Методическая разработка родительского собрания на тему «Формирование стрессоустойчивости обучающихся» (1–4 класс)
Цель:
• сформировать представление родителей о стрессоустойчивости школьников;
• дать рекомендации родителям о средствах и методах формирования у школьников стрессоустойчивости.
Подготовительный этап: Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания, анализирует и подбирает материал по теме. Учитель составляет на основе изученных публикаций методические рекомендации для родителей.
Повестка :
1. Выступление классного руководителя по теме собрания.
2. Работа с родителями.
3. Практическое применение знаний.
Описание родительского собрания:
Классный руководитель встречает родителей. Они занимают места в зале. Учитель выступает.
Ход родительского собрания.
1. Вступительная часть
Уважаемые родители, если вы думаете, что стрессу подвержены только взрослые, то вы очень ошибаетесь. Дети страдают не меньше от стрессов, чем взрослые.
Следует сказать, что стресс – это не всегда плохо, иногда стресс помогает нам мобилизовать наши силы на рушение проблем, но в некоторых случая стресс может серьезно навредить, вызвать такие негативные реакции, как заторможенность, бессонницу, снижение аппетита, апатию и т.д.
Сегодня человеку приходится переваривать большой поток информации. Школьники, помимо учебы, занимаются в различных секциях, посещают дополнительные занятия, плюс ко всему общаются в соц. сетях, чатах, регулярно используют гаджеты. Что конечно усиливает и без того большой поток информации. Большая учебная и внеучебная нагрузка, проблемы с учителями, друзьями, родителями – все это может вызывать у детей стресс. Особенно незащищенными от неблагоприятных стрессовых воздействий оказываются дети младшего школьного возраста, которые не имеют достаточного опыта, чтобы справляться с трудными жизненными ситуациями, что ведет к личностной и реактивной тревожности, снижению эмоциональной стабильности, самооценки и др1.
Поэтому важно научить ребенка преодолевать стресс. Недаром психологи называют стрессоустойчивость суперкачеством. Стрессоустойчивые люди легко и быстро решают возникающие проблемы, их сложно выбить из колеи, они уверены в себе, намного счастливее и даже меньше подвержены болезням.
2. Основная часть.
Как вы считаете, можно ли выработать данное качество у ребёнка? Не только можно, но и нужно.
Родители должны повышать стрессоустойчивость своего ребенка (то есть способность хорошо справляться со стрессовыми ситуациями) и научить своих детей «отбрасывать» стресс, а не накапливать его. Стрессоустойчивость тесно связана с успехом во всех аспектах жизни. Мы хотим, чтобы наши дети решали трудные задачи, но без перегрузок. Мы хотим, чтобы они переживали определенный положительный и терпимый стресс, но должным образом и с необходимой поддержкой. Мы хотим оказать мозгу наших детей максимальную помощь и дать им столько пространства, чтобы они выросли сильными2. Именно поэтому еще с дошкольного возраста необходимо учить ребенка справляться со стрессом.
Отличным возрастом для формирования стрессоустойчивости является возраст 6-10 лет.
Задача родителей и педагогов дать детям навыки, нужные для жизни, помочь им стать свободными в общении, быть интересными, не потеряться в большом мире, а быть собой в разной среде, социуме - т. е. развить умение адаптировать себя под разные житейские обстоятельства, под невзгоды и трудности.
Подбирая ту или иную методику или упражнение родителям и педагогу следует помнить, что ребенок может испытывать следующие трудности: неумение концентрироваться на определенной задаче даже непродолжительное время; быстрая утомляемость от прочтения большого объема текста; эмоциональная закрытость и неумение детей общаться друг с другом в живом диалоге, т. е. посредством устной речи; неумение сострадать; неумение выражать эмоции (в любой форме: словами, жестами, интонационной окраской, т. е. подмена живой эмоции эмодзи); быстрая физическая утомляемость.
Если имеются какие-то из этих проблем, то их нужно прорабатывать.
Итак, рассмотрим несколько приемов и упражнений для формирования стрессоустойчивости у школьников.
