12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фокина Лидия Петровна39680
Россия, Новосибирская обл., ст. Евсино
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема: Зона Арктических пустынь

Место урока в теме: Изучение нового материала

Цель: формирование у учащихся представления о природной зоне Арктических пустынь.

Задачи:

Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием.

Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира Арктики; схема-таблица ЗХУ.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой (1 мин)

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из нас.

Чтоб отвечать, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верю, что каждого ждёт свой успех,

Душою болею за вас за всех.

II. Проверка домашнего задания (5 - 7 мин)

1. Игра «Я знаю географические объекты»

Учитель называет горы, моря, реки, озера России. Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдет данный географический объект.

2. Игра «Найди лишний географический объект». Объясни почему.

а) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

б) Дон, Марс, Енисей, Днепр;

в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;

г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.

д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

Индивидуальные задания для учащихся (на карточках)

1. Какие моря, к какому океану относятся? (Соедини стрелками.)

Моря Океаны

Японское море

Балтийское море

море Лаптевых Северный Ледовитый

Чукотское море

Беренгово море Тихий

Карское море

Баренцево море Атлантический

Восточно-Сибирское море

Чёрное море

Охотское море

О т в е т:

Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно-Сибирское моря.

Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.

Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.

2. Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.

Самая длинная река России – это … (Обь). Река, впадающая в Каспийское море, – это … (Волга). Самое большое по площади озеро России – это … (Каспийское). В список Всемирного наследия внесено озеро … (Байкал).

III. Работа над новой темой (20-25 мин)

Стадия «Вызов»

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие по природным зонам. Как вы думаете, что такое природные зоны?

Учащиеся: Это участок. Могут не ответить на данный вопрос

Учитель: Как вы думаете, какие знания мы приобретём, изучая данную тему?

Учащиеся: Мы узнаем, где они находятся, чем они похожи и чем различаются.

Учитель: Рассмотрите карту природных зон. Как вы думаете, почему она так называется?

Учащиеся: На карте показаны природные зоны.

Учитель: Назовите природные зоны, обозначенные на карте.

Учащиеся: Арктические пустыни, тундра …

Учитель: Ребята, как изменяются природные зоны?

Учащиеся: Природные зоны изменяются с севера на юг.

Учитель: Сегодня мы отправимся к просторам Северного Ледовитого океана, к его островам. Как будет звучать тема нашего урока?

Учащиеся: Зона Арктических пустынь

Приём «Таблица - ЗХУ»

Учитель: Ребята, подумайте и запишите всё, что вы знаете или думаете, что знаете по данной теме (У каждого на столе лежит таблица ЗХУ).

Заполняется первая часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, по данной теме. Работа выполняется сначала индивидуально, затем в паре, в группе. Затем каждая группа выступает со своими предположениями, учитель записывает их в таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Всегда холодно.

Много снега и льда.

Не растут растения.

   

Учитель: А теперь подумайте и запишите, чтобы вы хотели узнать, изучая данную тему.

Заполняется вторая часть таблицы «Хочу узнать», учащиеся составляют список того, что они хотят узнать, изучая данную тему. Работа выполняется сначала индивидуально, затем в паре, в группе. Затем каждая группа выступает со своими предположениями, учитель записывает их в таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Всегда холодно.

Много снега и льда.

Не растут растения.

Почему здесь всегда холодно?

Чем питаются животные, если здесь не растут растения?

Чем занимаются здесь люди?

 

Стадия «Осмысления»

Учитель: Чтобы нам ответить на все вопросы, которые вы перед собой поставили, нам нужно собраться в экспедицию. Вы сказали, что здесь всегда холодно, тогда какую одежду мы выберем для членов экспедиции?

Учащиеся: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки …

Учитель: Для того, чтобы нам найти ответы на все вопросы, я предлагаю вам разделиться на три группы: «Географы» - выяснят, почему здесь так холодно; «Ботаники» - выяснят, действительно ли здесь не растут растения; «Зоологи» - выяснят, какие здесь обитают животные и чем они питаются.

Дети работают в группах, а затем выступают.

Раздаточный материал для географов: картины «Северное сияние», «Ледяная пустыня», учебник с. 78, 79. Карточка - помогайка.

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:

Учащиеся (показывают на карте). Северный Ледовитый океан, острова: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.

