Конспект родительского собрания на тему молодежных субкультур

2
0
Материал опубликован 10 January 2022

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»


Институт педагогики и психологии













Конспект родительского собрания: «Подростковые субкультуры: казнить нельзя помиловать»











Автор:

Семений Мария Александровна















Москва - 2021

Цель – формирование у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «молодежные субкультуры», ознакомить с видами и практиками, имеющими место в Российской Федерации.


- обозначить причины возникновения такой формы социального протеста и силы, движущие данными объединениями. 

- привлекая опыт воспитания и общения с детьми самих родителей, постараться определить перечень обстоятельств, под влиянием которых дети и подростки примыкают к молодежным субкультурам и меры по недопущению вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности.



Стереотипные представления о неформалах

Как определить, не гот ли мой ребенок?
— Проверьте, не пьет ли он кровь.
(Интернет-байка)

Вопрос к родителям: какие субкультуры и объединения они знают, с кем сталкивались? Вспомните, сталкивались ли вы и ваши знакомые с мифами и стереотипами о неформалах. Если да, то:

Какими средствами информации они распространялись (газеты, журналы, телевидение, радио, Интернет)?

Как вы реагировали на них?

Присутствовала ли в этих стереотипах доля объективности?

Как все начиналось

Чтобы найти истоки негативных представлений о неформалах, давайте рассмотрим процесс формирования мифов на примере рок-субкультур, так как именно рок-музыка способствовала формированию многих молодежных (и не только) движений. Металлисты, панки, хиппи, готы, байкеры и многие другие неформалы не только в большинстве своем любят рок, но и пользуются рок-атрибутикой и рок-символикой. Рок-музыка объединяет людей и рождает общие культурные коды, сленг и образ жизни.

Прошло более полувека с тех пор, как появилась рок-музыка, а вместе с ней — множество мифов: удивительных, а порой и жутких. На протяжении всего времени существования рока, особенно тяжелого, в обществе о нем формировалось мнение как о чем-то скорее отрицательном, чем положительном. Вот самые распространенные стереотипы, до сих пор встречающиеся как в зарубежных, так и в отечественных современных СМИ:

1. Рок-музыка пропагандирует сатанизм, насилие, агрессию, сексуальную распущенность, наркоманию и т.д.

2. Рок-музыка негативно влияет на психику (отупляет либо сводит с ума) и на здоровье вообще.

3. Рок-музыка однообразна, груба, лишена элементарного мелодизма, и у нее очень мало стилей.

Из трех вышеперечисленных пунктов вытекает и четвертый:

4. Слушатели рок-музыки агрессивны, верят в дьявола, сумасшедшие и просто неумные, ходят грязными и неопрятными.

Субкультура – это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традиций, присущие большой социальной группе.

Молодежная субкультура – это феномен, свойственный крупным городам, где проживает большое количество молодежи, у которой много свободного времени, мало обязанностей, а также достаточно состоятельные родители, которые обеспечивают материальную сторону их существования. Это культура, создаваемая молодыми для себя, «для внутреннего пользования», то есть для собственной группы, и не рассчитанная на ее массовое потребление. Она помогает молодым людям адаптироваться к жизни в макросоциальном срезе; берет на себя часть функций социализации молодых людей, с которыми не справляется школа, семья, формальные молодежные организации; решает проблемы статуса молодого человека. Поэтому молодежные субкультуры «закрыты» для и от внешнего мира, эзотеричны.

Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность проявить себя, определить свое место в жизни, найти друзей.

Следующие советы предлагается раздать родителям как памятки. Это поможет более наглядно и продуктивно усвоить данные правила в ходе работы.





 Чего нельзя делать?

 не бояться и не паниковать. Молодежные субкультуры всегда существовали. Причем не только для того, чтобы родителей позлить. По мнению социологов и психологов, неформальные объединения нужны подросткам для развития, самовыражения, общества.

 не запрещать. Все ж знают, что запретный плод очень сладкий. Всегда с неформалами пытались бороться, но результат нулевой.

  - не игнорировать. Это может быть хуже запретов. Пусть ребенок знает, что вы знаете его увлечение. Иначе он подумает, что вы его разлюбили.

 не оскорблять кумиров ребенка. В подростковом возрасте даже обычная фраза «Выключи эту рычалку» может вызвать обиду и агрессию. Ведь ребенок это может воспринять как неуважение к себе, как желание задеть и оскорбить. Лучше сразу поинтересоваться, что за группа, а потом сказать подростку сделать чуть тише.

 не обвинять «во всех грехах». Высказывание «Все неформалы – алкоголики и преступники» обидное и неверное. Преступления и пагубные привычки не зависят от внешнего вида и любимой музыки.

