Конспект родительского собрания « Формирование стрессоустойчивости обучающихся. » 1 класс.

0
0
Материал опубликован 15 November

Конспект родительского собрания

« Формирование стрессоустойчивости обучающихся. »

1 класс.

Цель родительского собрания

Рассказать родителям учащихся о способах формирования стрессоустойчивости детей.

Задачи родительского собрания

Познакомить родителей учеников с понятиями стресс и стрессоустойчивость;

Сформировать их представление о стрессоустойчивости школьников;

Дать им рекомендации о средствах и методах формирования стрессоустойчивости у их детей.

Форма проведения

А) Беседа

Б) Анкетирование

В) Практические упражнения

Участники: родители

Подготовительный этап

Заранее пригласить родителей обучающихся. Приложение 1.

Тематически оформить кабинет.

Подготовить тест на выявление тревожности ребенка . Приложение 2.

Подготовить Памятку по предупреждению возникновения стресса у ребенка. Приложение 3.

Подготовить список литературы по теме собрания. Приложение 4.





Оборудование

Помещение для проведения собрания;

2.Тематические картинки; портрет Г.Селье

3.Тест на выявление тревожности ребенка .

4. Памятка по предупреждению возникновения стресса у ребенка.

5. Листы со списком соответствующей литературы.


Ход собрания.


1.Актуальность темы.

«Стресс-это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете». Ганс Селье.

-Уважаемые родители, как вы понимаете эти слова известного венгерско-канадского эндокринолога-новатора?

-В 7 лет дети становятся школьниками. В жизни ребенка происходит ряд серьёзных изменений:

Смена социальной позиции. Из дошкольника ребёнок превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п.. 

Смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. 

Возрастание физической и нервно-психической нагрузок. Значительно увеличивается объём информации, которую надо усвоить. 

Изменения в отношении к ребёнку со стороны окружающих. Появляются требования, которых раньше не было: необходимо каждый день приходить в класс, в течение 40–45 минут сидеть на уроке, быть внимательным, слушать учителя и выполнять его задания. 

Переоценка ценностей. Всё, что имеет отношение к учёбе, теперь становится значимым, а всё остальное — второстепенным.

Многие дети воспринимают это как стрессовую ситуацию.

2.История термина.

В психологии стресс — это реакция организма на давление стрессогенных факторов (стрессоров). Это внешние и внутренние раздражители, которые выводят человека из равновесия, вызывают психофизическое напряжение. 

Виды стресса:

Эустресс

Понятие «эустресс» имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Как видим последние три вида стресса негативно влияют на физическое и психическое здоровье ребенка.

3.Состояние тревожности есть типичное проявление стандартной стрессовой реакции: общее напряжение организма, нервной системы.

Обследование психологом детей нашего класса показало, что у 8 детей наблюдается тревожность, а у 2 детей повышенная тревожность. Это сигнал и для учителя, и для родителей о необходимости принятия определенных мер. Для этого нужно понять, что такое тревожность, узнать причины ее появления и ознакомиться с рекомендациями психологов.

Тревожность: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.»

Тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.

Школьная тревожность - это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка.



Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:

1. Повышение самооценки.

2.Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3.Снятие мышечного напряжения на уроках.

Портрет тревожного ребенка.

Таких детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение

Проведение теста по выявлению тревожности ребенка.

На индивидуальных листах родителям предлагаю отметить имеющиеся признаки. Приложение 2.

Причины тревожности у детей.

-Конституциональная особенность нервной системы (меланхоличный темперамент);

-Невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами;

-Следствие перенесенных заболеваний;

-Результат запугивания ребенка взрослыми («Если получишь двойку, то ….»)

-Плод чрезмерного детского воображения;

-Естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных животных;

-Проявление инстинкта самосохранения;

- Чувство вины за неспособность быть на уровне высоких требований, доступных другим детям;

- Противоречивые требования (мама /папа, школа/семья, родители/бабушка, общество/семья и т.д.)

-Завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.

- Частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

-Сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений - «Я так переживаю за тебя, только бы с тобой ничего не случилось».

