Методическая разработка «Изучение музыкальных инструментов детьми 2 года обучения»

1
0
Материал опубликован 23 October 2016

Департамент образования и социально-правовой защиты детства

Администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образовании детей

Детский (подростковый) центр «Агнес»

Детский подростковый клуб «Импульс»

Методическая разработка

Тема:

«Изучение музыкальных инструментов детьми 2 года обучения»

 

Разработал: Рзаева Елизавета Зохрабовна

Педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория

Нижний Новгород

2012

Пояснительная записка

Именно в период детства важно заинтересовать детей не только музыкой, но и музыкальными инструментами которые позволяют нам услышать многообразие чудесных звуков. Важно знать историю своих родных инструментов, различать их тембры, уметь классифицировать их, делить на группы, знать родственные инструменты, уметь слышать солирующие голоса.

Когда на уроках дети изучают какую-либо группу инструментов: будь-то народные, духовые или струнно-смычковые обязательно сам рассказ сопровождается иллюстрацией и музыкальным соло этого инструмента.

Народные инструменты такие как: ложки, треугольник, бубен, погремушки, бубенцы, колокольчик дети изучают тактильно. С первых дней занятий важно правильно заложить основу восприятия звука, укрепить его в памяти, рассказать о каждом тембре инструмента. В дальнейшем, на правильной основе звуковых восприятий дети научатся понимать и передавать внутреннее эмоциональное состояние музыки.

Учитывая возрастные психофизические особенности детей часть материала проходит через игру, это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, помогает ему поверить в собственные силы.

На уроках царит атмосфера взаимопомощи, внимания друг к другу.

Актуальность изучения музыкальных инструментов;

Нравственное развитие;

Патриотическое развитие;

Интеллектуальное развитие;

Социальное развитие;

Цели и задачи

Цель: развить интерес и эстетический вкус воспитанников к музыкальным инструментам, стимулировать интерес к приобщению знаний.

Задачи

Научить детей анализировать, сравнивать и классифицировать музыкальные инструменты;

Сформировать и развить способности различать музыкальные инструменты на слух;

Развить интерес к симфонической, народной и духовой музыке;

Воспитать музыкальную культуру;

Психолого-педагогическое объяснение специфики воспитания и освоения учебного материала учащимся в соответствии с возрастными особенностями

Как известно, детский организм это организм вечно развивающийся.

У детей усиливается контроль сознания над поведением, развиваются волевые процессы, интенсивно происходит развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость. Перед ними стоит задача - разучить, сравнить, классифицировать, услышать тембр инструмента.

Основным ядром познавательного развития в этом возрасте становится мышление в понятиях. Особый интерес детей вызывает прослушивание музыкальных сказок или коротких, ярких композиций с красивой, мелодичной темой. Это возбуждает творческую активность детей, будит их фантазию и инициативу. Знакомство с различными стилями музыки, расширяет кругозор.

Гуманизм как принцип взаимоотношения между людьми означает любовь к человеку в сочетании с такой же требовательностью к нему именно потому, что он - Человек.

На протяжении всего образовательного процесса ребята учатся не только профессиональным навыкам, но и умению дружить, помогать друг другу, уважать и ценить, как себя, так и окружающих, и самое главное- любить прекрасное, любить свою Родину. Дети взаимодействуют со своими сверстниками и педагогом.

Ожидаемые результаты

II год обучения

Знать музыкальные инструменты;

Уметь классифицировать музыкальные инструменты;

Уметь различать на слух: струнно-смычковые, народные и духовые инструменты;

Уметь слышать в музыкальных произведениях солирующие инструменты;

Знать историю музыкальных инструментов;

Концептуальные основы

Работа с детьми в вокальном объединении «Мажоринки» строится на общегуманистических и художественно - педагогических принципах:

Принцип гуманизации. Личность воспитывается личностью. Гуманистическое педагогическое взаимодействие предусматривает личностный рост учителя и учащихся, их совместное личностное развитие, создание благоприятных условий для выявлений и культивирования в каждом ребенке индивидуально специфичных элементов общей и специальной одаренности.

Принцип гармонизации личности и среды. Развитие интересов, способностей, формирование такой личности, которая будет в единстве с миром, людьми и с самим собой.