 не преуменьшать важности увлечения. Мол, это у тебя пройдет, перебесишься, перерастешь. Даже если так случится, ребенок вам все равно не поверит и будет говорить, что это – навсегда. Кстати, некоторые увлечения и хобби могут перейти в профессию. Ведь никто не знает, может быть, ваш подросток в будущем станет тренером знаменитой спортивной команды или профессиональным агентом музыкальной рок-группы. Даже если и нет, многие родители не бросают подростковые увлечения: болеют за любимую знаменитую команду, слушают красивую любимую музыку.

 Помни эти правила, таким образом, вы избавитесь от многих конфликтов.





 Что нужно и можно делать:

 собирать информацию. Узнайте о неформалах, к которым привязан ребенок, что-то новое. И об этом расскажите ему. А лучше – если вы вместе поищите информацию в сети. Это сблизит вас, и заодно развеет некоторые страхи. А если вас бросает в дрожь, посмотрите интересный сериал «папины дочки». Там есть модница, спортсменка-футболистка и даже готка! Они совершенно разные, со своими характерами, но они – хорошо дополняют друг друга.

 сомнения и опасения обсуждать с ребенком. Использую при этом сообщения, например, «Меня очень волнует…» или «Я беспокоюсь, что…» а не «Ты не прав», «Ты не хорошо себе ведешь». Не бойтесь спросить у ребенка, если чего-то не поняли из его объяснений или не знаете. При такой беседе вам нужно правильно задавать вопросы, и слушать, не перебивая.

 быть чутким и внимательным. Важно помнить, что ребенку также бывает обидно, больно или страшно. А ваша любовь, понимание и внимание в этот трудный период ему очень необходимы.

 использовать увлечение ребенка ему во благо. Ему нравятся экстремальные виды спорта? Хорошо! Это замечательный повод, чтобы поговорить с подростком о здоровом образе жизни.  Такой разговор, он не будет воспринимать как нужные нотации.

 выбрать вместе с ребенком атрибутику с названием и символикой его любимой группы – это будет поводом для признания его права самовыражение и самоопределение. А придя домой, попросите ребенка рассказать вам о любимых спортсменах или музыкантах.

- рассказать собственное подростковое увлечение. Таким образом, вы покажите, что понимаете его страсть к спорту, музыке. Даже если ребенок все это назовёт «нафталином», он поймет, что у вас есть что-то общее.

Так уж сложилось, что самым трудным и кризисным этапом развития личности мы считаем подростковый возраст. А ведь существует еще и кризис младенчества, трех лет, период школьной адаптации… Да мало ли трудностей на пути растущей личности? И все же именно возраст 12—17 лет (или даже более ранний) большинству взрослых кажется самым взрывоопасным. В этом есть свой резон: в данный период происходят самые значительные изменения в характере и физиологии.

«Взрыв» не обязательно будет громким и всем заметным. Например, если юный человек по психологическому складу флегматик, то не стоит от него ждать темпераментных демонстративных выпадов. Однако это не значит, что замкнутый и внешне равнодушный ко всему подросток не переживает эмоциональную и гормональную бурю. Просто его страсти, кипящие внутри, не видны окружающим.


Задание

1. Попытайтесь, даже если это будет непросто, вспомнить себя в юности.

Что вас волновало, расстраивало, радовало?

Чем вы увлекались (какую музыку слушали, какие книги читали)?

Какую одежду вы носили? Всегда ли ваши родители одобряли ее, как воспринимали ваш стиль в школе?

Легко ли вы находили друзей, часто ли ссорились с одноклассниками?

При удобном случае поделитесь своими воспоминаниями с подростком.

2. Подумайте, как изменился характер вашего ребенка, когда он начал взрослеть.

В чем именно проявляются эти изменения?

Какие из новых черт его характера вас радуют, какие огорчают?

Если появится такая возможность, узнайте у подростка, замечает ли он сам перемены в себе?



Как вы думаете, что значит формальные и неформальные молодежные объединения?

Формальные - это детские и молодежные организации, деятельность которых регулируется государством.

Неформальные – это молодежные организации, деятельность которых не регулируется государством. Они отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Создают группы, имеют свой имидж, имеют свою символику и атрибуты.

Практика показывает, что «субкультурные» группы пополняются за счет подростков из достаточно благополучных, состоятельных  и очень состоятельных семей. Когда с возмужавшим подростком обходятся как с маленьким ребенком, контролируя каждый его вздох и шаг, то, как правило, этот подросток либо постепенно превращается в совершенно беспомощное, безвольное, инфантильное существо, либо очень  скоро оказывается в неформальной организации (группе равных), где начинает отрабатывать социальную роль «не маменькиного сынка». В таком случае молодежная субкультура превращается для подростка  в игру, отсутствие которой у некоторых в молодости оборачивается  порой неумением «жить с людьми» и «вписываться в общество» (в положительном смысле этих понятий) во взрослом состоянии.

