Урок окружающего мира в 1 классе «Красная книга России»

1
0
Материал опубликован 9 November 2018

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема «Красная книга России»

Цель: познакомить учащихся с Красной книгой, с редкими и исчезающими растениями и животными, занесенными в Красную книгу России и Тамбовской области.


 

Задачи:

Образовательные:

расширять и углублять знания учащихся о животных и растениях мира, России и Тамбовской области;

формировать у учащихся представления об истории и целях создания Красной книги;

формировать экологическую культуру учащихся.

Воспитательные:

продолжать воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;

воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

развивать у учащихся интерес к окружающему миру;

развивать словарный запас учащихся

развивать познавательную активность детей.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, мультимедиапроектор, учебная презентация «Красная книга России, книжная выставка «Берегите родную природу!», знаки охраны природы

Ход урока 1. Организационный момент.

Поздоровалось с людьми солнце на рассвете

«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

- Пусть эти стихи поэтессы станут девизом нашего урока.

- Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится.


 

Проверьте, готовы ли вы начать урок: на месте ли учебник, тетрадь, пенал.

2. Повторение ранее изученного материала. - На прошлом уроке мы говорили с вами об охране природы. Посмотрите ещё раз на знаки, которые призывают нас, бережено относиться к природе. 3. Подготовка к изучению нового материала. Слайд 2

- Посмотрите на слайды (на слайдах: гриб мухомор, красный сигнал светофора, божья коровка, знак «осторожно, дети», костер, книга).

- Как вы думаете, что их объединяет? – (Красный цвет)

- О чём сигнализирует красный цвет? – (Опасность)

- У божьей коровки? (меня не тронь).

- У знака? (цвет предупреждения).

- У светофора? (Сигнал светофора красного цвета - опасность, переходить дорогу нельзя).

- красный цвет можно увидеть на пожаре- огонь.

ВЫВОД – красный цвет говорит об опасности.

- Почему же здесь книга оказалась?

- Оказывается, ребята, на самом деле есть такая книга, которая тоже имеет красный цвет. И название у неё – Красная книга. Эта книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Красный цвет – сигнал опасности! Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!». И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Гибель их может быть на нашей совести

Какая же беда может случиться с этими растениями и животными?

- Послушайте стихотворение о Красной книге.

Охраняется Красной книгой,
Столько редких зверей и птиц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга Красная,
Может, значит, она, что природа умрёт?
Цель у неё иная: Всё живое хранить зовёт.

4. Сообщение темы и целей урока. Слайд 3 Тема нашего урока «Красная книга России».

Конечно. Сегодня мы поговорим о редких и исчезающих объектах природы и о специальной книге, им посвященной.

 На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных.

И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения.

Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения. В 1948 году учёные мира создали  Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.


 

Слайд 4

Красная книга 1) Информирует, какие виды животных и растений в опасности. 2) Предупреждает об исчезновении этих видов. 3) Призывает изучать эти виды. 4) Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Слайд 5 (чтение определения учеником)

Красная книгакрасный сигнал светофора, который предупреждает нас о необходимости подумать, о нашем отношении к природе. Растительный и животный мир нашей планеты быстро изменяется, поэтому для учета исчезающих видов растений и животных была создана Красная книга.

5. Изучение нового материала. Животные и растения Красной книги России.

Первая Красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы разноцветные. Черные, жёлтые, красные, зеленые, белые, серые. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные.

А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение.

- Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Впоследствии была создана Красная книга России и других стран.

