Конспект урока: Артикуляционная гимнастика.
МОУ «СОШ №4 имени Д.М. Перова».
Конспект логопедического занятия по развитию органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика.
Тема: «Повтори за Машей ».
Учитель – логопед:
Кичигина Татьяна Анатольевна.
2024 г.
Цель: Развить мышцы артикуляционного аппарата, закрепить у детей знание и представление о строении и функционировании органов речи и познакомить с органами артикуляции, при помощи наглядных пособий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Знакомство детей с частями лица и органов речи;
Знакомство с основными артикуляционными укладами, необходимыми для выработки правильных звуков речи;
Устранение гипертонуса языка.
Коррекционно – развивающие:
Развивать образное мышление через игровые приемы.
Развитие фонематического восприятия, через сравнение образ-звук;
Развивать мелкую моторику, через пальчиковую гимнастику;
Развивать общую моторику, через приемы ориентирования в пространстве;
Развивать память, через заучивание и проговаривание «потешек» при пальчиковой гимнастике.
Коррекционно – воспитательные:
Формировать умение усидчивости и выполнения инструкций на занятии.
Воспитывать интерес к обучению, доброжелательное и позитивное отношение в группе.
Формировать умение адекватного оценивания деятельности (своей и других).
Материалы и раздаточный материал:
Карточки «Пальчиковые игры», дидактическое пособие «Повтори за Машей», трафареты, цветные карандаши, карточки «Уроки логопеда».
Ход занятия
1.Организационный момент:
Дети заходят в класс.
Логопед: Всем, здравствуйте!
Л: Сегодня, вы с хорошим настроением?
Ответ детей.
Л: Прекрасно! Потому, что сегодня у нас с Вами очень много интересных и увлекательных заданий!
Сюрпризный момент.
Л: Посмотрите, кто сегодня нам покажет как выполнять артикуляционную гимнастику?
Это – Маша! А вы будете повторять за ней.
Логопед: Ребята! Маша будет помогать Вам, правильно работать губами и языком, чтоб Вы говорили все звуки чётко.
Но начнём мы как всегда с зарядки для хорошего настроения (Развитие общей моторики).
Логопед читает стих, дети повторяют и выполняют действия руками по тексту.
Настроение упало?
Разводят руки в стороны.
Дело валится из рук.
Бросают руки вниз.
Но еще не все пропало,
Грозят указательным пальцем.
Если есть хороший друг.
Хлопают в ладоши.
С делом справимся вдвоем,
Берутся за руки.
С облегчением вздохнем!
Вздыхают.
Настроение поднимем,
Поднимают сцепленные руки вверх.
И от пыли отряхнем.
Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.
Логопед: Какие вы молодцы! Улыбнитесь друг другу. Вот теперь с прекрасным настроением, мы можем приступать к знакомству с нашей Машей.
Посмотрите, кто у нас на занятии?
- Знакомьтесь – это Маша. Она Вам покажет, как правильно выполнять зарядку для язычка. Наглядное пособие.
Дети тянут по карточке с определенным артикуляционным укладом в стихах, а на пособии Маша показывает правильное выполнение упражнения.
Слоник (трубочка).
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю. - (повторяем 4 раза)
Лягушка.
Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки. - (повторяем 4 раза)
Слоник и лягушка (Чередуем)
Свои губки прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня! - (повторяем 4 раза).
Птенчик (Окошечко).
Птенчик клювик открывает
- Червяка поесть желает! - (повторяем 4 раза).
Лошадка.
Ротик шире открываю,
Язык к нёбу прижимаю.
Прыгнул вниз мой язычок,
И раздался звук: «Цок-цок». - (повторяем 4 раза).
Часики.
Влево-вправо, вправо-влево
Ходит язычок умело.
Тик-так, тик-так –
Ходят часики вот так! - (повторяем 4 раза).
Лопаточка.
Язычок - широкий, гладкий,
Получается лопатка.
Ты лопатку положи
И спокойно подержи.
Раз-два-три-четыре-пять,
Лопатку можно убирать. - (повторяем 4 раза).
Качели.
Язычок опущен вниз –
Мама обещает приз.
Язычок свой подниму,
Не отдам приз никому. - (повторяем 4 раза).
Пальчиковые игры:
Л: А давайте отдохнем и ручки наши разомнём. (Пальчиковые игры)
«Десять внучат»
А у нашей бабушки десять внучат:
Сжимаем кулаки, разжимаем и показываем 10 пальцев.
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Алёнки глядят из пелёнки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
2,3,4,5,6 строчки,- поочереди шевелим мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами.
Десять внучат, а бабушка одна.
Показываем 10 пальцев и прижимаем ладони к груди.
«Ёжик Николка».
Ёжик Николка под ёлку свалился,
Ёжик Николка по травке катился,
1-2 строчки – сжимаем руки в кулаки и перекатываем их по столу.
Брюшко решил он на солнце погреть,
Ну и, конечно, слегка загореть.
2-4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.
Солнышко спряталось, ёжик замёрз,
А загорел, только маленький нос.
5-6 строчки,- всеми пальцами обеих рук поочерёдно прикасаемся к кончику носа.
Л: Мы немножко отдохнули, продолжаем играть с Машей! (Артикуляционная гимнастика).
Чашечка.
Улыбнулся, рот открыл,
Язык вылез и застыл.
К зубкам подниму края -
Вот и чашечка моя. - (повторяем 4 раза).
Чистим зубки.
Чистить зубки не ленись,
Рот открой и улыбнись!
Враво-влево, вправо-влево,
Чистим зубки, мы умело! - (повторяем 4 раза).
Любопытный язычок.
Язычок наш любопытный,
Он везде суёт свой нос.
Где сейчас гуляет кошка?
Почему залаял пёс? - (повторяем 4 раза).
Л: А теперь Маша научит Вас правильно дышать и произносить звук! (Дыхательная гимнастика).
Толстечки - худышки.
Щёчки надуваю,
А потом сдуваю -
Толстяков с худышками
Я изображаю! - (повторяем 4 раза).
Кучер.
Буду кучером, друзья –
«Тпру!»- скажу лошадке я. - (повторяем 4 раза).
Пароход гудит.
Быстро по реке плывёт
И гудит наш пароход -
«ы-ы-ы…»! - (повторяем 4 раза).
Фокус.
Я сегодня не скучаю,
Волшебство я изучаю!
Вам секрет не расскажу,
Лучше фокус покажу! - (повторяем 4 раза).
Логопед: Как замечательно мы поиграли с Машей, Вам понравилось? Мы благодарим, Вас с Машей за прекрасное занятие! А что Вам больше всего запомнилось? Понравилось?
Приложение. Раздаточный материал.
Куликова Ирина Геннадьевна
Кичигина Татьяна Анатольевна