Конспект занятия «Домашние животные»
Конспект занятия «Домашние животные» для детей подготовительной к школе группе
Цели:
- Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме;
- Активизировать словарь по теме ( названия, признаки и действия);
- Оценить умение детей использовать полученные знания в разных видах деятельности;
- Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.
- Автоматизация звуков речи.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие тактильных ощущений, эмоций.
Дети должны знать:
- Что домашние животные-животные, прирученные человеком;
- Названия взрослых животных и их детенышей разного пола;
- Названия помещений, в которых содержится домашнее животное;
- Чем питаются разные животные;
- Как передвигаются, какие звуки издают;
- Какую пользу приносят людям.
Дети должны уметь:
- Отличать домашних животных от диких;
- Использовать в речи названия домашних животных, частей их тела, жилищ, признаков, действий;
- Имитировать движения и звуки домашних животных;
- Делить слова на слоги;
- Определять место звука в слове;
- Различать мягкие и твердые согласные звуки;
- Составлять предложения с предлогами.
Оборудование: картинки из серии «Домашние животные»; познавательная и художественная литература; продукты-муляжи, которыми питаются домашние животные; шапочки с изображением домашних животных; бельевые прищепки; кубик, на сторонах которых нарисовано от 1 до 3 точек (они будут обозначать количество слогов в словах); «жетоны - эмоции» - «веселый» и «грустный»; музыкальный центр; диск с записью голосов домашних животных; муляж или картина с изображением скотного двора; коврики для релаксации и диск с релаксационной музыкой; колючие коврики для массажа стоп; паровозик с тремя вагонами (для определения места звука в слове); «волшебная» палочка; «волшебный» мешочек; дидактическая игра «Загадочный цветок»; флажки синего и зеленого цветов; посылка с письмом от пастуха.
Выставка книг на тему домашних животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент
Цель : Развивать артикуляционный аппарат
-Ребята, давайте сделаем гимнастику для язычка. Имитация движений домашних животных (Кошка умывается; Лошадь жует траву; Собака рассердилась; Бодливая овечка; Козленок пьет молоко; Лошадка – с опорой на картинки)
-А теперь давайте порычим как собака! ([РРРРРР])
-Давайте споем песенку колокольчика, который носит корова на шее! (ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы и т.д.)
-Ребята, движения и звуки каких животных мы имитировали? (Домашних)
-Почему они называются домашними? (Потому что живут рядом с человеком, о них заботится человек…)
- Вот сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.
Игра «Отгадай, какое это животное и назови его семью»
Знать: какие действия могут совершать домашние животные, как называются члены «семьи» домашних животных, уметь группироваться в свою «семью», правильно называя всех членов «семьи».
Цели: развивать внимание, память, расширять и активизировать словарь по теме.
-Кто хрюкает, роет ямы…?(свинья, поросенок, кабан)
-Кто блеет, бодается…?
-А теперь сами загадайте такую загадку про… - кошку. Что она делает? (Мяукает, царапается…)
-Про корову…(Мычит, жует, ходит…)
3.Игра «Умный кубик»
Знать: способы деления слов на слоги, объяснить выбор.
Цели: развивать умение делить слова на слоги; развивать речь, внимание, память, воспитывать внимательное отношение к установкам педагога.
-Ребята, поиграем в игру. Вот кубик, на сторонах кубика нарисованы кружки. Вы бросите кубик и должны будете взять ту картинку, с изображением домашнего животного, в названии которой столько слогов, сколько кружков выпадет на кубике. И дать полный ответ. (- В слове корова 3 слога и т.п.)
4.Игра «Флажки»
Знать: Названия домашних животных.
Цель: Развитие фонематического слуха.
-О ком мы говорим на занятии? (о домашних животных).
-Сейчас я буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если есть такое животное - поднимите зеленый флажок, если нет - синий.
БАНАН-БАРАН
ОВЦА -ОВСА
ПЫК-БЫК
КОСА-КОЗА
КОТ-КОД.
5.Самомассаж с прищепками + массаж ступней.
Цель: Развитие мелкой и общей моторики.
Котенок-глупыш.
-Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
-Но я же играю с тобою, малыш!
-А будешь кусаться - скажу тебе «кыш»!
(На каждый ударный слог «щипаем» фаланги пальцев прищепками, начиная с мизинца и обратно. Сначала на одной руке – потом на другой)
(под ногами лежат колючие коврики - дети сидят или стоят без обуви)
6. Игра «Угадай, кто, как кричит?» или «Посылка».
Знать: какие звуки издают домашние животные, уметь по звукам определять кто, как кричит.
Цели: развивать фонематический слух, воображение, память, внимание.
-Ребята, нам пришла посылка. В посылке письмо от пастуха. (Прочитать его). Он новичок в своем деле, и плохо знает голоса животных, поэтому просит нас послушать звуковое послание (диск с записью голосов домашних животных) и сказать, какие животные слышны на нем. Поможем? Слушаем. ( голоса: лошади, собаки, коровы, овцы, свиньи ).