Северный Ледовитый океан скован толстым крепким льдом. В белых льдах кое-где видны трещины – разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг многометровые снежные сугробы. Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом – полгода день, зимой – полгода ночь. Температура понижается до –60°…

Учащиеся зачитывают текст карточки – помогайки вслух.

Арктика – это огромное пространство … (Северного Ледовитого океана), с … (морями) и … (островами). Солнце направляет на это пространство …(косые) лучи. Оно … (светит), но не греет. Зимой в Арктике … (полярная ночь). Дуют … (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до … (–60) градусов. Летом в Арктике … (полярный день), но … (тепла) тоже нет. Это зависит от географического … (положения) арктической зоны.

Раздаточный материал для ботаников: учебник с. 79, 80, 81.

Карточка - помогайка.

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Водоросли, лишайники, полярный мак.

Учитель показывает изображения растений Арктики: мхи, полярный мак, лишайники, водоросли (так как изначально дети предположили, что растения здесь не растут).

Учащиеся зачитывают текст карточки – помогайки вслух.

На островах прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники), они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество … (водорослей).

Раздаточный материал для зоологов: карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), учебник с. 79-82. Карточка - помогайка.

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:

Больше всего таких птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.

Учащиеся зачитывают текст карточки – помогайки вслух.

Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими – … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и … (гагарки), здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики).

Все звери – прекрасные – … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).

Учитель: В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии).

Физкультминутка

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льется свет.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Отгадывают загадку: северное сияние.

Учитель: Ребята, на какой вопрос мы с вами ещё не ответили?

Учащиеся: Чем занимаются здесь люди?

Учитель: Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью.

О том, как люди осваивают Арктику, прочитайте текст на с. 83–84 учебника.

Чем же занимаются люди в данной природной зоне?

Учащиеся: Ставят научные станции, занимаются рыбным промыслом и охотой …

Учитель. Но здесь есть заповедник «Остров Врангеля», о нём нам расскажет подготовленный ученик.

Учащийся: Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. «Прирожденные кочевники» полярных льдов выводят здесь свое потомство, и не только они. Белые медведи также облюбовали остров для рождения детёнышей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

VI. Итог урока. Стадия «Рефлексия» (7-10 мин)

Учитель: Теперь я предлагаю вам вновь вернуться к нашей таблице и заполнить третий столбик «Узнал».

Заполняется третья часть таблицы «Узнал», учащиеся составляют список того, что они узнали, изучая данную тему. Работа выполняется сначала индивидуально, затем в паре, в группе. Затем каждая группа выступает со своими предположениями, учитель записывает их в таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Всегда холодно.

Много снега и льда.

Не растут растения.

Почему здесь всегда холодно?

Чем питаются животные, если здесь не растут растения?

Чем занимаются здесь люди?

Растения есть, и они очень хорошо приспособились к данным условиям.

Животные в основном питаются рыбой.

Люди занимаются рыбным промыслом и охотой.

Учитель: Ребята, вспомните, какой вопрос вам был задан вначале урока?

Учащиеся: Что такое природные зоны, где они находятся, чем похожи и чем отличаются?

Учитель: Посмотрите на карту и скажите, какая зона идёт после зоны Арктических пустынь.

Учащиеся: Тундра.

VII. Домашнее задание (1-2 мин)

Приём «Эссе»

Учитель: Как вы думаете, чем будет отличаться природная зона Тундры от зоны Арктических пустынь? Об этом вы должны будете написать дома.

Дети в письменной форме выражают свои мысли и опыт по данной теме.

Информационные источники

Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. М.: ВАКО, 2006

5

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Трефилова Раиса Поликарповна, 04.08.18 в 19:14 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, отличный урок, Лидия Петровна!
Фокина Лидия Петровна, 04.08.18 в 19:26 2Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна! Приятно получить от Вас оценку моего труда.
Горбачёва Марина Юрьевна, 05.08.18 в 07:10 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за грамотную и полезную работу!
Фокина Лидия Петровна, 05.08.18 в 07:45 2Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв. С благодарностью, Лидия Петровна.
Горбачёва Марина Юрьевна, 09.08.18 в 18:37 1Ответить Пожаловаться
Вам спасибо за постоянную помощь!
Любовь Витальевна, 28.07.19 в 22:37 1Ответить Пожаловаться
Хорошая работа!
Фокина Лидия Петровна, 29.07.19 в 07:23 1Ответить Пожаловаться
Любовь Витальевна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв. С благодарностью, Лидия Петровна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.