Конспект урока окружающего мира в технологии педагогических мастерских «Как мы можем защитить природу»
1 этап. Индукция.
В классе звучит музыка, в мелодии слышны звуки ручейка, пение птиц, шелест ветра.
Учащиеся заходят в класс, при входе каждый берет жетон, на котором изображено дерево, ручей или ежик. Ребята объединяются в команды в соответствии с выбранным жетоном.
Индуктор.
В качестве индуктора, создающего эмоциональный настрой и мотивацию учитель читает стихотворение В. Орлова «Разноцветная планета», оно сопровождается видеорядом.
На свете живут
Разноцветные дети.
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна.
Кружится планета,
Большая планета,
Ладонями солнца
Она обогрета.
Но греют планету
Намного теплей
Улыбки и смех
Разноцветных детей.
Ведь, правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева - дети!
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!
Давайте, ребята,
Назло непогодам,
Обнимем планету
Своим хороводом!
Развеем над нею
И тучи и дым,
В обиду её
Никому не дадим!
Почему урок мы начали с этого стихотворения?
- Что вас удивило в этом стихотворении?
- Посмотрите на свои жетоны, как вы думаете, почему на них такие изображения? (Учащиеся дают свои ответы, говорят о том, деревья, водоемы и животные, всем это природа).
-А теперь подумайте, какие же все-таки невзгоды могут поджидать нашу планету? Что имел ввиду автор стихотворения? (Учащиеся высказывают свои точки).
2 этап. Деконструкция. Формирование информационного поля.
На столе у каждой команды экземпляр Красной книги.
- Вам известно, что это за книга? (дети высказывают свои предположения)
Подготовленный ученик делает краткое сообщение о том, что такое Красная книга.
- А теперь рассмотрите книгу и подумайте, почему же многие виды животных и растений встречаются всё реже. (Учащиеся определяют признаки, понятие проблемы. Они говорят о том, что из-за охоты, вырубки лесов, загрязнения водоемом наша планета страдает и многие виды животных и растений погибают.)
3 этап. Реконструкция.
- Теперь для дальнейшей работы в каждой группе мы выберем Мастеров слова и Мастеров оформления. ( Мастера слова отвечают за работу с текстом и публичные выступления, Мастера оформления за творческие задания).
- А сейчас я прошу вас подумать, каким же образом мы можем остановить ту беду, которая разрушает нашу планету, наносит ей непоправимый урон
- Пожалуйста, составьте свод правил, которые люди должны выполнять, чтобы природа не страдала. (Обсуждают задание в парах. Высказывают свои точки зрения.)
- Пожалуйста, запишите свои правила. (На специально приготовленный листах, с надписью «Правила помощи природе», учащиеся записывают то, к чему пришли в ходе обсуждения.
4 этап. Социализация.
- А теперь, выберите, пожалуйста, из Красной книги одно животное или растение и подготовьте рассказ о нем. Также вы можете пользоваться другой литературой.
(Учащиеся делают выбор, учитель подходит к каждой группе и узнает, какое животное или растение выбрали дети, дабы избежать повторов. Также в помощь ребятам: От земли до неба: Атлас-определитель, Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов.).
- А также я прошу вас создать экологический знак, который будет изображать меры охраны вашего растения или животного.
( В течение некоторого времени дети работают, а потом сообщают другим командам о том, какой объект они выбрали и что включили в свой рассказ).
5 этап. Афиширование
Происходит наглядное представление результатов проделанной работы, эмблемы вывешиваются на доску. Ученики встают со своих мест, ходят, обсуждают, затем защищают свои работы, задают друг другу вопросы.
6 этап. Разрыв.
Кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.
Учащиеся смотрят мультфильм «Мальчик и лягушонок».
Мультфильм снят по рассказу Н. Сладкова. Представляет собой трагикомическую историю Лягушонка, извлеченного из болота сердобольным мальчиком и едва им не загубленного. Фильм говорит о необходимости осторожного, бережного вторжения человека в мир природы.
- Почему мальчик чуть не загубил лягушонка? Ведь он хотел помочь?
- Что мы должны знать, чтобы действительно помогать, а не вредить природе? (Знать условия, в которых растениям и животным будет лучше всего. Ребята осознают возникшие противоречия, делают вывод,)
- Еще раз возьмите свои памятки с правилами помощи природе и внесите в них дополнения.
7 этап. Рефлексия.
Прием «паутинка».
-Ответьте на вопросы, свой ответ оцените по пятибалльной шкале.
1. Мне понравилось сегодняшнее занятие.
2. Мне понравилось работать в группе.
3. Я узнал много нового.
4. Я хорошо понял тему сегодняшнего урока.
5. Я не испытывал затруднений во время выполнения задания.
- Всем спасибо большое за работу на уроке.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/n1443889472.gif (552x555)
Администрация сайта «УРОК.РФ»