Конспект подгруппового занятия для детей с заиканием «Домашние животные»
Конспект подгруппового занятия для детей с заиканием
Тема: Домашние животные.
Цель: развитие плавной речи у детей с заиканием
Задачи: упражнять в пользовании самостоятельной речью (при переходе от ситуативной к контекстной), закреплять умение детей формулировать вопросы по типу: «А кто? «А что?», развивать навыки релаксации по контрасту с напряжением, речевое дыхание путем распространения фразы
Закреплять обобщающее понятие «домашние животные», обогащать словарь-действий по теме,
Развивать темпо-ритмические и координационные способности, интонационную выразительности речи, внимание, память, мышление.
Воспитание заботливого отношения к домашним животным.
Оборудование: предметные картинки домашних животных (собака, кошка, корова, коза, овца, кролик свинья) карандаши, игра «Кто что ест»; рисунок, текст рассказа «День рождения у свиньи»
Ход занятия
I.Орг. момент
II. Регуляция эмоционального и мышечного напряжения
а) релаксационные упражнения:
Олени
Слон
Оловянные солдатики и тряпичные куклы
Шарик
Холодно - жарко
б) Чтение отрывка их стих. А. Барто «Он был совсем одинок»
Один щенок
Был одинок
…. Бродил он неприкаянно
И так расстроился щенок
Что он завыл отчаянно:
«Я одинок
Я одино-о-ок
Не нахожу-у-у
Хозяина.
Дети по просьбе логопеда с помощью выразительных движений и мимики настроения изображают грустного щенка.
Л: «А кто из вас хотел бы стать хозяином щенка? Изобразите, как вы стали бы жалеть его».
Дети гладят друг друга.
III. Развитие речевого дыхания
Логопед предлагает детям на одном выдохе произнести фразу, распространяя ее по вопросам Щенок
Одинокий щенок
Одинокий щенок нашел хозяина
Одинокий щенок нашел заботливого хозяина.
IV. И.н.м.
1.Сообщение темы.
2.Припоминание правил красивой речи
Проговаривание хором.
Мы подробно отвечаем
Никогда мы не спешим
И красиво говорим.
3.Беседа по вопросам
Логопед: «Карандашик мы катаем, на вопросы отвечаем»
Дети отвечают на вопросы, совершая движение карандашом на каждое слово.
Логопед выставляет на панно соответствующую картинку
Кто сторожит дом?
Кто ловит мышей?
Кто дает человеку молоко?
Кто дает человеку шерсть?
Кто дает человеку пух?
Что дает человеку свинья?
4.Игра «Кто что ест? Кто как ест?»
Ответы детей по цепочке (синхронизация речи с движениями рук)
Корова ест траву. Корова жует траву
Кошка пьет молоко.
Кошка лакает молоко и т.д.
V.Минутка отдыха
а) Пальчиковая гимнастика
Я в деревне отдыхаю (ритмичное сжимание кулачков, соединение пальцев рук)
Вам животных называю:
Кролик, лошадь и коза
Кот, корова и свинья
А еще баран с овцой
Да, верный пес-
Помощник мой.
б) Гимнастика для глаз
Лошадь бежит в гору, с горы (движение глаз снизу вверх, сверху вниз )
Щенки бегают друг за другом (движение по кругу)
в) Развитие чувства ритма, силы голоса
Корова зовет теленка :му-му ( громко)
Теленок в ответ: му-му-му (тихо)
Конь скачет: цок-цок (громко)
Жеребенок за ним: цок - цок-цок ( громко).
г) Логоритмическое упражнение
Как у нашей кошки на ногах сапожки
(движение в такт стихотворения «лапкими», «ножками» кошки).
Как у нашей свинки на ногах ботинки
(движение в такт стихотворения «по пятачку», «ножками»)
А у пса на лапках голубые тапки
(движение в такт стихотворения «ушками», «ножками»)
А козленок маленький обувает валенки
(движение в такт стихотворения « рожками», «ножками»)
А сыночек Вовка - новые кроссовки
(движение в такт стихотворения - повороты в стороны, «пятка-носок»)
Вот так, вот так - новые кроссовки
(движение в такт стихотворения - «руки в стороны», «топотушки»)
VI.Закрепление
1.Чтение рассказа «У свиньи день рождения»
2. Беседа по содержанию
Какой праздник у свиньи?
Кто пришел в гости?
Чем остались недовольны гости?
Как должна была угостить свинья?
3. Организация диалога о домашних животных.
Логопед: « Ребята, у меня есть кошка?
А у тебя….?» (работа в парах)
А что любит твоя кошка?
А какая у нее кличка? И т.д.
VII. Итог.
Упражнение на релаксацию
Твердая косточка (напряжение)
Жидкое молочко (расслабление)
Произнесение фразы на выдохе: «Я красиво говорю»,
«Я – молодец» ( ребенок гладит себя по голове и пропевает)
Логопед подводит итог занятия.
Психотерапевтическая оценка речи детей: « Сегодня на занятии вы красиво разговаривали, а завтра, я думаю, вы будете говорить еще лучше»