Конспект открытого занятия по ФЭМП «В поисках золотого ключика»
Конспект открытого занятия по ФЭМП
«В поисках золотого ключика»
(подготовительная группа)
Разработала: Сапон Ольга Александровна,
Воспитатель МАОУ СОШ №26 г.Балашиха
Цель: Формирование элементарных математических представлений; закрепление математических знаний и умений детей по разделам «количество», «счет» и «сравнение»; ориентировка на плоскости, развитие графомоторных навыков.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить счет в пределах десяти, в прямом и обратном порядке; умение называть соседей числа (последующее, предыдущее число);
2. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой, его обозначающей;
3. Закреплять навык сравнения чисел, понятия «больше», «меньше» «равно»;
4. Закреплять умение решать арифметические примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
5. Закреплять знания о геометрических фигурах, умение ориентироваться на плоскости, создавать рисунок по образцу.
Развивающие:
1. Создать условия для развития логического мышления детей, сообразительности, внимания.
2. Развивать смекалку, воображение, способность к мыслительным операциям.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче, понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя.
2. Формировать умение работать в команде, воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь.
3. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Форма организации ООД: групповая,индивидуальная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, решение арифметических примеров, решение логических задач, работа с карточками, со счетным материалом, игры с цифрами и геометрическими фигурами, разучивание коммуникативной игры-приветствия, физминутки, пальчиковой гимнастики, подготовка демонстрационного материала.
Материалы к ООД:
Демонстрационный материал: карточки с цифрами от 1 до 10, карточки-лепестки с примерами, иллюстрации по теме, буквы, ИКТ-презентация.
Раздаточный материал: счетные наборы (геометрические фигуры, цифры); бланки с заданиями для самостоятельной работы детей, простые карандаши, карточки для рефлексии на каждого ребенка.
Оборудование: магнитная доска, 2 мольберта, компьютер, проектор.
Методы и приёмы:
• Наглядный (показ, демонстрация, иллюстрации).
• Практический (выполнение заданий сказочных героев).
• Словесный (художественное слово, беседа, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Игровой (использование сюрпризных моментов, игровая ситуация).
• Поощрение, анализ занятия.
ХОД ООД:
Организационный момент
(Воспитатель и дети собираются в круг на ковре)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
(Коммуникативная игра-приветствие):
Воспитатель + Дети:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам,
Доброе утро - пришедшим к нам лицам!
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила одного сказочного героя. Угадайте, кто же это.
Загадка:
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ключ искал он золотой.
Всюду нос совал свой длинный.
Кто же это? (Буратино)
Воспитатель: Верно, это Буратино. И он обратился ко мне за помощью. Дело в том, что кот Базилио и лиса Алиса обманом утащили у Буратино золотой ключик, и теперь он не может открыть для вас двери в школу, чтобы вы могли пойти в первый класс. Чтобы Кот и Лиса вернули ему ключик, Буратино надо решить задания, которые для него придумали Кот и Лиса. Но Буратино сам не может справиться и просит нас помочь ему. Вы готовы? Поможем деревянному мальчику?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начинаем. Буратино передал мне КОНВЕРТЫ (они пронумерованы 1-6) с заданиями, которые необходимо выполнить. За каждое правильно выполненное вами задание мы будем получать золотую МОНЕТУ!
Основная часть
Конверт с Заданием 1. «Сложи Числовой ряд»
Воспитатель: Вот перед нами первое задание от Кота и Лисы: на подносе лежат карточки с цифрами. Нам нужно сложить «числовой ряд». Каждый из вас берет одну карточку, и мы выстраиваемся в ряд, по порядку, начиная с цифры «1».
(дети выстраиваются в ряд от 1 до 10, называют свой порядковый номер – «первый», «второй» и т.п.).
(Если детей 12, то 2 ребенка – помощники, проверяют: считают от 1 до 10 и обратно).
Воспитатель: Ребята, если мы выполнили задание правильно, то у нас получится слово. Переверните карточки (получается слово «МАТЕМАТИКА»).
Давайте попросим наших гостей прочитать его (гости читают).