-Авторитарный стиль воспитания. Родители, которые его придерживаются, крайне редко учитывают желания и мнение своего ребенка.



Особенности тревожных детей в школе:

-Сравнительно высокий уровень обучаемости.

-Школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней.

-Не удается сразу справиться с заданием.

- Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно.

-Теряют всякую ориентацию в ситуации, не понимают, как можно и нужно себя вести.

Способы преодоления тревожности:

-Не сравнивайте ребенка с окружающими.

-Доверяйте ребенку.

-Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

-Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

-Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

-Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

-Используйте наказание лишь в крайних случаях.

-Не унижайте ребенка, наказывая его.

-Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «» Не слушай бабушку..», «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

-Помогите ему найти дело по душе.


В целях сохранения психофизического здоровья ребёнка всем взрослым участникам образовательного процесса необходимо принять меры для формирования стрессоустойчивости обучающихся.

Стрессоустойчивость – комплексная черта, способность, которая имеет несколько характеристик.

Стрессоустойчивый ребенок – это прежде всего стабильный в поведении, уравновешенный, можно сказать даже – предсказуемый. Он всегда «здесь и сейчас» в контексте событий, к нему всегда можно обратиться. То есть он готов ко всему происходящему.

 Такое состояние не сказка и не чудо. Оно осознанно формируется взрослыми в двух направлениях: психологическом и биологическом:

А) Это формирование эффективных жизненных стратегий, навыков, мировоззрения, за счет поддержки и веры в ребенка.

Б) Это также здоровый образ жизни, сбалансированное питание, хороший сон, что поддерживает хороший иммунитет и хороший обмен веществ, а без хорошей работы организма никакой стресс не пережить.


Для определения стрессоустойчивости ребенка можно провести следующий тест. Попросить малыша представить следующую ситуацию:

«Маленький птенчик выпал из гнезда в плохую погоду и оказался посреди леса. Как думаешь, что он будет делать?»

В зависимости от того, какой ответ даст ребенок, можно судить о его стрессоустойчивости. Если малыш утверждает, что попробует сам найти дорогу или попросит о помощи окружающих, то в таком случае можно говорить о хорошей стрессоустойчивости. А вот если ребенок говорит, что птенчик бы испугался, расплакался и просто ждал бы помощи, то у него не развита стрессоустойчивость


Чтобы сформировать у ребенка стессоустойчивость, необходимо, чтобы он чувствовал себя защищенным.

Для этого надо:

1) всегда давать ему выговориться, даже если вы считаете, что это ерунда, а у вас куда более важные дела. Ведь потом выяснится, что важнее нормального отношения в семье ничего нет. Ваш ребенок – это ваше будущее, ваше благополучие и ваша защищенная старость;

2) постараться вместе ответить на волнующие ребенка вопросы, помня, что ему очень важно не оставлять это на потом, а сейчас разобраться и понять в чем суть проблемы. Недопонимание и нерешенность проблем ложится тяжким бременем на все существование человека, вносит диссонанс в жизнь, неуверенность в себе самом и ведет к конфликтам с окружающими.

3) показать ребенку, что он ЛЮБИМ и НУЖЕН, это не должно подразумеваться, это должно быть показано и высказано, потому что, когда у ребенка неприятности, ему нужна реальная поддержка и забота, тепло и ласка, доверие и сочувствие.


А) Основу стрессоустойчивости, ее фундамент составляет наличие (степень сформированности) у человека  самопринятия или любви к самому себе.

Подчеркнем, что речь идет о безусловном принятии самого себя таким, какой человек есть, со всеми достоинствами и недостатками. Самопринятие – это жизненная опора человека. Поэтому создание безопасной ситуации в семье, обстановки взаимопонимания и поддержки, желание помочь в любой ситуации, формирование позитивного образа «Я», самооценки ребенка очень важны

Например, один из приемов повышения самооценки ребенка, принятия своего тела, имени, семьи – совместное с родителями изготовление альбома «Это я!». Работа над этим альбомом позволит ребенку рассказать о себе, о своих положительных качествах, сам ребенок посмотрит на себя со стороны, и может, откроет что-то очень важное в себе.


Странички альбома:

Это я (фотографии или рисунки).

Меня зовут (имя, аппликация с именем, значение имени).

Мои родители, которые меня любят ,помогают и поддерживают (имена, фотографии или рисунки).

Моя семья (имена, фотографии или рисунки).

Я живу (рисунок своего дома, фотография ребенка).

Я люблю (предпочтения в еде, с какими игрушками любит играть,

короткий рассказ)

Я красивый (например, портрет ребенка в карнавальном костюме,

после похода в парикмахерскую, покупки какой-либо одежды, которая

ему понравилась, и т. п.).

Я сильный и ловкий (рисунок с гантелями, с мячом и т. д.).

Я мечтаю (например, рисунок полета в космос, изображение себя

в качестве капитана корабля и т. п.).

Я научился (рисунок, изображающий какое-то действие, которое

освоил ребенок, например что-то мастерит).

Я стал школьником (рисунок, изображающий какую-либо ситуа-

цию в школе и т. п.).

Мои друзья (рисунок с другом,подругой).

Я увлекаюсь (рисунок, изображающий то, чем любит заниматься

ребенок. Например, играть в футбол, вышивать, мастерить поделки и т. д.).


Б) Вторая характеристика стрессоустойчивости – оптимизм, или общее позитивное отношение к различным событиям жизни, хорошие привычки. Как это можно формировать?

1.Например, он впервые идет с родителями в поход или выезжает на отдых. Для ребенка это новая обстановка, но он получает положительные эмоции.

Не меньше эмоций вызовет радуга на небе, роса на траве, совместные с родителями прогулки в лес, кормление птиц, белочек, игры, совместные праздники, посещение театров, чтение на ночь книг, – вызовут у ребенка огромное количество положительных эмоций, что, несомненно, скажется на развитии у него стрессоустойчивости.

2.Хорошие привычки. Научиться справляться со стрессом можно с малого, например, с выработки хороших привычек: соблюдать режим дня, полноценно высыпаться, делать зарядку и физические упражнения. Так, например, если ребенок просится гулять, а вы знаете, что у него сегодня тренировка и не сделаны уроки, то нужно с ребенком обговорить, что сначала требуется сделать все важные дела, чтобы потом до ночи не сидеть с уроками, ведь ребенок явно к этому времени устанет. Выработка таких простых привычек, как «сначала дела, а потом развлечение» поможет ребенку выработать правильный режим дня и не переживать из-за неподготовленных на завтра уроков. Родители учат ребенка планировать свой день. Можно это делать с помощью составленного совестно с ребёнком режимом дня. Нужно его красиво оформить и повесить на видное место, чтобы ребёнок в него регулярно смотрел и сверялся.

 В) Третья составляющая стрессоустойчивости – овладение ребенком стратегиями преодоления негативных эмоций, например, страха, печали, злости.

* Эффективной игрой для этого является игра  «Щит». Вместе с ребенком следует изготовить щит – из картона или куска фанеры. Можно его разукрасить, разрисовать как угодно


Практическое разучивание игры с родителями.

Один родитель выполняет роль родителя, второй- роль ребенка.

Суть игры:

Ребенок берет в руки щит и защищается им от шариков, которые в него бросает кто-то из родителей. Его задача – не допустить, чтобы шарики попали в него, он должен защищаться щитом. В это время необходимо с ним проговаривать, проводя аналогию, что вот эти шарики –разные неприятности, которые могут вызвать плохое настроение. Это разные ситуации, которые могут вызвать дискомфорт,негативные эмоции, расстроить или напугать. Это может быть что угодно – злое и агрессивное поведение других детей, расстройство из-за сложного задания в школе.

*Следующая игра называется «Талисман». Она поможет первокласснику почувствовать себя в безопасности. Есть несколько вариантов, и родители могут выбрать тот, который больше всего подойдет их ребенку. Например, придумать для ребенка тайный знак или символ, который будет служить защитой от неприятностей. Этот знак можно вышить на одежде, нарисовать и наклеить на игрушку, коробочку – любой предмет, который ребенок носит

с собой в школу. Как вариант, ребенок может носить с собой маленькую фигурку супергероя Спайдермена, Бэтмена или любого сказочного персонажа, которого он любит. Столкнувшись со стрессовой ситуацией, ребенок будет думать о том, что есть герой-талисман, который его защитит и подскажет, как себя правильно вести.

