12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тиминова Светлана Леонидовна175
Россия, Кировская обл., Яранск
2

Технологическая карта урока окружающий мир по теме: «Красная книга»



Технологическая карта урока

УМК «Школа России»

Предметная область: Окружающий мир

Тема: Красная книга

Класс: 2.

Тип урока: Открытие новых знаний

Дидактическая цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологии проблемно – диалогического обучения.

Задачи:

Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению; воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе и обеспокоенность за будущее планеты.

X
by DNSUnlocker
 
 
 
 
 

Метапредметные: регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем.

познавательные: формировать понятия Красная книга, схема.

Предметные: дать представление о «Красной книге», как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, познакомиться с историей её создания, рассмотреть, как устроена Красная книга.

Оборудование:

Красная книга Кировской области

Учебное пособие «По страницам Красной книги Кировской области»

Журналы «Мурзилка» №4 за 2010г., «Филиппок» №8 за 2012г.

Ноутбук (2 шт.)

Интернет

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс

Цветная бумага

Рабочие листы

Опоры на доску

Знаки погоды

Видео животных (2 шт.)

Мультфильм

Клей

 Цветные карандаши

Липучка

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Мотивация учебной деятельности.

-Дети,  вам  тепло? 

- В  классе  светло? 

-Я очень рада, что сегодня вам тепло и уютно! Чего не скажешь о погоде за окном.

- Расскажите о погоде сегодняшнего дня.

-И хотя за окном сегодня пасмурно, я хочу, чтобы вы посмотрели вот на это улыбающееся солнышко.

- Пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Рассказывают о погоде (используют условные знаки), психологически настраиваются на урок

Познавательные УУД:

- умение работать со знаками

Личностные УУД :

-Готовность и 
способность к саморазвитию и
мотивация к
 
познанию нового. 

II. Формулирование темы урока


 

-А начнём мы с мультфильма. Посмотрите фрагмент мультфильма «Смешарики»

и определите тему урока.

(Просмотр мультфильма)

-Кто может назвать тему урока? (Красная книга)

Формулируют тему урока.

Регулятивные УУД: - умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока

III. Актуализация знаний

Кар –Карыч сказал, что бизоны занесены в Красную книгу, а кто такие бизоны? (животные) (картинка)

- Почему они занесены в Красную книгу? (их мало, они исчезают)

-А почему они исчезают? (нечего есть, негде жить)

- И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё. Люди вырубают леса, распахивают поля, охотятся на животных, вылавливают рыбу и поэтому их становится всё меньше.

-Так что же такое Красная книга? (Это книга, в которую записаны редкие и исчезающие виды животных и растений)

-Давайте теперь подумаем, почему назвали именно «Красная книга», а не жёлтая, например. Вспомните, что обозначает красный цвет светофора? (Стоп.Это сигнал опасности, тревоги).

- Так почему книгу назвали красной? (Тревога за тех животных, которые исчезают)

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки

Коммуникативные УУД:

- умение вести диалог

IV. Постановка учебной проблемы

Ребята, как вы думаете, можем ли мы обойтись без Красной книги, может не зачем записывать туда названия животных и растения?

- Кто-то из вас думает, что не можем, а кто-то ещё сомневается, и думает, что можем. Таким образом, у нас появилась проблема.

Можем ли мы обойтись без Красной книги? и два мнения.

Выдвигают гипотезы

Регулятивные УУД:

- умение высказывают свои версии, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

V. Поиск решения учебной проблемы

-Чтобы разрешить данную проблему, я предлагаю провести исследование. Исследование будем проводить по плану:

1.История создания Красной книги.

2. Как устроена Красная книга

3. Для чего создана Красная книга?

4.Животные, занесённые в Красную книгу.

Работать будете в группах с разными источниками информации. На столе лежит карта исследователя, по которой вы будете работать, в конце написан вывод, который вам нужно дописать. Вспомним правила работы в группе. Назовите капитанов. Начинаем работу, вам на это 5 минут.

Работают в группах с разными источниками информации, формулируют вывод.

(Группы сформированы в зависимости от индивидуальных особенностей детей,задания соответствуют уровню развития детей той или иной группы)

Коммуникативные УУД:    

- умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться

Познавательные УУД:

- умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, и др.),делать выводы

Регулятивные УУД:

-умение работать по плану, используя разные источники информации

VI. Выражение решения

Пришло время показать материалы своего исследования.

-Чтобы лучше запомнить изучаемый материал, составим схему.

-Что такое схема? (Схема – это чертёж, на котором условными обозначениями показаны составные части изделия и связи между ними.)

-На каких уроках вы встречались со схемой?

-Схему будем составлять на доске, а вы ещё на рабочих листах. Начало схемы у вас есть. Нужно продолжить.

Слово 1 группе, остальным предлагаю внимательно слушать и при необходимости задавать уточняющие вопросы.

1гр. исследовала историю создания Красной книги по учебному пособию, вам слово. Остальные внимательно слушают, а потом задают уточняющие вопросы.

-Когда первая Красная книга появилась? (в 1966 году). Запишем в схему.

(Я прикрепляю на доске)

- Кто может сказать, какие Красные книги существуют? (международная, она хранится в швейцарском городе Морже, книга России, в которой занесены животные и растения, обитающие в России; книга региональная, Красная книга Кировской области)

2 гр. Исследовала, как устроена Красная книга, информацию они брали из интернета, вам слово. Один читает вывод, а другие прикрепляют страницы на доску в схему.

- В вашей схеме, страницы изображены в виде прямоугольников, раскрасьте их так, как на доске.