Воспитатель: У нас получилось слово «математика». Теперь мы знаем, что все задания от Кота и Лисы будут (какие?) – математические.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот и ваша награда - первая золотая монетка! (прикрепить к доске). Проходим и садимся на свои места.
Конверт с Заданием 2. «Числовой дом», «Соседи числа»
(ПК, проектор, файл ИГРА - числовой дом на «10»).
Воспитатель: Перед нами числовой дом. На каждом этаже живут два числа, сумма которых равна «10».
Вам надо назвать «соседа», живущего на одном этаже с указанным числом (воспитатель указывает число, ребенок называет «соседнее», воспитатель кликает по пустому окошку – выскакивает ответ)
Воспитатель: чтобы каждый из вас смог поиграть, давайте заселим и второй дом.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, очень хорошо справились с заданием. А теперь Кот и Лиса предлагают нам сыграть в игру - «Назови соседей числа» (выполняют за столами, используя счетный набор)
Правила игры такие: я называю число, вы берете его из счетного материала (у каждого ребенка набор цифр), кладете на стол перед собой, а потом ищете и выкладываете его соседей, живущих справа и слева (1-2-3, 4-5-6, 7-8-9).
(отработать понятия «предыдущее» и «последующее»)
Устная проверка.
(усложнить, если есть время: число «Х», найди предыдущее;
число «Х», найди последующее;
какое число живет между 4 и 6, между 7 и 9)
Воспитатель: Вы справились, молодцы! Получаем вторую золотую МОНЕТУ!
А перед тем как перейти к следующему заданию, давайте немного отдохнем и разомнемся.
Физминутка: /Встать рядом со своим рабочим местом/
(проводит воспитатель, потом ребенок)
Буратино потянулся,
Вот нагнулся, разогнулся,
Руки в стороны развёл.
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать,
И руками помахать.
(садимся на места)
конверт с Заданием 3. Задача «Купи Азбуку»
Воспитатель: Кот и Лиса дали Буратино задание – купить Азбуку. Поможем ему выполнить это задание? (Дети: Да!)
(Каждым ребенок кладет перед собой лист с изображением кошелька с монетами, берет простой карандаш)
Воспитатель: Буратино отправился за покупками. В кошельке у него лежат монеты. Сосчитайте, пожалуйста, сколько их? (10).
Буратино проголодался и купил луковицу (сопровождать объяснение демонстрацией картинок). Потратил на нее сколько? – 1 монету. Зачеркните карандашом в кошельке одну монету.
Потом Буратино понравилась куртка для папы Карло (вторая картинка), и он потратил (сколько?) 2 монеты - дети вычеркивают две монеты.
А еще Буратино заглянул в театр кукол и купил билет на представление (картинка) за (сколько?) 4 монеты - дети вычеркивают четыре монеты.
Воспитатель: Наконец Буратино пришел покупать Азбуку (картинка).
Ребята, посмотрите в ваши кошельки и ответьте мне на вопросы, пожалуйста.
Сколько монет у Буратино было сначала? - 10
Сколько он потратил на другие покупки? - 7
Сколько у него осталось? - 3
А сколько стоит Азбука (картинка)? - 5
Хватит у Буратино монет на Азбуку? Для этого надо сравнить числа 3 и 5 (на доске) (Дети: не хватит). А сколько монет не хватает? (2)
Воспитатель: Ребята, вы же выполняете задания и получаете за них монеты! Вы сможете в конце занятия подарить Буратино 2 монеты, чтобы он купил себе Азбуку? (Дети: Да!)
Отлично! Вы - молодцы! А за это задание вы получаете еще одну МОНЕТУ!
Конверт с Заданием 4. «Собери цветок» - игра на ковре.
(2 мольберта, на них - серединки цветков «5» и «7»
на столике - лепестки с числовыми выражениями)
Воспитатель: Кот и Лиса приглашают вас поиграть в игру «Собери цветок». Выходите на ковер.
