Конспект урока для 6 класса по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
Класс: 6
Тема: «Правописание чередующихся гласных в корне слова».
Цели урока:
1. Обучающие:
- познакомить учащихся с чередованием гласных в корне слова;
- В ходе анализа языкового материала сформировать орфографические умения в определении способа выбора написания гласных в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
2. Развивающие:
- формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению;
3. Воспитательные:
- Формирование внимательного отношения к слову; внимательности, интереса к предмету.
- Формирование развития языкового чутья.
Образовательные результаты
1.Предметные УУД: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием А-О, сформированное умение писать слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
2.Метапредметные УУД: формирование навыков работы с таблицей, составления рассказа.
-Регулятивные: понимание учебной задачи урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определение цели учебного задания, обнаружение и исправление ошибки, оценивать свои достижения и достижения одноклассников.
-Познавательные: нахождение в тексте изученной орфограммы, нахождение признака, определяющего условия написания гласных а/о в словах.
-Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции, умение строить понятные высказывания, развитие навыка ведения учебного диалога;
3.Личностные УУД: понимание необходимости изучения темы «Правописание чередующихся гласных в корне слова» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
Вид урока: комбинированный урок (мультимедиа-урок, урок-беседа).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, эвристический, частично-поисковый, творческий.
Приемы: использование наглядности (просмотр мультфильма), эвристическая беседа, метод наблюдения за языковым и речевым материалом, вопросы поискового характера, работа с текстом (Имя прилагательное), методический приём «Круг радости», карточка выхода (приём «Лесенка успеха»).
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока: Мультимедийный проектор, экран, м/ф «Барбоскины: Опять двойка», раздаточный материал (таблица «От чего зависит написание гласной?»), школьная доска.
Ход урока
Мотивационно-ориентировочный этап.
Вступительное слово учителя (приветствие учителя отсутствует)
(просмотр мультфильма как организационный момент)
Просмотр м/ф «Барбоскины: Опять двойка». Обсуждение.
2.Беседа
Обратите внимание на слово «информация». Вам знакомо значение этого слова?
Какие ассоциации рождаются со словом «информация»?
Кто еще может стать источником информации?
С какой целью вы ходите в школу?
Каков объем информации, которую вы получаете в течение дня?
Проверим? Я постараюсь задавать вам простые вопросы.
Всегда ли информация, которую вы получаете, становится знанием?
Что необходимо делать, чтобы информация помогала знаниям?
Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика.
Томас Фуллер, англ. историк, литератор
2. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
(Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, исходя из записанных на доске слов)
Само слово несет определенную информацию.
Обратите внимание на запись слов на доске: правописание – корень – гласные –чередование.
Сформулируйте тему урока.
Правописание чередующихся гласных в корне.
Оформление записи в тетрадях.
Слово учителя:
При изучении темы вы можете выбрать для себя цель сегодняшнего урока:
Получить интересную информацию
Поговорить об интересном
Заработать хорошую оценку
Научиться правильно писать слова
Проверить свои знания
Повторить правописание слов
Научиться писать однокоренные слова с чередующимися гласными в корне
Узнать, в каких словах встречаются чередующиеся гласные
Показать свои знания по данной теме
Озвучивание нескольких ответов.
Сегодня мы будем общаться в режиме диалога, поэтому при ответе можете не вставать.
Операционально-деятельностный этап.
Выполнение упражнения по распределению слов на группы
Исключите лишнее слово и объясните причину исключения: дорога, дорожный, дороженька, дорожить, железнодорожный.
Определите морфемный состав однокоренных слов.
Распределите слова на группы
П..тёрка, х..рург, п..левой, пол..жительный, пч..линый, р..стение, н..беса, с..бака, прик..снуться, пр..рода, заг..релый, пол..гать, д..кумент, т..жёлый, с..мья, ч..мпион.
2)Эвристическая беседа
Обратимся к третьему столбику.
В чем заключается проблема правописания однокоренных слов? (они по-разному пишутся)
Подберите пары слов с чередующимися гласными (положительный – полагать, растение – выросли, загорелый – загар, прикоснуться – прикасаться, полагать - положить)
Найдите признак, определяющий условия написания гласных а/о в словах.
согласные Г и Ж;
наличие/отсутствие суффикса -А- после корня;
наличие/отсутствие ударного слога ГА;
От чего зависит написание гласной?
3) Объяснение материала (написание гласных а/о в корнях слов) и составление алгоритма
Работа по алгоритму (по таблице)
От чего зависит написание гласной? | |||||
От ударения | От согласной | От суффикса | |||
Падает ударение | Есть ст, щ! | Есть суффикс А | |||
да | нет | да | нет | да | нет |
-гар- | -гор- | -раст- -ращ- | -рос- | -лаг- -кас- | -лож- -кос- |
Исключение: выгарки, зоревать | Исключения: Ростислав, вырост, росток, отрасль, Ростов-на-Дону, ростовщик | Исключение: полог |
4)Совместная формулировка правила
Сформулируйте правило.
В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишутся перед Г — А, перед Ж — О.
В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А;
О, если этого суффикса нет.
В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется перед ударным ГА гласный А; если нет ударного ГА, пишем О.
5) Проверка первичного восприятия (Усвоение теоретического материала)
(выполнение ряда упражнений на орфограмму –лаг-,-лож- и –рос-, -раст-)
1)Напишите слова, обозначая изученные орфограммы
предл..гать изл..жение
разл..жить выр..сли
прик..снулась к..сательная
приг..рел заг..рать
разг..релся сл..гаемое
предл..жение прик..сается
выр..стил соприк..сновение
2)Вставьте пропущенные гласные в слова с корнем – рос – раст – ращ – .
Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.
Выберите орфограмму: А или О.
Г..релка, г..рение, заг..р, приг..рел, уг..р, заг..релый, выг..рки, разг..рается.
6)Закрепление материала и формирование умения
1.Работа с текстом
Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
Имя прилагательное — это часть речи, которая в предложении выступает в роли определения. Когда учитель предлагает написать изложение, мы знаем, что оно будет красивым, если мы будем использовать прилагательные. Обычно прилагательное располагается перед именем существительным, словно приложено к нему. В предложении определение подчёркивается волнистой линией.
Я предполагаю, что не буду делать ошибки в прилагательных, а мама полагает, что я переоцениваю свои силы.
2.Творческое задание с элементами изученной орфограммы.
Составьте небольшой рассказ, используя слова: предполагать, прикасаться, загореться, растение, расположиться, выросли, прикоснуться.
III.Рефлексивно-оценочный этап.
1.Подведение итогов урока.
Достигли ли вы поставленной в начале урока цели?
(применение методического приёма «Круг радости»)
Круг радости «Хочу сказать «Спасибо»
Заполнение карточки выхода.
Оценивание работы учащихся на уроке.
IV.Информирование о домашнем задании:
Задание на дом: Составить 7 предложений, включив в них слова с чередующейся гласной.