Слайд 6 По ходу показывания страниц разноцветных Красной книги учащиеся создают на своих местах свою Красную книгу. Ребята, пред вами на столах разноцветные листы бумаги и животные на картинках. Когда мы будем говорить о разноцветных страницах , вы будете их наклеивать на страницу. Черные страницы- животные, которых уже нет на Земле! (Морская корова) или Стеллерова корова. Это было 270 лет назад. В 1741 году экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их называли морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше и к 1768 году их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы (За 27 лет их истребили всех).  Слайд 7 Красные страницы – животные, которые находятся на грани вымирания (красный волк, амурский тигр). Дети создают страничку книги. Слайд 8 Желтые страницы – численность животных быстро сокращается (Выдра, бобр). Дети создают страничку книги. Слайд 9 Серые страницы- животные, которые до сих пор мало изучены (Лопатень, анаконда). Слайд 10 Белые страницы – животные, численность которых невелика (синий кит, белка-летяга). Слайд 11 Зеленые страницы – животные, которых удалось сохранить и восстановить 0 (Зубр, атлантический морж). Дети создают страничку книги.

-О чём заставляет задуматься эта книга? (Сохранить и восстановить гораздо сложнее, чем разрушать и губить).

-Как мы должны относиться к окружающей природе? (Бережно).

-Какой совет она нам может дать? (Нужно задуматься, как себя вести…)

Слайд 12 Сегодня мы поговорим о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу России. Слайд 13 Венерин башмачок

Существует легенда о появлении этого цветка.

Бежала-бежала красавица и обронила башмачок, золотой, с красновато-коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасный цветок. Во многих странах мира это растение так и называют – дамская туфелька, девичий башмачок. Венериным он назван в честь древнеримской богини красоты- Венеры. Это растение встречается в лесах разных стран, но очень редко бывает многочисленным. Зацветает на 15-17 году жизни.

Слайд 14 Лотос Это самый прекрасный и экзотический из всех водяных цветов, почитаемый во всём мире. Ни один цветок не обожествляли и не изображали так часто, как лотос. Многие века лотосу на Востоке поклонялись, он занимал почетное место в религиозных обрядах. В наше время в растении обнаружены различные биологически активные вещества, из которых делают лекарства. Из-за осушения водоемов сократилась его численность Слайд 15 Женьшень В природе это ценное растение встречается сейчас крайне редко. Женьшень занесен в Красную книгу. Его корень обладает волшебными, почти сказочными свойствами. Старинное поверье гласит: «Тот, кто сыщет золотой корень, будет до конца дней своих удачлив и здоров, проживет два века». Поэтому и осталось на Земле мало этого растения и люди придумали его специально выращивать, чтобы из корня получить лекарство. Спрос на корень очень велик. Это растение называют «человек – корень». - Посмотрите на корни этого растения. Они действительно напоминают тело человека. Слайд 16 (чтение учеником в учебнике стр. 55) Дровосек реликтовый - самый крупный жук нашей страны. Длина его – до 11 сантиметров. Слово «реликтовый» означает, что жук сохранился с древнейших времен. Населяет смешанные леса. Численность дровосека сокращается вследствие вырубки лесов. Занесён в Красную книгу. ЛОВИТЬ ЕГО НЕЛЬЗЯ. Слайд 17 Белый журавль (стерх) Исчезающий вид, внесенный в Красную книгу. Много стерхов гибнет во время миграций т. е перелёта и на зимовках. А так же в результате усыхания водоемов и сокращения кормовой базы, а также отравления различными химикатами. На журавлей ведется регулярная охота. Усиливается и фактор беспокойства, к которому стерхи особенно чувствительны: при появлении человека даже на большом расстоянии они часто покидают гнездо. Процент гибели кладок и смертности птенцов очень высок, а процент размножающихся птиц незначителен. Слайд 18 Зубр - дикий лесной бык, самое крупное копытное животное Европейского континента, которого по праву считают современником мамонта. Сильный и красивый зверь достигает веса 1200 кг при длине тела около 3 метров и высоте в холке 2 метра, и практически не имеет естественных врагов. Продолжительность жизни зубров в среднем 20-25 лет. Около ста лет назад почти все зубры уничтожены. Людям с огромным трудом удалось спасти этого зверя. В Красной книге он помещен на зеленой странице. Слайд 19 Раз, два, три, четыре, пять Все мы вышли поиграть 6.Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

7. Закрепление.