3 гр. исследовала, а для чего же создана Красная книга? Они работали с электронным приложением на ноутбуке. Им слово. Один читает вывод, а другие прикрепляют опоры на доску в схему.

4 гр.изучала информацию о животных из Красной книги. Они работали с журналами «Мурзилка», «Филлипок» и с Красной книгой Кировской области. Им слово.

Выступают по очереди и заполняют схему на доске и на рабочем листе.

(Рассказ учеников дополняется показом слайдов)

Познавательные УУД: - умение моделировать, структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

VII. Реализация продукта

-Посмотрите на схему, которая у нас получилась, кто может её прочитать?

(Красная книга создаётся с 1966 года. Страницы в ней разноцветные: на красных страницах исчезающие виды, на жёлтых страницах быстро сокращающиеся виды, на белых страницах редкие виды, на серых страницах малоизученные виды, на зелёных страницах восстановленные виды, на чёрных страницах не сохранившиеся виды,. Красная книга: информирует о видах растений и животных, находящихся в опасности, призывает изучать редкие виды растений и животных, советует, как сохранить редкие виды растений и животных, предупреждает об исчезновении растений и животных.)

-Так нужна нам Красная книга?

(Физкультминутка)

Звери делают зарядку — (Ходьба на месте, руки на поясе.)
Кто вприскочку, (Прыжок вверх.)
Кто вприсядку, (Присесть, руки вперед.)
Кто-то плечи поднимает, (Вставая, поднять плечи (руки свободно опущены).)
Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи.)

-Мы узнали сегодня лишь о малой части животных, которые занесены в Красную книгу.

Ещё о некоторых животных из Красной книги Кировской области вы узнаете из видеофрагмента?

-Послушайте отрывок из сюиты норвежского композитора Э. Грига, обратите внимание на музыку и постарайтесь запомнить названия животных, которых увидите.

(Слушание музыки)

-Каких животных запомнили? (отвечают)

-Найдите иллюстрации с данными животными у вас на столе, по цвету кружка на иллюстрации определите на какой странице должно находиться данное животное и прикрепите на эту страницу.

- Кто помнит, музыку какого композитора мы слушали?

- Что можете сказать о музыку, какая она? (медленная, грустная, тревожная).

- Как вы думаете, почему я именно такую музыку включила?

- Помните, в начале урока, мы говорили, что красный цвет – цвет тревоги, музыкой я выразила тревогу за жизнь животных и растений.

- Учёные создают Красные книги, а что же мы с вами можем сделать для природы? Давайте составим правила поведения в природе.

Не ломай ветки деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев.

Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

Не лови диких животных и не уноси их домой.

Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

Не шуми в лесу.

-Давайте будем соблюдать эти правила, следить за тем, чтобы и другие их выполняли.

-А сейчас, чтобы подвести итог схемы, поработайте в парах. Возьмите лист бумаги, на котором записаны пословицы, выберите ту, которая подходит. Объясните свой выбор.

Береги природу родимую, как мать любимую.

- Запишем итог кратко – береги природу.

- А я вам предлагаю послушать другую музыку. Чем она отличается? Почему её я выбрала?

(Слушание музыки)

- В этом произведении мы слышим весёлые нотки. Потому что я надеюсь, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

А главное – своими действиями не наносить ей вреда. Пусть в Красной книге будут только зеленые страницы!

Читают полученную схему,

Прикрепляют иллюстрации животных к листам на доске

составляют правила поведения в природе

Познавательные УУД:

- умение обобщать, читать информацию по схеме

- умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Личностные УУД:

-умение слушать музыку, описывать её, определять настроение, которое передаёт музыка

Познавательные УУД:

- умение извлекать  информацию из музыки

Личностные УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе.

Коммуникативные УУД

-умение работать в парах.

Познавательные УУД.               

- поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  –следственных связей

- умение извлекать  информацию из музыки

VIII. Итог урока. Домашнее задание.

-Какую проблему мы поставили?

-Можем мы обойтись без Красной книги? Почему?

Красная книга – это сигнал тревоги и символ борьбы за сохранение живой природы.

-О чём заставил задуматься урок?

-Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает.
-Посмотрите, у нас получилась своя классная Красная книга, которой вы можете пользоваться в любое время, но там нет страниц о растениях, занесённых в Красную книгу, поэтому, юные исследователи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск, подготовите страницы с растениями из Красной книги Кировской области. (сообщение об одном из растении).

- Где будете брать информацию?

- А схему дома выучите наизусть.

Отвечают на проблемный вопрос, делают выводы по уроку

Познавательные УУД.               

- умение делать выводы

IX. Рефлексия учебной деятельности.

-Закончим наш урок прогнозом погоды. Давайте составим «Прогноз погоды в нашем классе». Вспомните, как вы работали на уроке и оцените себя с помощью знаков погоды. Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению. Поднимите

- доволен собой

- не совсем доволен

- не доволен

Я очень рада, что в нашем классе ясная погода. Урок закончен.Спасибо за урок.

Оценивают свою работу на уроке

Регулятивные УУД:

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

- самооценка

Литература:

Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2006.

Л.И Рудченко. Мир вокруг нас. 2 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.

Учебное пособие «По страницам Красной книги Кировской области» Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. – 144 с. 

Журнал «Мурзилка» № 4-2010 г.

Журнал «Филиппок» № 8 -2012г.

Красная книга Кировской области: Животные, растения, грибы. / Отв. ред. Л.Н. Добринский, Н.С. Корытин — Екатеринбург: издательство Уральского университета, 2001. — 288 с.

Красная книга
PPT / 1.85 Мб

Инструкции
DOCX / 18.21 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.