как будто надкусываем яблоко в это время широко раскрыть рот.


Выполнение упражнения Яблоко – с проверочной скороговоркой и с текстом картины 5

Проверочная скороговорка – «Наш Филат не бывает виноват, у Филата мама виновата»;

Текст картины №5:

А потом пошла плясать по бумаге цифра пять,

Руку вправо потянула, ножку круто изогнула.

Итог занятия (2 мин)

Рефлексия.

Упражнение: рефлексии «Яблочки». На доске (экране) изображена корзина, рядом из бумаги яблочки двух цветов, красные и зеленые. Красные – означают, что проведенное упражнение «Яблоко» способствует четкости и внятности произношения литературного текста, зеленые – при выполнении упражнения возникают трудности, обучающиеся затрудняются с ответом на вопрос о важности упражнения. Дети по очереди подходят к доске (экрану) и приклеивают на доску яблочко того, цвета, которое считают верным, (оставляют красные яблочки справа, а зелёные слева, картинка на экране меняется в соответствии с выбранным цветом яблок).

Подводит итог упражнения.

Педагог задаёт вопросы и отвечает на вопросы обучающихся.

Педагог благодарит обучающихся за занятие. Прощается.























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.