Рабочий лист для уроков истории «Преобразования Петра 1»
РАБОЧИЙ ЛИСТ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I
(Портрет Петра I. Готфрид Кнеллер 1698 г.)
«… Одной рукой держу шпагу и перо…»
« За мое Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею»
Петр I
« Россия тьмой была покрыта много лет,
Бог рек: да будет Петр – и был в России свет»
В.Белинский
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник»
А.С.Пушкин
«… Случилось не то, что хотел гордый Петр; Россия не вошла нарядная и сильная на пир великих держав. А, подтянутая за волосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде – рабою. И сколько бы не гремели грозно русские пушки, повелось, что рабской и униженной была перед всем миром великая страна, раскинувшаяся от Вислы до Китайской стены»
А.Толстой
???Были ли необходимы преобразования в России. Кто из авторов более прав. Ваша точка зрения на этот спор. Каждый может дать свою оценку, вооружившись фактами.
Реформы Петра
(Скульптор Леопольд Адольфович Бернштам.Надпись на постаменте:"Царь Пётръ I обучается въ Саардаме корабельному делу в 1697 году.Даръ Императора Николая II городу Саардаму въ 1911 году".)
Реформа – преобразование, изменение.
Экономические преобразования
А) Промышленность
Задачи: преодолеть отставание от Европы, развить свою промышленность
Действия: создание новых заводов и мануфактур: металлургические на Урале и Карелии; оружейные в Петербурге, Туле и Москве, полотняные в Ярославле и Казани.
Государство само вкладывает средства в развитие мануфактур и поощряет к этому купцов и дворян.
Положительное влияние | Отрицательное влияние: |
= увеличение числа мануфактур ( от 20 до 200); =увеличение выплавки чугуна со 150 до 800 ( 1 место в мире по количеству и качеству)
| =однобокость, только те мануфактуры, которые обеспечивали армию и флот = принудительный труд крепостных крестьян. См. А.Толстой «Петр I» = все контролирует и подчиняет себе государство. |
.
«… Рабочих рук не хватало нигде. Из приписных деревенек много народа бежало от новой неволи на дикие окраины. Тяжко работать на барщине, иной лошади легче, чем мужику. Но еще безнадежней казалась неволя на этих заводах, - хуже тюрьмы и для колодника и для вольнонаемного. Кругом – высокий тын, у ворот – сторожа – злее собак. В деревне мужик хоть зимой-то выспится на печке. Здесь и зиму,и лето, и день и ночь махай челном. Кабала. Но страшнее всего ходили слухи про уральские заводы и рудники Акинфия Демидова. Из приписанных к нему уездов люди от одного страха бежали без оглядки и памяти.» А.Толстой «Петр I»
Приписные крестьяне- дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты податей должны были работать на казенных или частных предприятиях, т.е. были прикреплены к ним (приписаны)
Посессионные крестьяне – государственные крестьяне, переданные властями купцам в условное владение для работы на их предприятии на определенное время (сессию)
Б) Торговля
Задача :защита интересов государства на мировом рынке, обеспечение независимости от ввоза иностранных товаров.
Действия: Протекционизм- экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.
Новые таможенные тарифы 1724г устанавливают высокие пошлины на ввозимые товары
Положительное влияние | Отрицательное влияние: |
созданы условия для развития торговли; =запрет на вывоз драгметалла и льна(?) | = ввоз преобладал над вывозом; = неразвитость сухопутной торговли |
В) Налоговая система
Задача: увеличить поступления в казну
Действия: Перепись населения.1718г финансовая реформа и переход от подворного налогообложения (Кто?) к подушной подати. Подушная подать – основной прямой налог, взимаемый с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста.
Положительное влияние | Отрицательное влияние: |
Рост поступлений в казну | Ухудшение положения населения Народные восстания и бунты: 1705-1706гг-Астраханское восстание, 1707-1708гг-восстание под руководством К.Булавина 1705-1711гг- Башкирия |
Г) Военные преобразования
Задача: создание армии и флота по европейскому образцу, завоевание выходов к морям.
Действия:?
Положительное влияние | Отрицательное влияние: |
создание регулярной армии и флота с европейским вооружением, укрепление обороноспособности | перекос в ущерб другим отраслям = солдат – тот же крепостной |
(Новое в России дело.(Спуск галеры «Принципиум» на воронежской верфи 1696г.) Ю.Кущевский)
Управление государством
(Пётр I. В.Серов)
А) Центральное управление
МОНАРХ
(абсолютный самодержец, с 1721г – император. Петр Великий – отец Отечества и император всероссийский
Император – титул правителя, присваиваемый преимущественно государям наиболее крупных монархий)
БОЯРСКАЯ ДУМА –упраздняется, вместо нее с 1711г учрежден СЕНАТ
(Сенат- правительственный орган, осуществляет функции высшего суда и надзора за деятельностью правительства, имеет административную и законодательную власть, заменяет Петра на время отлучек, сенаторы назначаются царем, действуют сообща - коллегиально)
ПАТРИАРХ – упразднен Петром , вместо него с 1721г учрежден СИНОД
( Синод – высший орган русской православной церкви, церковные иерархи становятся обычными чиновниками и присягают царю на верность)
ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР- учрежден с 1722г. для контроля за Сенатом. «Око государево»
ПРИКАЗЫ – упразднены за период 1718-1720г, вместо них учреждены КОЛЛЕГИИ
( Коллегии – органы центрального управления с четким разделением функций.
