Конспект урока окружающего мира «Деятельность человека в зоне арктических пустынь» (4 класс)
Тема. Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны.
Цель. : Расширить представление о деятельности людей в зоне арктических пустынь. Развивать умение формулировать и обосновывать меры по охране природы ледяной зоны.
Задачи:
- учить распознавать, классифицировать, обобщать информацию, делать выводы.
-учить находить особенности хозяйственной деятельности людей, зависящие от природных условий Арктики.
-формировать умения находить и объяснять экологические проблемы изучаемой зоны.
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к природе;
Оборудование и материалы: Компьютер , экран, проектор, презентация к уроку «Природные зоны. Зона Арктических пустынь», глобус, учебники, видеофрагменты.
Литература: 1. Плешаков А.А. Зелёный дом. Методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Москва. Просвещение. 1997 г.
Ход урока.
Организационный этап.
-Добрый день, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок, он открытый, а это значит – к нам пришли гости.
- Как вы думаете, что пригодится для успешной работы на уроке? ( внимание, старание, вера в свои силы, прилежание)
Девиз: Верь в себя и у тебя всё получится!
Актуализация знаний (повторение).
- Разгадайте шифровку, если в каждой строке отбросить лишние буквы, то останутся два слова. Каких? (ЛЕДЯНАЯ ЗОНА)
ОКСУЛЕДЯНАЯБИФМ
ПОЛТЗОНАСВМЯ
Правильно. А по- другому как называют ледяную зону? (Арктика)
- Тема эта для нас новая? (нет)
- Сейчас проведём работу по вариантам и вспомним, что же мы знаем об Арктике.
- Перед вами слова по теме «Ледяная зона». Проведём работу по вариантам.
1 вариант выписывает слова на тему Неживая природа Арктики.
2 вариант на тему – Растения Арктики.
3 вариант на тему – Животные Арктики.
Работа по вариантам.
Взаимопроверка.
- А теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга по образцу на слайде. Если ответ правильный – ставим знак +, если не правильный, то -.
3. Постановка целей и задач урока.
Все ли слова вы выбрали? Какие остались? (полярник, ледокол, заповедник)
- Эти слова относятся к теме Арктика? (да)
- Объясните.
- Кто- нибудь из вас сможет подробно рассказать чем занимаются полярники в Арктике? (нет) Почему? (мы это не изучали)
-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.( Что делает человек в Арктике?)
- А слово заповедник вам о чём говорит? (что нужно охранять природу)
Вывод:
- Подумайте, где мы сможем найти информацию о деятельности людей в Арктике и об охране её природы? ( в учебнике)
4. Открытие нового знания.
- Открывайте учебники, кто догадался на каких страницах эта информация находится? (с. 71, 72, 73)
-Прочитайте заголовок на с. 71. Это сообщение подготовила Таня Перова. Насколько частей вы смогли бы разделить её сообщение? Предложите. (на три – с.71, с.72, с.73).
- Каждый вариант ознакомится со своей частью текста, а потом то что мы узнали попробуем объединить в таблице.
Читают: 1 вариант – 71, 2 вариант – с. 72, 3 вариант- с.73.
5. Физкультминутка.
- Назовите зверя, которого видите на фотографии. (белый медведь) Белый медведь является своеобразным символом Арктики.
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Веселее улыбнись.
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись!
- Вот таблица. В ней три столбика, подумайте, как их озаглавим?
Чем занимаются люди в Арктике? |
К каким экологическим проблемам может это привести? |
Решение проблемы |
- Давайте заполним 1 столбик. Что вы узнали из сообщения?
- Давайте заполним 2 столбик. О каких экологических проблемах сообщает Таня?
- Вы нашли в учебнике сведения для заполнения 3 столбика?
6. Включение нового знания в систему знаний.
- О решении какой проблемы не сказано в сообщении Тани? ( загрязнения воды)
- А этот проблема? Давайте найдём её описание в учебнике и прочитаем. ( читают)
- Как вы поняли значение слова планктон? ( оно есть в словаре, можно прочитать)
И так в состав планктона входят водоросли и рачки, которые ими питаются.
- Что ещё говорится о планктоне? ( это звено в цепи питания)
- Давайте составим цепь питания характерную для Арктики. (можно вернуться к слайду )
( Зачитывают свои цепи питания)
Например: водоросли – рачки – рыбы – тюлени – белый медведь.
- К чему приводит загрязнение воды?
- Как надо человеку себя вести, чтобы не загрязнять воду?
- Как попадают в воду нефтепродукты? Что надо делать, чтобы этого не происходило?
( не бросать мусор в воду, не выливать нефтепродукты, следить за исправностью судов, машин, быть ответственным за свои поступки, беречь природу) Вписывают в таблицу.
- Давайте рассмотрим, что будет, если пострадают другие звенья этой цепи питания.( в зависимости от времени)
- Ребята, таблицу мы заполнили, как экологические проблемы решать, какие правила соблюдать написали. Только ли для полярников эти правила, как вы считаете? А для нас они подойдут? Давайте попробуем составить правила для нас, каждый себе, как надо и как не надо вести себя в природе.( составляют)
Вывод:
не оставляй мусор на природе и не бросай его на улицах;
не ломай ветви, не выдирай кустарники, не повреждай кору;
не сливай грязную воду, бензин в водоемы, не бросай туда мусор;
не разжигай костер, он может стать причиной пожара;
неси ответственность и береги природу. Пойми, что нанося ей вред, ты наносишь вред самому себе....
7. Рефлексия.
-Вспомним, на какие вопросы мы планировали с вами ответить?
- Удалось ли нам это сделать? ( ДА, таблица как пример)
- Полученные на сегодняшнем уроке знания пригодятся вам в жизни?
Читают стих.
Б. ЗАХОДЕР. « ВСЕ-ВСЕ, ВСЕ НА СВЕТЕ, НА СВЕТЕ НУЖНЫ!»
Все-все, все на свете, на свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников -злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд
- Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
И если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется...
Все-все, все на свете на свете нужны,
И это все дети запомнить должны!
8. Домашнее задание:
1.Подготовить ответы на вопросы 1 – 7 на с.73 учебника.
2.Подготовить сообщение об одном из заповедников ледяной зоны. ( по желанию)