Слушайте внимательно правила игры:
На столе лежат лепестки с примерами, а на мольбертах – серединка цветка в форме круга с ответом на примеры (5 и 7). Каждый из вас должен взять один лепесток, решить пример и приложить лепесток к ответу на мольберте.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: давайте проверим правильно ли вы собрали цветы (если есть ошибки – вместе с детьми их исправить)
(усложнить: остались два лепестка, почему? Они не подходят – на них примеры с ответами 6 и 8)
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, справились с заданием, не зря Буратино обратился к вам за помощью. Задание было непростым, вы собрали ДВА цветка, поэтому получаете сразу ДВЕ золотые МОНЕТЫ!
Садимся за столы.
Воспитатель: Перед выполнением следующего задания давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика (на каждую руку)
Этот пальчик - Буратино,
Это девочка - Мальвина,
Вот Пьеро, печален он,
Это пудель Артемон.
Разбегайтесь, кто куда,
Карабас идет сюда.
Конверт с Заданием 5. «Ориентировка на плоскости»
Воспитатель: Перед выполнением этого задания давайте вспомним какие геометрические фигуры вы знаете (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Покажите правую руку, а теперь – левую (верх – низ).
Итак, перед каждым из вас лежит белый лист (пластиковый). На нем вы будете располагать геометрические фигуры. Слушайте внимательно.
(геометрические фигуры берем из счетного набора)
1 желтый круг - в правом верхнем углу,
1 зеленый прямоугольник - в левом нижнем углу,
1 большой красный треугольник - в центре листа.
2 синих квадрата - в левом верхнем углу,
2 зеленых маленьких треугольника - в правом нижнем углу,
Воспитатель: Ребята, проверьте, так ли у вас получилось? (лист А3 с образцом прикрепить на доску). Молодцы!
А теперь из этих геометрических фигур по образцу сложите куклу, которая выступает в театре Карабаса. (Образец – на листе А3 на доске).
Молодцы! Отлично поработали – держите еще одну МОНЕТУ.
Конверт с Заданием 6. «Дополни рисунок» (КЛЮЧ)
Воспитатель: Ребята, вы помогли Буратино справиться со всеми заданиями. А теперь Кот и Лиса просят каждого из вас нарисовать золотой ключик.
У каждого ребенка лист в клетку с нарисованной половинкой ключа, простой карандаш (напомнить про осанку, положение рук и как правильно держать карандаш), рисуют вторую половину ключа, симметричную первой.
Воспитатель: Какие красивые и разные ключи у вас получились! Молодцы! За это задание вы получаете еще одну МОНЕТУ.
Воспитатель: Ребята, я соберу все ваши ключи, передам их Коту и Лисе, а они вернут золотой ключик Буратино.
Воспитатель: Ребята, сколько же монет вы собрали сегодня? – 7 .
Давайте перевернем их и узнаем, как Буратино поблагодарил вас за помощь – какое слово получилось? (СПАСИБО)
!!! Буратино (голос из ПК): Ребята! Спасибо вам за помощь! Вы все молодцы! Если будешь числа знать – будешь в школе успевать!!!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти монеты превратились в настоящие? (Дети: ДА!) Тогда назовите СКАЗКИ, в названиях которых встречаются числа? (Ответы детей) /включить слайд-подсказку/
(«Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Белоснежка и 7 гномов», «Козленок, который умел считать до 10», «Три поросенка», «Вовка в тридевятом царстве, Двенадцать месяцев»)
Воспитатель: Молодцы! Всё верно. (Крекс-пекс-фекс). А вот и золотые монетки для каждого из вас. Мы даже сможем угостить наших гостей (появляется тарелка с золотыми шоколадными монетами).
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята! Наше занятие подходит к концу. Вам понравилось сегодняшнее приключение?
Задания были сложными? Какое понравилось больше всего? Какое было трудным?
Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, и у вас все получилось, то поднимите «Солнышко».
А у кого сегодня были затруднения, поднимите «Тучку».
Наше занятие окончено. Каждый из вас за работу получает золотую шоколадную монетку (угостить присутствующих педагогов). Мы прощаемся с Буратино, с нашими гостями и идем на прогулку.
7