Принцип активности и сознательности. Выражается в том, что необходимо приучать ребенка к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и решения.

Принцип наглядности. Основан на особенностях развития мышления ребенка, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес ребенка к знаниям и делает процесс обучения более легким.

Принцип доступности. Выражается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и недоступности его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

Принцип систематичности и последовательности обучения предусматривает глубокое осмысление учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению, систематизации и обобщению изученного материала.

Принцип прочности обучения и его цикличности предполагает, чтобы ребенок совершал в процессе обучения полный цикл учебно - познавательных действий: воспринимал и осмысливал учебный материал, запоминая его и повторяя.

Принцип мотивации, развитие внутренней мотивации предусматривает осознание необходимости обучения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможности общения, похвала от значимых лиц, стремление оказаться в центре внимания.

Принцип образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

тщательная подготовка педагога к занятиям, подбор песен;

выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление детей;

связь теории с практикой, обучения с производительным трудом учащихся, формированием их взглядов и убеждений.

10. Принцип взаимодействия:

на уровне взаимоотношения между педагогом и подростком в процессе занятий;

взаимодействие обучающихся как партнеров по творческой деятельности.

Содержание занятия

История возникновения музыкальных инструментов;

Знакомство с инструментами;

Классификация инструментов на группы и подгруппы;

Музыкальное прослушивание отдельных инструментов;

Начало урока

Еще «Домострой» считал игру на музыкальных инструментах «грехом» равным пьянству, отвлекающим людские души от бога. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть. Еще более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Эти музыканты- профессионалы, ходили по деревням и городам показывали представление с песнями и музыкой. Очень часто их остроумные куплеты носили антицерковный характер. Они высмеивали глупых попов, жадных купцов и бояр. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь спасла и инструменты. В одном симфоническом оркестре- несколько десятков различных типов инструментов. Но все это многообразие можно разделить по принципу звукоизвлечению на три большие группы. Эти инструменты хорошо известны во всем мире, к их звучанию уже привыкли. Ученые относят появление первых музыкальных инструментов к XIII тысячелетию до нашей эры.

Раньше всех, по- видимому, появились ударные инструменты- конечно, самые простые. Затем - духовые, а потом флейты без отверстий из тростника и кости. Много позднее, люди научились делать многоствольные флейты, а потом и флейты с отверстиями. Позднее появились струнные, и позже всего – их разновидность – смычковые.

Для детей я выбрала основные музыкальные инструменты, где на уроках разбираем каждый из них, сравнивая с родственными инструментами визуально и под музыкальный материал.

Народные инструменты

Ударные: трещотки, треугольник, ложки, бубен, барабан, тарелки, колокольчик, погремушки, бубенцы.

Струнно- щипковые: балалайка, домра, К- бас, мандолина.

Меховые: гармошка, баян, аккордеон.

Духовые: блок- флейта, кугиклы, рожок, свистки.

Духовые инструменты делятся на две подгруппы

Деревянные: гобой, флейта, фагот, кларнет.

Медные: саксофон, труба, тромбон, валторна, туба.

Струнно-смычковые

Арфа щипковая, контрабас, виолончель, альт, скрипка.

Все уроки по изучению инструментов всегда проходят под музыку тех инструментов, которые в данный момент изучаем это диски с музыкой ансамбля народных инструментов «Сормовские виртуозы», классическая музыка деревянных и медных инструментов, симфоническая музыка.

Приведу лишь несколько примеров.

Ложки. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь невозможно, но то, что это самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт.

Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Этот музыкальный инструмент состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенцы.

Королева оркестра - скрипка. Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI- XVII в. Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Говорят, что скрипка поет, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос.

Смычок - это важная деталь. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натяжения волоса. Смычок можно вести по струне непрерывно в течении долгого времени и звук будет тянуться так же непрерывно. Слушаем виртуозные этюды Паганини и лирические пьесы С. Прокофьева.

Флейта- это один из самых древних духовых инструментов.

Археологи находят изображения флейтистов на фресках

Древнего Египта и Греции.

Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение веков она усовершенствовалась и в 1832 г. немецкий мастер Т. Бем представил поперечную флейту. Флейте отводятся виртуозные пассажи, например: колоратурные пассажи дочери Мороза в «Снегурочке»

Н. Римского - Корсакова в начале оперы входят «узорчатые» наигрыши флейты. В опере «Сказка о царе Салтане» флейта пикколо

(piccolo- по- итальянски- «маленький») играет тему белки, грызущей золотой орех. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь ей поручают мелодические партии.

Первые шаги

Упражнение №1. Сравниваем инструменты, разбирая их составные части.

Задачи: добиваемся быстрого узнавания инструмента, их различия между собой, их материал изготовления.

Упражнение №2. История происхождения отдельного инструмента.

Задачи: знание стран инструментов, и знаменитых мастеров.

Упражнение №3. Классифицируем инструменты на три группы.

Задачи: знать три большие группы инструментов, уметь давать им полное название, подразделяя на более мелкие подгруппы, не путаясь в наименовании.

Упражнение №4. Слуховые восприятия.

Задачи: слышать конкретный тембр каждого инструмента, уметь дать характеристику, описать свои ощущения, уметь слышать солирующий инструмент.

Упражнение №5. Сравнение отдельных инструментов.

Задачи: уметь слышать и отличать духовые инструменты от струнных, струнные от народных. Слышать их окраску и тембр, в слух проговаривая их отличия и пытаться голосом пропевая- подражать им.

Упражнение №6. Визуальный контроль с помощью нот.

Задачи: уметь увидеть в нотах соло инструмента, назвать его название и проследить музыкальную линию.

Работа над симфонической сказкой «Петя и волк» С. Прокофьева

Требования к репертуару:

- носит воспитательный характер;

- соответствует возрасту и пониманию детей;

- соответствует возможностям данных детей;

- вызывает яркую, эмоциональную отзывчивость к музыке;

I этап

1. Восприятие - прослушивание симфонической сказки;

а) прослеживание музыкальной линии по нотам;

2. Беседа о содержании и характере симфонической сказки;

а) Сергей Сергеевич Прокофьев гениальный композитор, оказавший могучее влияние на мировую музыку XX века, выдающийся пианист и дирижер.

б) симфоническая сказка написана 1936 г. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый всегда одному и тому же инструменту. В сказке не только вступительное, но и сопроводительное слово, которое помогает первоначальному знакомству детей с музыкальными инструментами. За время исполнения дети слышали темы инструментов многократно и выучивались распознавать тембр инструментов- в этом педагогический замысел сказки.

II этап

Разбор текста;

а) дети разделяются по несколько человек, и прослеживают лейтмотив выбранного персонажа. Здесь множество голосов: Петю играет струнная группа оркестра, дедушку- фагот, утку изображает- гобой, птичку- флейта, кошку- кларнет, волка- валторны, охотников- марш духового оркестра.

б) пропевают лейтмотив своего героя, пытаясь голосом подражать ему.

в) рассказывают о теме солирующего инструмента, давая ему свою характеристику.

III этап

Большое значение приобретает в сказке музыкально - драматургическое и сюжетное развитие образов. Особую роль играет трансформация (переосмысливание) музыкальных тем.

а) это мелодии темы Пети, темы дедушки, волка и т.д.

б) выявление положительных и отрицательных героев.

в) определение смысловых акцентов в музыкальной фразе, общую кульминацию.

- Использование полученных знаний:

- Опрос после прослушивания симфонической, народной, духовой музыки;

- Посещение оперного театра: балет «Щелкунчик»,

оперетта «Ханума»;

Список литературы

Блок В. Музыка Прокофьева для детей.- М., 1969.

Барсова И. Книга об оркестре.- М., 1969.

Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.- «Советский Композитор» М., 1976.

Вертков К. Русские народные инструменты.- Л., 1975.

Козлова М.Г. Советский композитор.- М., 1973.

Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.- М., 1984.

Нюрнберг М. Симфонический оркестр и его инструменты.- Л.М., 1950.

Теплов Б. Психология музыкальных способностей.- М.Л., 1947.

Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра.- М., 1972.

Музыкальные инструменты мира. Иллюстрированная энциклопедия.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации