Конспект урока: Артикуляционная гимнастика.

1
2
Материал опубликован 9 October в группе

МОУ «СОШ №4 имени Д.М. Перова».















Конспект логопедического занятия по развитию органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика.

Тема: «Повтори за Машей ».











Учитель – логопед:

Кичигина Татьяна Анатольевна.






2024 г.




Цель: Развить мышцы артикуляционного аппарата, закрепить у детей знание и представление о строении и функционировании органов речи и познакомить  с органами артикуляции, при помощи наглядных пособий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Знакомство детей с частями лица и органов речи;

Знакомство с основными артикуляционными укладами, необходимыми для выработки правильных звуков речи;

Устранение гипертонуса языка.

Коррекционно – развивающие:

Развивать образное мышление через игровые приемы.

Развитие фонематического восприятия, через сравнение образ-звук;

Развивать мелкую моторику, через пальчиковую гимнастику;

Развивать общую моторику, через приемы ориентирования в пространстве;

Развивать память, через заучивание и проговаривание «потешек» при пальчиковой гимнастике.

Коррекционно – воспитательные:

Формировать умение усидчивости и выполнения инструкций на занятии.

Воспитывать интерес к обучению, доброжелательное и позитивное отношение в группе.

Формировать умение адекватного оценивания деятельности (своей и других).

Материалы и раздаточный материал:

Карточки «Пальчиковые игры», дидактическое пособие «Повтори за Машей», трафареты, цветные карандаши, карточки «Уроки логопеда».

Ход занятия

1.Организационный момент:

Дети заходят в класс.

Логопед: Всем, здравствуйте!

Л: Сегодня, вы с хорошим настроением?

Ответ детей.

Л: Прекрасно! Потому, что сегодня у нас с Вами очень много интересных и увлекательных заданий!

Сюрпризный момент.

Л: Посмотрите, кто сегодня нам покажет как выполнять артикуляционную гимнастику?

Это – Маша! А вы будете повторять за ней.

Логопед: Ребята! Маша будет помогать Вам, правильно работать губами и языком, чтоб Вы говорили все звуки чётко.

Но начнём мы как всегда с зарядки для хорошего настроения (Развитие общей моторики).

Логопед читает стих, дети повторяют и выполняют действия руками по тексту.

Настроение упало?

Разводят руки в стороны.

Дело валится из рук.

Бросают руки вниз.

Но еще не все пропало,

Грозят указательным пальцем.

Если есть хороший друг.

Хлопают в ладоши.

С делом справимся вдвоем,

Берутся за руки.

С облегчением вздохнем!

Вздыхают.

Настроение поднимем,

Поднимают сцепленные руки вверх.

И от пыли отряхнем.

Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.

Логопед: Какие вы молодцы! Улыбнитесь друг другу. Вот теперь с прекрасным настроением, мы можем приступать к знакомству с нашей Машей.

Посмотрите, кто у нас на занятии?

- Знакомьтесь – это Маша. Она Вам покажет, как правильно выполнять зарядку для язычка. Наглядное пособие.

Дети тянут по карточке с определенным артикуляционным укладом в стихах, а на пособии Маша показывает правильное выполнение упражнения.

Слоник (трубочка).

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю. - (повторяем 4 раза)

Лягушка.

Подражаем мы лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки. - (повторяем 4 раза)

Слоник и лягушка (Чередуем)

Свои губки прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня! - (повторяем 4 раза).

Птенчик (Окошечко).

Птенчик клювик открывает

- Червяка поесть желает! - (повторяем 4 раза).

Лошадка.

Ротик шире открываю,

Язык к нёбу прижимаю.

Прыгнул вниз мой язычок,

И раздался звук: «Цок-цок». - (повторяем 4 раза).

Часики.

Влево-вправо, вправо-влево

Ходит язычок умело.

Тик-так, тик-так –

Ходят часики вот так! - (повторяем 4 раза).

Лопаточка.

Язычок - широкий, гладкий,

Получается лопатка.

Ты лопатку положи

И спокойно подержи.

Раз-два-три-четыре-пять,

Лопатку можно убирать. - (повторяем 4 раза).

Качели.

Язычок опущен вниз –

Мама обещает приз.