Название | Компетенция |
1. Военная коллегия | ? |
2.Амиралтейств-коллегия | |
3. Коллегия иностранных дел | |
4.Берг-коллегия | |
5.Мануфактур-коллегия | |
6.Коммерц-коллегия | |
7. Камер-коллегия | |
8.Штатс-контор-коллегия | |
9. Ревизион-коллегия | |
10.Юстиц-коллегия | |
11.Вотчинная коллегия | |
12. Главный магистрат | |
В дополнении к ним Преображенский приказ- политический сыск и Тайная канцелярия – розыск по наиболее важным государственным делам. « Слово и дело государево»
Работу коллегий определяет «Генеральный регламент» - единый, заранее разработанный план действий государственных органов власти. )
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ- вся страна разделена на 8( позже 11) губерний, губернии на 45 провинций, во главе губернии ГУБЕРНАТОР(?)
Положительное влияние | Отрицательное влияние: |
Московская бюрократия лишилась влияния Ликвидирована раздутая и противоречивая система приказов Устранено нелепое деление страны на 215 уездов | Появление новой бюрократии Принцип коллегиальности оборачивается безответственностью 8 губерний для России недостаточно |
Б)Городская реформа
МАГИСТРАТЫ- введены вместо земских изб для управления посадским населением, подчинены Главному магистрату. Для управления купцами и ремесленниками создана Ратуша. Ремесленники с 1722г объединяются в цеха.
Социальные реформы
Задача: усилить роль дворянства, объединить бояр и дворян в одно сословие – дворяне, превратить их в служилое сословие. ? Чем отлично положение бояр и дворян
Действия:
БОЯРСТВО упразднялось, вместо него благородным сословием становилось дворянство.1722г « Табель о рангах» - система чинов и порядок продвижения по службе .Принцип знатности рода заменен принципом личной выслуги. Дворянство обязано было служить на военной или гражданской службе
Положительное влияние | Отрицательное влияние: |
Выдвижение большого числа способных людей низкого происхождения | Диктатура дворянства Рост бюрократии Все закрепощены государством, даже дворяне (?) |
«Регулярные граждане»: ?
«Нерегулярные граждане»:?
Культура
Задача: европеизация России
Действия: учреждены цифирные школы для подготовки мелких чиновников, гарнизонные школы для солдатских детей, математическая, навигацкая, медицинская и др., морская академия в Петербурге, обучение за границей, календари, «Петербургские ведомости», с 1 января 1700г введение нового летоисчисления, геологические и географические изыскания и экспедиции, собирание научных коллекций и открытие первого естественнонаучного музея Кунсткамеры в 1719г, европейская одежда, налоги на бороды, столица перенесена из Москвы в Петербург, ассамблеи, «Юности честное зерцало»
Положительное влияние | Отрицательное влияние: |
=приобщение к европейской культуре и науке = возможность для развития российской | = насаждение европейских обычаев и норм = раскол культуры на дворянскую и народную просвещение затронуло лишь дворянство |
(Ассамблея при Петре I. Автор неизвестен)
«Достойны удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и его временными указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или, по крайней мере, для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика»
(В.О.Ключевский)
Характерные особенности петровских реформ
Носили характер импровизации и подчинялись единственной цели-достижению победы в Северной войне |
Заимствование политической модели «регулярного государства» |
Стремление к полному государственному контролю за жизнью общества |
Кардинально изменили российское государство |
Жесткость и жестокость |
Мелочная тотальная регламентация всех сфер жизни общества и государства |
Подражание западноевропейским политическим традициям и институтам |
Многие начинание не доведены до конца или оказались нежизнеспособными |
|
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Что приобрела и что потеряла Россия благодаря реформам Петра
Были ли необходимы эти преобразования
В чем выражалось отставание от Европы
Какие преобразования необходимо было провести в России в V
Какой путь преобразований вам близок Алексея Михайловича или Петра
Составьте сравнительную таблицу государственного управления
Аппарат власти Российского государства в XVII в | Аппарат власти Российского государства в V в |
| |
| |
| |
| |
| |
Два аргумента «за», два – «против»
«Россия XVII в. была страной, в которой продолжали господствовать средневековые черты в экономической и культурной жизни страны, и только гением Петра она смогла начать подтягиваться до уровня развитых стран западной Европы».
Куда пойти учиться?
Учебное заведение | Социальная группа |
Морской корпус Солдатская школа Штурманская школа Артиллерийский корпус Смольный институт Народное училище Коммерческая школа Пажеский корпус Медицинская школа. Ремесленная школа Академия художеств Семинария. Духовная академия | Дворянин Купец Солдат Разночинец Представитель духовенства |