*Упражнение «Клубочек». Упражнение обучает ребенка саморегуляции. Ребенку предлагают смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только его начинаешь сматывать, сразу же успокаиваешься. Когда игра станет для ребенка привычной, он сам начнет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся». Можно при сматывании читать стих или петь песню.

*Упражнение «Маленькая птичка». Упражнение направлено на развитие мышечного контроля и саморегуляции.

Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно уже не использовать игрушку, а просто сказать ребенку: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.


*Или использовать следующие приемы: сосчитать до 10, громко спеть песню, потанцевать под спокойную музыку и под «буйную», «задуть большую свечу», покричать в «коробку крика», позаниматься с гантелями, совершить пробежку и т.д.


Г) Четвертая составляющая стрессоустойчивости – умение расслабляться и стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

хлопки (ладонями, кулаками);

самомассаж головы;

самомассаж ушных раковин;

самомассаж стоп; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).


Практическое разучивание игры с родителями:

Упражнение «Муха» цель: снятие психоэмоционального напряжения. 

Выполнение: сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. 



Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.



Итог собрания. Рекомендации: Не оставляйте открытыми проблемы, где необходимо вмешательство специалистов в сохранении психического и физического здоровья ребенка.

Если Вам и вашему ребенку  необходима помощь, не бойтесь обращаться за консультацией к специалистам.

Помните, рядом с Вами всегда есть люди, которые могут Вам помочь!













Приложение 1.

Уt1731652084aa.jpg ВАЖАЕМЫЕ









Почему одни люди, столкнувшись с трудностями, успешно преодолевают их, а другие — нет? Почему одни умеют найти выход из безвыходного положения, а другие запросто сдаются? Почему одни — победители, а другие — неудачники? Может быть, залог многих наших побед и неудач как раз в том, КАК в начале нашей жизни мы учимся справляться с разочарованиями и стрессами…

Я приглашаю Вас на родительское собрание «Формирование стрессоустойчивости школьников», которое состоится … сентября … года в 18-00 в каб. № ...


С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель ………….






Приложение 2.

Признаки тревожности ребенка :

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Желание много говорить или, наоборот, напряженное молчание;

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство пищеварения.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Боязнь любых, даже незначительных, перемен;

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Отказывается от новой деятельности («Я не смогу»).

19.Суетливость, повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами)





Приложение 3.

Памятка родителям о воспитании детей.

1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомниться в этом.

2. Главная цель воспитания - счастливый человек.

3. Воспитание без уважения – подавление личности.

4. Принимайте своего ребенка таким, каким он есть - со всеми его достоинствами и недостатками.

5. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

6. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

7. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

8. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

Приложение 4.

1. Маршалл М. Воспитание без стресса / М. Маршалл — ООО «Издательство «Эксмо», 2013. — 172 с. 12.

2.Федулова, И. А. Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников / И. А. Федулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84684/.
3. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожностей и страхов у детей. — Волгоград: Учитель, 2009. — 191 с.

4.Стиффелман С. Как перестать сражаться со своим ребенком и обрести его близость и любовь: Эксмо; Москва; 2015. — 157 с.


Список используемой литературы

1.Материалы педагога –психолога Г.П.Полевой и Г.П.Войтенко.

2.Байтуманова З.Н. Личностные детерминанты стрессоустойчивости у младших школьников: изучение и возможности развития // Психология обучения. 2011. № 7. С. 42-53. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16755920

3. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожностей и страхов у детей. — Волгоград: Учитель, 2009. — 191 с.

4. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 496 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

5. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. — СПб.: Питер, 2012. — 256 с. 8.

6. Маршалл М. Воспитание без стресса / М. Маршалл — ООО «Издательство «Эксмо», 2013. — 172 с. 12.

7. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 2008. — 325 с. 14.

  












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.