Работа в рабочих тетрадях страница 42-43 наклеить фотографии (лотос, женьшень, венерин башмачок, белый журавль, зубр, дровосек реликтовый).

8. Изучение нового материала. Животные и растения Красной книги Тамбовской области (звучит музыка О. Газманова «Красная книга»)

Слайд 20

Кроме общероссийской Красной книги, почти в каждом из регионов нашей страны существуют и свои Красные книги. В нашей области Красная книга Тамбовской области была издана в 1999 году.

Это официальный документ, содержащий сведения о состоянии, численности, распространении, редких и находящихся под угрозой исчезновения растений.

- Посмотрите, она помещена на выставке. - Познакомимся с некоторыми растениями и животными из Красной книги Тамбовской области. Слайд 21 Бурый медведь Слайд 22 Выхухоль близкий родственник крота. Это животное способно хорошо плавать, нырять, рыть длинные подземные норы Слайд 23 Рысь Слайд 24 Дикий кабан Слайд 25 Дикий сурок или байбак Слайд 26 Волк Слайд 27 Лось - эти большие длинноногие животные любят жить вблизи водоёмов, как поодиночке, так и группами. Слайд 28 Скопа - единственный пернатый хищник, который питается только рыбой. Внешним видом скопа напоминает одновременно сову и коршуна Слайд 29 Филин
Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – качества, за которые в народе прозвали их пернатыми кошками Слайд 30 Белый аист Слайд 31 Рябчик шахматовидный Слайд 32 Ковыль перистый

Почему эти виды попали в Красную книгу Тамбовской области?

- Кто и что повлияло на то, что они стали редкими?

Слайд 33 Итог урока. Рефлексия.
  • Что узнали о Красной книге? Зачем создана Красная книга? О чем говорили сегодня на уроке? Какие редкие животные и растения вы запомнили на уроке? Что нужно нам делать, чтобы эти растения и животные не погибли совсем? (Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении. Именно для этого и была создана Красная книга). Это хорошо, что создана такая книга? У кого другое мнение? Докажите.

ВЫВОД УРОКА Красная книга — это не только тревожный сигнал, но и официальный документ способствующий применению в отношении редких видов особых мер по их охране.

И давайте не будем забывать, что сохранение природных богатств нашей Родины зависит от каждого из нас, от нашего отношения к каждому представителю растительного и животного мира и природе в целом.

Слайд 34

- Урок закончим словами замечательного писателя Михаила Пришвина

« Охранять природу – значит охранять Родину».

- Чтение стихотворения «Никого не обижай» В. Лунин (чтение учеником) Никого не обижай- Ни пчелу, ни мушку, Ни улитку, Ни жучка - темненькое брюшко, Ни кузнечика, В траве Скачущего ловко, Ни блестящую в листве Божию коровку, Ни синичку, ни дрозда, Ни крота слепого… Низа что, Никогда Не обижай живого. Слайд 35 На фоне картины природы звучит песня О. Газманова «Красная книга»

- Молодцы! Вы очень хорошо поработали.

- Спасибо за урок!

Будем разгадывать кроссворд и записывать на приготовленных листах.

            Вопросы:

               1. Крупный зверь, с большой головой с острыми рогами. Легко преодолевает лесные преграды. Живёт в питомнике. ( зуБр)

               2. Многолетнее травянистое  растение. Огромнейшую ценность для медицины имеют корни. (жЕньшень)

               3. Этот жук самый крупный в нашей стране.(дРовосек реликтовый)

               4.Журавль с белым оперением.(стЕрх)

               5. Самый крупный представитель семейства кошачьих с густой полосатой шерстью.(тиГр)

               6. Цветочное растение , названное в честь древнеримской богини красоты. В разных странах называют «дамская туфелька». ( венерИн башмачок)

              -  Назовите ключевое слово. (БЕРЕГИ)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.