1. Хорошие привычки. Научиться справляться со стрессом можно с малого, например, с выработки хороших привычек: соблюдать режим дня, полноценно высыпаться, делать зарядку и физические упражнения. Так, например, если ребенок просится гулять, а вы знаете, что у него сегодня тренировка и не сделаны уроки, то нужно с ребенком обговорить, что сначала требуется сделать все важные дела, чтобы потом до ночи не сидеть с уроками, ведь ребенок явно к этому времени устанет. Выработка таких простых привычек, как «сначала дела, а потом развлечение» поможет ребенку выработать правильный режим дня и не переживать из-за неподготовленных на завтра уроков. Родители учат ребенка планировать свой день. Можно это делать с помощью составленного совестно с ребёнком режимом дня. Нужно его красиво оформить и повесить на видное место, чтобы ребёнок в него регулярно смотрел и сверялся (Приложение 1).
2. Существует так же упражнения для эмоциональной раскачки. Детям нужно учиться раскрывать свои эмоции через проигрывание и моделирование ситуаций, например, покричать или искренне порадоваться. Это помогает ребенку становиться устойчивым к стрессу, так как выплеск эмоции нейтрализует стресс и развитие различных заболеваний как физического, так и психологического характера, дает ребенку освободиться от негативной составляющей, учит не зажимать эмоцию в себе, а дать ей выход.
Упражнение «Обзывалки»3. Направлено на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Упражнение желательно проводить в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо. Дети передают по кругу какой-либо предмет (например, мяч), при этом называют его разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «ты...». Например: «ты - морковка!», «ты – жук!», «ты – вареная сарделька!» и т.д. В заключительном круге упражнения участники обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – мой друг!». Благодаря этому упражнения дети получают возможность выплеснуть, с разрешения взрослого, негативные эмоции, а вслед за этим услышать что-то приятное о себе.
Упражнение. «Волшебные шарики». Данное упражнение направлено на снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки... Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».
3. Умение управлять своими эмоциями. Важно учить детей владеть своими эмоциями. Для чего есть также ряд специальных упражнений. Ведь даже произнести одну и ту же фразу, например, «Я тебя ненавижу», можно с разными эмоциональными и смысловыми оттенками.
Упражнение «Эмоциональный скульптор» с детьми4:
Делаем вместе с ребенком упражнение по отношению к невыгодной эмоции. Например: страх выступления. Выписываем телесные признаки невыгодной эмоции. Например: голова опущена, спина согнута, руки сжаты. Выписываем телесные признаки, на которые можно изменить признаки невыгодной эмоции. Например: поднять голову, выпрямиться, разжать руки. Составляем график на неделю, пусть ребёнок каждый день выступает перед родителями с интересным докладом. После выступления ребенок отмечает галочками там, где удалось исправить. Награждаем ребенка после недели выполнения упражнения.
Телесные проявления эмоции / страх | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Поднять голову | V | V | V | V | |
Выпрямиться | V | V | |||
Разжать руки | V | V | V |
Упражнение «Пульт управления эмоциями»5. Правила такие: взрослый берет в руку любой пульт (размеры не имеют значение) направляет на ребенка и говорит радость, ребенок при этом должен изобразить радость. Потом вы меняетесь местами с ребенком. Важно научить ребенка переключать эмоции в заданной ситуации. Например, ребенок пришел из школы расстроенный, получил плохую оценку. Взрослый направляет пульт на ребенка и говорит «хорошее настроение», если ребенок отказывается играть можно вручить пульт ему, а взрослый исполняет просьбы ребенка.
4. Внимание и реакции. Часто педагоги у современных детей выделяют рассеянность, невнимательность, неумение концентрироваться, сосредоточиться на предмете или явлении. Внимательность к деталям и окружающему миру в целом, умение в нужный момент правильно отреагировать, оценить ситуацию и исходя из этой оценки принять решение - навыки, которые также можно приобрести посредством упражнений.
Упражнение «Игра в тишину»6. К этому упражнению прибегают, когда дети слишком расшалились и их нужно успокоить, чтобы они сосредоточились, например, на домашнем задании. Его цель: дать ребенку понять, какое счастье - уметь слушать и контролировать свои движения, достигая высокой степени концентрации внимания.