Другой вариант сбоя социализирующей функции семьи возникает во внешне благополучных семьях, в которых родители полностью заняты либо работой (зарабатыванием денег), либо собой, у них совсем не остается времени на собственного ребенка. в формальной группе (школе, кружки по интересам, спортивные секции), к которой принадлежит молодой человек.


Активизирующая игра

Родители разбиваются на пары. В паре один играет роль родителя-обвинителя, а второй - роль подростка. Обвинитель в строгой и резкой форме предъявляет претензии к подростку, осуждает его «дурацкие» интересы, возмущается бессмысленным фанатским времяпрепровождением.

Задача партнера - молча терпеть упреки, вслушиваться в свои чувства, возникающие по мере нарастания обвинений. Затем игроки меняются ролями. Эмоционально вовлекаясь в игру, родители «прозревают»: начинают разделять чувства детей, живущих под гнетом непрестанных осуждений, понимать, что родительская поза обвинителя не исправляет негативную ситуацию, а только еще больше разрушает отношения с подростком.

 

Какие ситуации в школе могут толкнуть подростка в неформальную группировку, к молодежной субкультуре?​​​​​​​

Первая – нет контакта с учителем, вторая – проблемы с коллективом класса. Мы имеем дело с предвзятым отношение учителя к своему ученику, которое сказывается не только на его отношениях с учеником, но и на отношениях к этому ученику одноклассников. Такое  отношение может быть заслуженным или незаслуженным, подросток может реагировать на такую ситуацию по-разному; одноклассники могут принять сторону и учителя, и ученика, и нейтральную.

Уйти в неформалы молодых людей побуждает внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры.  Почти каждый восьмой подросток пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше». Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества. У него меняется система ценностей и взгляд на мир.  Кто-то меняет субкультуру, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимает ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение.  Подростки металлисты могут устраивать массовые  драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых.


Задание для родителей «Черное и белое»: определить положительные и отрицательные аспекты нахождения подростка в неформальной группе.

Работа проводится по группам. Родители озвучивают ответы,  ведущий  обобщает ответы с помощью заготовленного ранее плаката: на нем изображен подросток с крыльями белого и черного цвета, на которых написаны аспекты влияния субкультуры на подростка.

Ведущий:  "Что же нам делать? Как общаться с ребенком? А может, лучше запретить ему все это?" - таковы первые вопросы многих родителей, которые узнали, что их ребенок - неформал. "Для начала - успокоиться", - вот главный совет психологов. А затем - запомнить в первую очередь то, чего делать не следует.

Несколько примеров разных субкультур:

Готы

Характерные черты: любовь к готической музыке, интерес к мистицизму, склонность к меланхолии, приверженность «кладбищенской» тематике.

Внешний вид готов - черные наряды, летучие мыши, вампирские зубы и прочая символика - все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти.

Гот обязательно одет в черное и у него обязательно мраморно-белая кожа. Однако смысл жизни готов – это сама готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика – явление эстетическое, а мрачные образы - не более чем эпатаж

Плюсы: Как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит творческие люди. И их увлечение данной субкультурой ничто иное, как просто способ насытиться энергией. А их вид (пусть даже кого-то пугающий), это просто ответ созданный в противовес ничего настоящему гламуру, в котором за картинкой пустота.

Минусы: Здесь так же есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия основанные на поклонение сатане.

Ролевые игры, ролевики

В 1954 году вышла в свет знаменитая трилогия Джона Толкиена «Властелин колец». Описанный Толкиеном мир и стал миром мечты ролевиков, которые начали перевоплощаться в героев книги и разыгрывать описанные сюжеты.

Эти люди, которые любят играть по сценарию. Они могут поставить свою любимую книжку. как спектакль и жить так долгое время. По сути все то же самое как при съемках фильма, только без камер.

Плюсы: Только развитые люди в интеллектуальном плане становятся ролевиками. Они обязательно образованы, начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы.

Минусы: Есть опасность «заиграться» по тому или иному сценарию и уже не выйти из роли. При таких ситуациях человек просто выбивается из общества.

Корейская волна (халлю)

Одна из самых современных субкультур зародилась в Южной Корее и нашла в России благодатную почву. Она состоит из фанатов корейских музыкальных групп (K-POP). Название «корейская волна» родом из Китая, на который она нахлынула гораздо раньше нас. Сегодня халлю вовсю теснит субкультуру анимешников (отаку) - поклонников японской мультипликации анимэ и комиксов манга.

В чем же секрет такой неимоверной популярности корейских групп во всем мире? Во-первых, их довольно массовый состав: от 5 до 10 человек. Между участниками коллективов существуют сложные отношения, следить за которыми можно как за сериалом. В среде поклонников K-POP ценятся постеры с изображением кумиров. «Корейская волна» также включает в себя увлечение кухней, видео-играми, фильмами и языком Южной Кореи.

