Технологическая карта урока окружающего мира «Красная книга» (2 класс)
Тема урока: Красная книга
(Технологическая карта урока)
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: |
Окружающий мир |
Уровень образования: |
Начальное общее образование |
Тема |
Красная книга |
Тип урока: |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Форма проведения: |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Участники: |
Ученики 2 класса |
Цель темы |
Создать условия для расширения знаний детей о животном и растительном мире, способствовать формированию представлений о необходимости охраны природы. |
Планируемый результат |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность познакомиться с Красной книгой России и Новосибирской области; обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе; создать свою Красную книгу. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение. Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Формирование УУД Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: |
проявлять положительное отношение к учению. формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач; умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи зависимости между живой и неживой природой. |
Базовый учебник: |
Окружающий мир, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Москва «Просвещение»2014год, 1 часть |
Ресурсы |
Презентация к уроку Раздаточный материал, использование ИКТ Красная книга РФ и Новосибирской области Мультфильм Смешарики «Красная книга» Ноутбуки для детей с выходом в интернет |
Этапы урока |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Формирование УУД |
Коммен-тарии |
I этап. Организа-ционный момент. Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребнос-ти включения в учебную деятель-ность |
Демонстрируют готовность к уроку, психологически настраиваются на него, готовят своё рабочее место. |
Проводит орг. момент. Позитивный настрой на урок. Повторение правил поведения на уроке. |
Прозвенел уже звонок, Встали все у парт красиво, Урок окружающего мира начнём.
|
РУУД: умение контролировать свою готовность к уроку) ЛУУД : понимают значение знаний для человека; |
Мотивация Вызов на положи-тельные эмоции. |
II этап. Актуализация знаний и постанов-ка учебной задачи. Цель: -вовлечь всех детей в активную, познавательную деятель-ность. -организа-ция формулирования темы урока учащимися; -организа-ция постановки цели урока учащимися. |
Просматривают мультфильм, отвечают на поставленный вопрос. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Участвуют в выполнении заданий Находят необходимую информацию, на индивидуальных листах. Ученики самостоятельно читают текст и маркируют его указанными знаками. Самостоятельно выводят цели урока. |
Включается мультфильм. Организует фронтальную работу по выводу темы урока. Мотивирует к деятельности Организует фронтальную работу, коллективное обсуждение. Организует фронтальную работу, работу с индивидуальными листами. Проверяет умение работать с источниками. Демонстрирует Красную книгу РФ и Новосибирской области |
- А начнём мы с мультфильма. Посмотрите фрагмент мультфильма «Смешарики» и определите тему урока. -Кто может назвать тему урока? (Красная книга) (Слайд 1) Кар – Карыч сказал, что бизоны занесены в красную книгу, а кто такие бизоны? (животные) (Слайд 2) - Почему они занесены в Красную книгу? (их мало, они исчезают) -А почему они исчезают? (нечего есть, негде жить) - И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё. Люди вырубают леса, распахивают поля, охотятся на животных, вылавливают рыбу и поэтому их становится всё меньше. -Так что же такое Красная книга? Сейчас мы с вами поиграем в игру “Верю - не верю”. Я предлагаю вам поработать с логическими цепочками. У каждого на листке записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак “+”, если неверным, то знак “-”: 1. Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных. 2. Существует только одна Красная книга. 3. Красная книга хранится в городе Морже. 4. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими. 5. Красный цвет книги предупреждает об опасности. (Слайд 3) (Приложение 1) У каждого ребенка лежит текст Красная книга Красная книга - это список редких и исчезающих животных и растений. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!” Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить. (Слайд 4) На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается. (Слайд 5) На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. (Слайд 6) На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные. (Слайд 7) На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания. (Слайд 8) На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. (Слайд 9) Хранится эта книга в швейцарском городе Морже. (Слайд 10) Кроме Международной Красной книги, куда записаны живые существа всей Земли, есть и другие. Например, Красная книга России, Красная книга Москвы и Подмосковья, Красная книга Санкт-Петербурга, Новосибирской области. (Слайд 11) Почему же некоторых животных и растений остаётся очень мало или они совсем исчезают? Люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха и мяса. Угрозой исчезновения является также разрушение мест обитания, вырубка лесов. Среди животных в Красную книгу занесены не только звери, но и птицы, некоторые виды рыб и насекомых. (Приложение 2) - Вам надо прочитать текст и найти информацию, связанную с нашими логическими цепочками. Знаком “+” отметьте то, что вы уже знали, а знаком “-” то, что вы не знали. Если у вас возникнет вопрос, то ставьте знак? Далее проверяются первоначальные представления о Красной книге “Правда ли это?” и подтверждаются текстом. - Сделайте вывод: о чем мы будем говорить на уроке? (О книге, в которую записаны редкие и исчезающие виды животных и растений). |
ЛУУД : имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. ПУУД Осуществляют логические действия: анализ, синтез, обобщение.
КУУД: Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. РУУД: Ориентируются в дополнительной литературе; контролируют учебные действия. КУУД: Выражают свои мысли, формируют и аргументируют своё мнение. ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. |
Изображения красоч-ные, дос-тупные для детей данного возраста Решение учебной задачи (связь с жизнью) |
III этап. Совместное «открытие» знаний. (работа в группах) Цели: - изложение нового материала урока; - организа ция работы по первич-ному закреплению изученного. - учить детей самоорганизации в решении проблемной ситуации. - повысить уровень информации об исчезающих растениях и животных через создание Красной книги. |
Проговаривают правила работы в группе
Распределяют роли: эколог, краевед, ботаник, журналист, фотограф, редактор.
Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу. Работают слаженно в группе с полученными материалами для создания страниц «Красной книги» Оценивают правильность выполнения заданий. |
Включает детей в практическую деятельность. Распределяет обязанности между группами на время сбора информации. Организует работу в группе. Обеспечивает контроль за выполнением |
Прежде чем работать в группах, давайте повторим правила: - Слушай, что говорят другие. - Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. - Говори спокойно ясно, только по делу. - Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. - Помогай товарищам, если они об этом просят. - Точно выполняй возложенную на тебя роль. Работа в группах. Я вам предлагаю создать группу «Юных экологов». У каждой группы на столе стоит ноутбук с выходом в интернет, энциклопедии, конверт с заданием и листы цветного картона для создания Красной книги. Так как групп получилось 4, то цветов, с которыми вы будете работать тоже 4. Это черный, красный, желтый, и зеленый цвет. Это цвета страниц нашей Красной книги. Вы получаете в конверте названия животных и растений находите в интернете фотографии и небольшую информацию о них, и собираете вместе на одном листе: название, изображение и краткое описание. 1 группа Черные страницы Тур, странствующие голуби, сумчатый волк. 2 группа Красные страницы Снежный барс, амурский тигр, женьшень. 3 группа Желтые страницы Венерин башмачок, лотос, дровосек реликтовый 4 группа Зеленые страницы Зубр, северный олень, ладожская нерпа (Приложение 3) Распечатывается учителем на уроке. |
РУУД: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве КУУД: работают в группе, слушают и слышат друг друга ПУУД: Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке РУУД: контролируют свою работу и работу товарища. |
Применение полученных знаний на практике. Группы получают конверты с заданиями. |
IV этап Физкульт - минутка Цель: Организция процесса релаксации. |
Выполняют упражнения физминутки. |
Организует и показывает выполнение упражнений |
Физминутка Спал цветок и вдруг проснулся, (Наклоны вправо и влево) Больше спать не захотел. (наклоны вперед и назад) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (покружиться)
Физминутка Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись Поклонись и улыбнись. |
Движения, которые повторяют дети, позволяют отдохнуть всем группам мышц. |
|
V этап. Закрепление изученного Цель: проверить умения учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах. |
Представляют свою работу классу. Формулируют вывод: чаще всего экологическое равновесие нарушает человек. Знакомят с правилами поведения. Осуществляют взаимоконтроль и оказывают помощь в сотрудничестве. |
Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Организует фронтальную работу, коллективное обсуждение. Организует работу в парах. |
Презентация конечного «продукта» (Красная книга) В заключение работы «Юные экологи» сделали следующие выводы: Красная книга – это не справочник для коллекционера. Это практический природоохранный документ. Красная книга предупреждает об исчезновении редких видов растений животных. Советует как сохранить эти редкие виды. Хорошо, что есть такая книга, где записаны редкие виды объектов природы. Плохо, что создана Красная книга по вине человека. - Красную книгу мы оставим храниться у нас в классе и будем продолжать над ней работать.
- В начале урока мы с вами сказали, что люди не зная и не желая признавать законы природы, вмешиваются и губят ее. - Так будем же нашей природе друзьями и сформулируем правила друзей природы. - На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом Ломать ветки деревьев. Убивать зверей и птиц. Любоваться природой. Трогать домики животных и их детёнышей. Разорять птичьи гнёзда. Дышать свежим воздухом. Разбрасывать мусор. Засорять родники и речки. Собирать грибы и ягоды. Рвать цветы. Соблюдать тишину. Фотографировать. Громко слушать музыку. (Приложение 4) Ученики обмениваются листами для взаимопроверки. - Зачем нужно соблюдать правила друзей природы? |
КУУД: умение выражать свои мысли, составлять правила и использовать их. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия
ПУУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
РУУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
Учащиеся закрепляют полученные знания, в ходе практической работы |
VI этап Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценка и самоконт-роль. Итог урока Цели: организация рефлексии и самооценки учениками собствен-ной учебной деятельнос-ти. |
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Самооценка усвоения материала. |
Создает ситуацию для осмысления всей работы на уроке. |
– Чему вы научились? - Понадобятся вам эти знания в жизни? - Сейчас я предлагаю оценить работу своей группы. (Приложение 5) Самооценка 1.если ты старался не подвести группу, тебе было интересно, и ты справился с заданием, то на полянку наклей зеленое деревце. 2.если задания тебе было выполнять трудно, работа показалась не интересной - наклей красное деревце. Экспертный лист для оценки работы группы (заполняет учитель). (Приложение 6) |
РУУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Учащиеся оценивают свою работу на уроке в группе и индиви-дуально |
VII этап. Домашнее задание. |
- Вам выдается схема «Фишбоуна» с главной проблемой «Почему вымирают растения и животные?» К следующему уроку она должна быть готова. Можете пользоваться любыми видами информации. (Приложение 7) - Спасибо за урок. |
Элемент ТРКМ |
Список используемой литературы:
- Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы / Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. — 2-е изд. — Новосибирск: Арта, 2008. – 528 с.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Красная_книга_России
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Красная_книга_Новосибирской_области
- Животные, растения: Мифы и легенды. — М.: Аванта+, 2007. — 256 с.
- Энциклопедия животных и растений. Автор: Хекер Франк, Гмошинская Мария Владимировна, Диршке Фолькер - Клуб семейного досуга, 2014. – 416 с.