7. Игра «Паровозик»
Цель: уметь определять позицию определенного звука в слове, развивать фонематический слух.
- К нам приехал паровоз и в его состав входят три вагона. Первый вагон –начало слова, второй – середина, третий – конец слова. Вы берете картинку с изображением животного, называете ее. А я задаю вам звук, место которого вы должны определить в слове. Картинку с изображением животного вставляете в тот вагон, который обозначает место звука в слове. Скажите, где слышен звук ...? В начале, в середине или в конце слова? - коРова, Лошадь, баРан, жеРебенок, теЛенок, кРолик. (Звук [Р] в слове корова слышен в середине слова и т.д.)
8. Дидактическая игра «Загадочный цветок».
Цель: уметь различать на слух твердые и мягкие звуки [Л-Л], развитие фонематического слуха, памяти, внимания.
-Назовем животных изображенных на лепестках цветов. Если в слове слышен мягкий [Л], то лепесток приклеим к зеленой серединке, а если твердый, то к синей. (После игры лепестки переворачиваются к детям цветной стороной).(Приложение 1)
9. Дидактическая игра «Кто, где стоит, лежит?»
Знать: предлоги НА, ПОД, ЗА, ОКОЛО, У, В…
Цели : уметь составлять предложения с данными предлогами.
Муляж или картина с изображением скотного двора.
(Ребенок берет картинку с изображением животного, или его фигурку, прикладывает ее к изображению скотного двора и составляет предложение, используя заданные предлоги – «Корова ОКОЛО забора; свинья стоит ЗА кормушкой» и т.д.)
10. Физическая пауза «Хозяюшка»
Цель: Развитие общей моторики и координации движений.
Дети стоят на колючих ковриках, читают стих и имитируют движения животных.
«Хозяюшка»
(Координация речи с движениями, развитие творческого воображения)
Наша – то хозяюшка |
(Идут по кругу, взявшись за руки.) |
Сметлива была, |
|
Всем в избе работушку |
|
К празднику дала: |
|
Чашечку собачка |
(Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.) |
Моет языком. |
|
Хрюшка собирает |
(Присели, наклоняют ритмично голову) |
Крошки под окном. |
|
По столу котище |
(Встали, правой рукой делают движения к себе.) |
Лапою скребет, |
|
Половичку козочка |
(«Метут» пол.) |
Веничком метет. |
|
ИЛИ
«Теленок»
(Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)
Бу –бу, |
Два прыжка. |
Я рогатый. |
«Рожки» из пальчиков ставят на голову. |
Бу-бу, |
Два прыжка. |
Я хвостатый. |
«Хвостик» из руки за спину. |
Бу-бу, |
Два прыжка. |
Я ушастый. |
«Ушки» из ладошек на голову. |
Бу-бу, |
Два прыжка. |
Очень страшный. |
«Рожки» на голове, «бодаются». |
Бу-бу, |
Два прыжка. |
Испугаю. |
|
Бу-бу, |
|
Забодаю. |
|
11. Игра «Волшебство»
Знать: чем питается то или иное домашнее животное, уметь конкретному животному подбирать продукты питания, называть их правильно, правильно строить предложение.
Цели: развивать внимание, память, грамматически правильную речь, тактильные ощущения.
-Ребята, встаньте на коврики. Сейчас я вас с помощью волшебной палочки превращу в домашних животных: в кошку, в коня, в кролика, в собаку, в корову, в козу. А вы из волшебного мешочка достанете для себя еду, которую больше всего любите есть. (На ощупь определяются нужные продукты – можно приготовить муляжи, но лучше положить в мешок настоящие овощи и пр. продукты питания домашних животных. (- Я коза. Я люблю есть траву, морковь, капусту..и т.д.)
12. Дидактическая игра « В чем ошибся художник?»
Знать: дети должны знать особенности внешнего вида домашних животных, уметь называть недостающие части животного.
Цели: развивать умение анализировать и составлять целое из частей, воображение, память. (Приложение 2).
-Ребята, посмотрите на картинки и скажите, в чем ошибся художник? Каких частей тела не хватает у животных? (хвоста, ушей, рогов, вымени ).
13.Игра «Фантазеры»
Цель: учить мимикой выражать разные состояния по отношению к домашним животным.
-Представьте, что вы гладите кошку или щенка.
Испугались бульдога.
Вы щенок, который украл сосиски.
Вы котенок и просите молока у хозяйки.
У вас пропала коза.
14.ИТОГ
-Ребята, о ком мы сегодня говорили? (о домашних животных).
-В какие игры играли?
-Скажите, что будет с домашними животными, если мы их отпустим в лес? (они погибнут)
-Почему? ( потому что они домашние и о них заботится человек).
-Ребята, выберете «жетоны - эмоции». «Веселую», если вам понравилось, как вы работали на занятии, «грустную» - если, что-то не понравилось.
Список использованной литературы:
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 208 с.:ил. – (Серия «Готовимся к школе») ISBN 5-94455-037-6
- Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. –(Логопед в ДОУ). ISBN 978-5-83144-906-0