Как узнать?

Идеальная внешность для поклонников субкультуры выражается понятием «ольджан», что переводится как «красивая мордашка». Так называют людей с огромными глазами, маленьким носом и губами. Кукольные пропорции лица достигаются, как правило, благодаря пластической хирургии и фотошопу.

Геймеры

Поклонники этой молодежной субкультуры видят смысл жизни в компьютерной игре. Но современный геймер – это не просто школьник, увлеченно гоняющий на машинках или стреляющий из танка. Это целый мир с собственным сленгом, в котором устраиваются чемпионаты с миллионными призовыми фондами. Жаргон геймеров, пожалуй, богатейший среди всех современных субкультур. Многие словечки стали знакомыми для интернет-пользователей, например, «косплей», «баг» или «аккаунт».

По степени увлеченности геймеры делятся на «легковесных», «продвинутых», «увлеченных», «хардкорщиков», «киберспортсменов», которые зарабатывают деньги на участии в турнирах. Остальные же предпочитают выпрашивать деньги у родителей, чтобы купить очередную приставку, прокачать новую игрушку. Если геймер становится «увлеченным», то он все больше начинает погружаться в виртуальную реальность. Мама, учеба в школе отходят на второй план. Опасность субкультуры связана с тем, что она вызывает игровую зависимость, избавиться от которой самостоятельно довольно трудно.

Характерные особенности

Геймеров мало заботит внешний вид, поэтому они могут одеваться неопрятно. К моде относятся спокойно. Предпочитают футболки с героями популярных игр.

Услышьте своего ребёнка!!!

«Вы понимаете, это очень важно – чувствовать, что вокруг тебя есть люди, с которыми ты говоришь на одном языке. Помните, «счастье – это когда тебя понимают»?.. Так вот. Когда ты чувствуешь себя частью чего-то большего, чем ты сам, – ты понят, принят, важен, нужен, может быть, даже любим здесь.

Общаться с нормальными людьми… В этом-то вся беда. Понимаете, мы – чужие, иногда даже – отверженные.

Потом большинство из нас перерастет это, и мы станем обычными людьми – более или менее.

Постарайтесь относиться к нам терпимо. Нет, не надо разделять и одобрять наши взгляды – это будет по меньшей мере странно. Но не критикуйте и не обзывайте нас – тогда мы отдалимся еще больше. Не высмеивайте нас. Попробуйте отнестись к нам с уважением, найдите в нас что-то хорошее, за что вы можете нас одобрять и ценить.

Напоминайте нам о правилах поведения и возвращайте нас иногда в реальность – чтобы мы не остались навсегда в нашем мире и не причинили вам слишком много неудобств.

Разговаривайте с нами всерьез, помогайте нам – иногда мы не знаем, как справляться с нашими проблемами.

Постарайтесь договариваться с нами – ведь мы на самом деле все понимаем…»



«Казнить или помиловать» - выбирать Вам!

Литература

Башкатов, И. П. Молодежные субкультуры / И. П. Башкатов, Т. С. Стрелкова // Социологические исследования. - 2006. - № 11.

Башкатов, И. П. Психология неформальных подростков, молодежных групп. - М. : Информпечать, 2000. - 336 с.

Влияние молодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание. - 2017. - №5
4. Молодежные субкультуры// Инспектор по делам несовершеннолетних.-2019.-№ 2
5. Интернет ресурсы.







































Приложение 1



РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ



• Поощряйте индивидуальность в своем ребенке.

• Помогите подростку самовыражаться среди сверстников.

• Сохраняйте доверительные отношения в семье.

• Уважайте чувство взрослости в своем ребенке, поощряйте высказывание собственного мнения подростком.

• Способствуйте тому, чтобы одежда ребенка соответствовала моде (по возможности, была недешевой).

• Помогайте своему ребенку найти цель в жизни, определиться со своими предпочтениями.

• Ориентируйтесь в молодежной моде, музыке, телевизионных молодежных передачах, друзьях ребенка, его интересах.

• Помогайте организовать досуг, контролируйте, как он его проводит.

• Расширяйте кругозор ребенка.

• Развивайте оптимизм, позитивное мышление, формируйте образ позитивного будущего у ребенка.

Лучший способ защитить ребенка от негативного влияния культуры – это развивать у него умение принимать решения самостоятельно. Для того чтобы сформировать такой навык, важно советоваться с подростком, спрашивать его мнение, предоставлять ему право выбора и право решения. А также необходимо научить ребенка говорить «нет», владеть разными формами отказа.



t1641821929aa.gif

Приложение 2



t1641821929ab.jpgt1641821929ac.gif

Приложение 2



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.