Язычок свой подниму,

Не отдам приз никому. - (повторяем 4 раза).

Пальчиковые игры:

Л: А давайте отдохнем и ручки наши разомнём. (Пальчиковые игры)

«Десять внучат»

А у нашей бабушки десять внучат:

Сжимаем кулаки, разжимаем и показываем 10 пальцев.

Две Акульки сопят в люльке,

Две Аринки спят на перинке,

Две Алёнки глядят из пелёнки,

Два Ивана на лавках сидят,

Два Степана учиться хотят.

2,3,4,5,6 строчки,- поочереди шевелим мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами.

Десять внучат, а бабушка одна.

Показываем 10 пальцев и прижимаем ладони к груди.

«Ёжик Николка».

Ёжик Николка под ёлку свалился,

Ёжик Николка по травке катился,

1-2 строчки – сжимаем руки в кулаки и перекатываем их по столу.

Брюшко решил он на солнце погреть,

Ну и, конечно, слегка загореть.

2-4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.

Солнышко спряталось, ёжик замёрз,

А загорел, только маленький нос.

5-6 строчки,- всеми пальцами обеих рук поочерёдно прикасаемся к кончику носа.

Л: Мы немножко отдохнули, продолжаем играть с Машей! (Артикуляционная гимнастика).

Чашечка.

Улыбнулся, рот открыл,

Язык вылез и застыл.

К зубкам подниму края -

Вот и чашечка моя. - (повторяем 4 раза).

Чистим зубки.

Чистить зубки не ленись,

Рот открой и улыбнись!

Враво-влево, вправо-влево,

Чистим зубки, мы умело! - (повторяем 4 раза).

Любопытный язычок.

Язычок наш любопытный,

Он везде суёт свой нос.

Где сейчас гуляет кошка?

Почему залаял пёс? - (повторяем 4 раза).

Л: А теперь Маша научит Вас правильно дышать и произносить звук! (Дыхательная гимнастика).

Толстечки - худышки.

Щёчки надуваю,

А потом сдуваю -

Толстяков с худышками

Я изображаю! - (повторяем 4 раза).

Кучер.

Буду кучером, друзья –

«Тпру!»- скажу лошадке я. - (повторяем 4 раза).

Пароход гудит.

Быстро по реке плывёт

И гудит наш пароход -

«ы-ы-ы…»! - (повторяем 4 раза).

Фокус.

Я сегодня не скучаю,

Волшебство я изучаю!

Вам секрет не расскажу,

Лучше фокус покажу! - (повторяем 4 раза).

Логопед: Как замечательно мы поиграли с Машей, Вам понравилось? Мы благодарим, Вас с Машей за прекрасное занятие! А что Вам больше всего запомнилось? Понравилось?




















Приложение. Раздаточный материал.


t1728446692aa.jpgt1728446692ab.jpgt1728446692ac.jpgt1728446692ad.jpgt1728446692ae.jpgt1728446692af.jpgt1728446692ag.jpgt1728446692ah.jpgt1728446692ai.jpgt1728446692aj.jpgt1728446692ak.jpgt1728446692al.jpgt1728446692am.jpgt1728446692an.jpgt1728446692ao.jpgt1728446692ap.jpgt1728446692aq.jpgt1728446692ar.jpgt1728446692as.jpgt1728446692at.jpgt1728446692au.jpgt1728446692av.jpgt1728446692aw.jpgt1728446692ax.jpgt1728446692ay.jpgt1728446692az.jpgt1728446692ba.jpgt1728446692bb.jpgt1728446692bc.jpgt1728446692bd.jpgt1728446692be.jpgt1728446692bf.jpgt1728446692bg.jpgt1728446692bh.jpgt1728446692bi.jpg

t1728446692bj.jpgt1728446692bk.jpgt1728446692bl.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Анатольевна, не нашла ссылки на источники. Как называется и кто автор раздаточного материала, который Вы используете?

9 October

Здравствуйте, данные пособия были приобретены в интернет магазине Wildberries . "Уроки логопеда"-50 артикуляционных упражнений. Автор: Стельмак В.Ю.; "Пальчиковые игры. "Автор тот же. Артикуляционная гимнастика. Автора нет. Производитель Россия.

10 October