План-конспект открытого урока по предмету «Фортепиано» на тему «Работа над пьесой кантиленного характера» (2 класс)
План-конспект открытого урока
«Работа над пьесой кантиленного характера».
по предмету «Специальность» (фортепиано) с ученицей 2 класса ДШИ
Рахматуллина Мария Валерьевна, преподаватель
Вилкова Ангелина, обучающаяся 2-го класса
Тема урока: «Работа над пьесой кантиленного характера».
Форма работы: индивидуальное занятие с учеником.
Цель: Формирование у учащегося навыков кантиленной игры, анализ средств музыкальной выразительности.
Задачи:
Обучающие - сформировать навыки певучей кантиленной игры, научить анализировать значение средств музыкальной выразительности, научить работать над выразительным интонированием мелодической линии
Развивающие - развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем, развитие мелодического слуха, развитие навыка координации движений.
Воспитательные - вырабатывание тонкого ощущения разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно-звуковой задачи.
Тип урока: урок получения новых знаний с элементами исследования.
Методы:
• словесный;
• наглядно - слуховой;
• эмоционально - познавательный.
Оснащение урока: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, стол, стул.
Структура урока: Орг. этап ……………………………………………………………….5 мин.
Работа над музыкальным материалом…………………………………30 мин.
Подведение итогов……………………………………………….……...2 мин.
Домашнее задание………………………………………………………. 3 мин.
План занятия:
1. Организационный этап.
• Приветствие. Психологический настрой учащегося.
• Вступительное слово педагога.
• Сообщение темы урока и его задач.
2. Основная часть. Практическая.
• Анализ произведения.
• Работа над певучим звукоизвлечением, интонированием мелодии.
3. Заключительная часть.
• Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока:
«Канон» Ю. Щуровского пьеса кантиленного характера, полифонического склада, где мелодия образует контрапункт сама с собой. Тем самым «Канон» двухголосный, полифония имитационная. Пьеса очень полезна для развития полифонического слуха и навыков певучей игры.
Кантилена - (от латинского слова «пение») - широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Термин так же обозначает напевность самой музыки или манеры ее исполнения.
Начинаем работу с проигрывания на инструменте темы «Канона» отдельно левой рукой (первые 6 тактов), затем правой. Это с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой – отличный метод развития мелодического слуха. Здесь наша главная задача – это качество звука. Для того чтобы добиться глубокого, нежного, теплого, проникновенного звучания необходимы:
полнейшая гибкость всего пианистического аппарата (но не расслабленность);
свободный вес, т.е. рука свободна от плеча до кончиков пальцев – вся точность сосредоточена в них – прикасающихся, погружающихся в клавиши;
регулировка веса;
самое важное – это слуховой контроль, внимание.
Тема - основа художественного образа пьесы, ее можно сравнить с пением или человеческой речью. У темы (мелодии) есть свои законы развития. Интересное высказывание из книги Н.А. Царевой «Уроки госпожи Мелодии». В чем секрет госпожи Мелодии? Главное - она живая. У нее есть дыхание, пульс, движения, жесты, походка, интонация. Она может расти, «толстеть», «худеть», может стать прозрачной и твердой, как скала; и даже может «растаять».
Можно представить, что Тему левой руки (нижний голос) исполняют скрипки. Группе струнных музыкальных инструментов поручают выразительные, яркие мелодии. У них красивый «поющий» голос и большой диапазон звучания. А Тему правой руки (верхний голос, имитирующий нижний голос) можно поручить исполнить флейте, у нее прозрачный, холодноватый, высокий тембр. Тем самым вырабатывается тембральный слух, и каждый голос звучит более выразительно.
Определив границы фраз, прослеживаем направление мелодии, ее интервальный состав. Приступаем к детальной проработке каждой фразы. Характер дальнейшей работы приблизительно следующий: пытаемся на инструменте выразительно интонировать отдельные «мотивные слоги». Поэтому мягкой свободной, но не расслабленной рукой, после «взятия дыхания» погрузиться в клавиши, хорошо ощущая дно, но не давить. Держать пальцы как можно ближе к клавишам, стараться играть подушечкой, мясистой частью пальца, т.е. стремиться к полному контакту, живому осязанию, слиянию с клавиатурой. Звуки между собой связываются без толчка, как бы переступая с пальца на палец. При этом, устремляясь к очередному звуку, рука обязана двигаться, передавая опору от пальца к пальцу наподобие смычка, плавно передвигающегося по струне. Внешние движения руки, огибающие контуры мелодической фразы, должны быть весьма незначительными, так как главная работа происходит «внутри», благодаря гибкому взаимодействию всех звеньев пианистического аппарата.
Каждая фраза играется на одном дыхании, которое надо умело распределить на всю фразу, которая заканчивается на diminuendo без дополнительной опоры на последнюю ноту, однако обязательно выдержать ее до конца. Обратить внимание на снятие кистью – мягкое, пластичное. Эта работа требует постоянного слухового контроля. Если ухо не слышит звук до конца, то палец становится пассивным, следующий звук не выливается из предыдущего, а берется как бы заново, с помощью нового движения руки или кисти. Добившись выразительного звучания отдельных фраз, надо объединить их в целое предложение, которое следует выстроить по форме, увязывая ее с динамическим развитием. Последний этап заключается в совершенствовании исполнения в целом. В этой работе пытаемся сглаживать шероховатости, смягчаем «углы», которые неизбежны на первых порах. Внимание пытаемся переключать на более крупный план, в который должны органично войти все детали. При этом значительную роль играет эмоциональная сторона исполнения.
Рассмотренные нами принципы и приемы работы над кантиленной пьесой, естественно, не исчерпывают все их художественное многообразие. И все же мы попытались в нашей работе раскрыть основные: художественно-звуковая специфика освоения кантиленой музыки, выразительное интонирование мелодии, гибкость темпо-ритмической и динамической выразительности, тонкое ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре, обусловленное осознанной учеником художественно-звуковой задачей, развитие слуховых навыков.
Домашнее задание. Прорабатывать отдельно каждый голос «Канона» и соединять два голоса вместе. Хочется подчеркнуть основные условия успешности работы дома. Это: осмысленность занятий, сосредоточенность внимания; умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей.
Список литературы.
Крюкова В. «Музыкальная педагогика».- Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано». /Учеб. пособие.- М.:Музыка, 1990.
Рокитянская.Т. «Воспитание звуком». - Ярославль: Академия развития, 2002.
Фортепиано 2 класс. Под ред. Милича Б. – Кифара, Москва, 2005.
Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». /Учебное пособие - М.: Артафон, 2000.
На открытом уроке 26 мая 2015 года присутствовали:
зав. учебной частью музыкального отделения
ДШИ №3 г. Уфы Мельникова Н.В.
Преподаватель высшей категории
ДШИ №3 г. Уфы Лыгина Н.В.
Преподаватель второй категории
ДШИ №3 г. Уфы Юхина Н.Б.