Нужно попросить детей закрыть глаза или завязать их, прослушать звуки и постараться распознать их - звяканье ключей, скрип закрываемой двери, звук работы ножниц, шуршание мятой бумаги и т. д. В конце игры в тишину взрослый встает в другом конце комнаты и шепотом называет детей по именам. Дети сосредоточенно слушают и ждут своей очереди. Каждый, кого называют, начинает делать то, что сказано: сесть, встать, найти на ощупь игрушку, сделать какое-то упражнение. Но сделать все нужно как можно тише.
5. Способность саморегуляции. Важно ребенка научить контролировать свои действия и поступки и тогда ему легче будет справиться со стрессом.
Упражнение «Клубочек». Упражнение обучает ребенка саморегуляции. Ребенку предлагают смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только его начинаешь сматывать, сразу же успокаиваешься. Когда игра станет для ребенка привычной, он сам начнет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся». Можно при сматывании читать стих или петь песню.
Упражнение «Маленькая птичка»7. Упражнение направлено на развитие мышечного контроля и саморегуляции.
Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно уже не использовать игрушку, а просто сказать ребенку: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.
3. заключительная часть
Задача родителей воспитывать и приучать ребёнка справляться со стрессом, вырабатывая стрессоустойчивость, делать это нужно постепенно и быть терпеливыми. Ребенок со временем научиться контролировать свои эмоции, успокаиваться и научится противостоять стрессам. За все успехи нужно обязательно хвалить ребенка и говорить какой он молодец. Ну и конечно нужно показать на своем примере, как вы справляетесь с трудностями. Если мама будет учить ребенка справляться со стрессом и при этом по каждому эмоциональному поводу бить посуду или кричать, то ребенок вряд ли чему то научится.
Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей.
Решение родительского собрания. Родителям постараться следовать рекомендациям и совместно с ребенком учиться вырабатывать стрессоустойчивость.
Байтуманова З.Н. Личностные детерминанты стрессоустойчивости у младших школьников: изучение и возможности развития // Психология обучения. 2011. № 7. С. 42-53. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16755920
Борисова М., Надежда Борисова Н. Всё о детском и подростковом коучинге.- М.: ЛитРес, 2022.- 220 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru
Волкова Т.В., Котович Т.Т. Практическая психология в воспитании и образовании: навигатор для родителей и педагогов. - М.: ТЦ Сфера, 2022. - 112 с.
Д`Эсклеб Сильви, Д`Эсклеб Ноэми Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию. М.: Бомбора, 2019.- 256 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/680664/
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы.-М.: Эксмо, 2009.- 546 с.
Малкина-Пых И.Г. Консультирование семейных отношений: учебник / И. Г. Малкина-Пых. - Москва: КноРус, 2022. - 329 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru/books/edition
Стиксруд Уильям Самостоятельные дети. Как ослабить контроль и научить ребенка управлять собственной жизнью / Уильям Стиксруд, Нед Джонсон; пер. с англ. И. Матвеевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 464 с.
Приложение 1Режим дня первоклассника
1 Байтуманова З.Н. Личностные детерминанты стрессоустойчивости у младших школьников: изучение и возможности развития // Психология обучения. 2011. № 7. С. 42-53. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16755920
2 Стиксруд Уильям Самостоятельные дети. Как ослабить контроль и научить ребенка управлять собственной жизнью / Уильям Стиксруд, Нед Джонсон; пер. с англ. И. Матвеевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. С.43.
3 Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. - М.: Эксмо, 2009. С. 163.
4 Борисова М., Надежда Борисова Н. Всё о детском и подростковом коучинге.- М.: ЛитРес, 2022.- 220 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru/books/editio
5 Борисова М., Надежда Борисова Н. Всё о детском и подростковом коучинге.- М.: ЛитРес, 2022.- 220 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru/books/edition/%D0%92%D1%81%D1%91_%D0%BE_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81/GGJhEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1
6 Д`Эсклеб Сильви, Д`Эсклеб Ноэми Монтессори. Развиваем внимание и концентрацию. М.: Бомбора, 2019.- 256 с. Электронный ресурс. Режим доступа: Подробнее: https://www.labirint.ru/books/680664/
7 Малкина-Пых И.Г., Консультирование семейных отношений : учебник / И. Г. Малкина-Пых. - Москва : КноРус, 2022. - 329 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.google.ru/books/edition/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/HU2gAAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0