Практико-ориентированный проект по русскому языку в 5 классе «Кто командует корнями» (правописание чередующихся гласных в корне слова)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18
им. братьев Могилевцевых г. Брянска »
ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
Альбом правил «Кто командует корнями?»
(правописание чередующихся гласных в корне слова)
Русский язык
Выполнили: ученики 5б класса
Болдырев Кирилл,
Будачева Оксана,
Чичков Дмитрий
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Воробьева Е.С.
Брянск, 2017 г.
Содержание
Содержание .............................................................................................................2
Введение...................................................................................................................3
1. Паспорт проектной работы
1.1. Аннотация к проекту..............................................................................4
1.2. Цель проекта...........................................................................................4
1.3. Целевая аудитория.................................................................................4
1.4. Задачи проекта........................................................................................5
1.5. Этапы и методы работы над проектом.................................................5
1.6. Необходимое оборудование и смета проекта......................................7
2.Описание проектной работы
2.1.Подготовительный этап
I. Выбор темы проекта............................................................................................8
II. Целеполагание.....................................................................................................8
III. Планирование работы.......................................................................................8
IV. Поиск и изучение найденной информации.....................................................9
2.2. Практический этап
I. Разработка требований к проекту....................................................................10
II. Выдвижение идей.............................................................................................10
III. Проработка выбранной идеи..........................................................................11
IV. Создание учебного пособия - альбома правил «Кто командует корнями?»...............................................................................................................11
3.Выводы и самоанализ работы над проектом..............................................12
4.Список источников информации..................................................................15
5.Приложения.......................................................................................................16
Введение
«У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей вырАстить. А ещё надо добрую песню слОжить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слАгал песню или рАстил ребенка, – ко всему нужно прилОжить усилия, всему отдать свою душу».
(Расул Гамзатов)
В этом замечательном высказывании мы можем наблюдать разное написание гласных букв в однокоренных словах. Такое явление в русском языке называется "чередующиеся гласные в корне".
1. Паспорт проектной работы
1.1. Аннотация к проекту
Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Наиболее распространенной ошибкой у учащихся 5 класса является - написание чередующихся гласных в корне. Правописание таких гласных только на первый взгляд кажется элементарной темой. На самом деле здесь есть множество своих нюансов, без знания которых писать грамотно практически невозможно.
Актуальность нашего проекта обоснована тем, что 20 - 40% учеников допускают ошибки в правописании чередующихся гласных корня. Почему это происходит? У современных школьников навык грамотного письма не вырабатывается. Они не умеют применять приобретённые знания и умения в реальных жизненных ситуациях, мало работают со справочной литературой .
Личностная значимость. Что нужно сделать, чтобы каждый современный школьник правильно писал слова с изученными орфограммами, владел словом, понимал слово, практически осмысливал закономерности языка, которые помогут понять и полюбить язык своей родной страны, развивать орфографическую зоркость? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в своём исследовании.
1.2. Цель проекта
Цель проекта: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов, освоить конкретные знания на уровне их практического применения.
1.3. Целевая аудитория.
Заказчиком проекта является учитель русского языка. Результаты проекта могут быть использованы как наглядное пособие на уроках русского языка при изучении данной темы, а также как раздаточный материал слабоуспевающим ученикам.
1.4. Задачи проекта.
Изучить информацию о правописании чередующихся гласных в корнях слова.
Провести анализ и систематизацию собранной информации.
Создать альбом правил «Кто командует корнями?»
Сформулировать предложения для использования проекта в образовательном процессе.
1. 5. Этапы и методы работы над проектом.
Этап |
Основные задачи, решаемые на этапе |
Метод |
Содержание работы и деятельности |
Предполагаемый результат |
С р о к и |
Подготовительный |
Проблема Цель Анкетирование Задачи План Сбор информации |
сравнение, анализ, обобщение, аналогия, классификация, счет |
1.Определение вида и темы проекта 2.Формулирование цели и задач 3.Планирование 4. Анализ собранной информации |
Тема Цель Задачи План Собранный материал и его анализ |
1-3 марта |
Практический |
Составление плана работы над проектом Создание продукта проекта, разделение обязанностей |
сравнение, обобщение, моделирования, аналогия |
1.Разработка требований к проекту 2. а) Проработка идей б) Анализ необходимых ресурсов в) Выполнение проекта г) Оформление |
Идеи Требования к проекту Необходимое оборудование и программы |
6-13 марта |
Рефлексия |
Самооценка |
сравнение, анализ, обобщение, классификация |
1. Определение объёма выполненных работ достижений трудностей в работе и что осталось невыполненным 2. Взять рецензию учителя |
Отчёт о проделанной работе Проектная папка |
14-16 марта |
Защита проекта |
Презентация проекта |
классификация, системный метод |
1. Составить сценарий защиты проекта 2. Пробная защита проекта |
Защита проекта на уроке Участие в школьном конкурсе проектов Участие в конкурсах |
17 марта |
1.6. Необходимое оборудование и смета.
№ п/п |
Ресурсы и оборудование |
Стоимость |
1. |
Листы А4 |
В наличии |
2. |
Папка с файлами |
50 руб. |
3. |
Фломастеры |
170 руб. |
2.Описание проектной работы
2.1. Подготовительный этап
I. Выбор темы проекта
Цель: На уроках русского языка мы изучали тему "Чередующиеся гласные в корне слова", нас заинтересовали различные случаи написания этих гласных, и поэтому мы решили выполнить практико - ориентированный проект по данной теме.
Выход: Разрабатываем тему проекта, разделяем обязанности каждого участника.
II. Целеполагание
Цель: Сформулировать цель, задачи работы и целевую аудиторию. «Проект должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, а именно возможность безошибочно писать слова с изученными орфограммами. Этим воплощением является проектный продукт».
Выход: Сформулировали цель, задачи и определили, для кого будет полезен наш проект (см. паспорт проекта).
III. Планирование работы
Цель: Разработать план. «Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги….».
Выход: План работы над проектом
№ |
Форма работы |
Сроки |
1 |
Выбор темы (на уроке) |
1 марта |
2 |
Целеполагание |
1 марта |
3 |
Составление плана работы (на уроке) |
1 марта |
4 |
Изучение дополнительной литературы и Internet по теме (дома) |
2 марта |
5 |
Анализ собранной информации |
3 марта |
6 |
Выдвижение идей |
3 марта |
7 |
Разработка требований к проекту |
4 марта |
8 |
Проработка выбранной идеи |
4 марта |
9 |
Анализ необходимых ресурсов (на уроке и дома) |
6 марта |
10 |
Оформление текстового варианта проектной работы (введение, цели, задачи, план работы) (дома) |
6 марта |
11 |
Изучение правил решения и создания ребусов |
7 марта |
12 |
Печатание теоретических сведений (дома и в школе) |
7 марта |
13 |
Консультация (после уроков) |
7 марта |
14 |
Создание закладок (дома и в школе) |
9 марта |
15 |
Составление альбома правил |
10 марта |
16 |
Оформление текстового варианта проектной работы (описание проектной работы) (дома) |
12 марта |
17 |
Консультация (после уроков) |
13 марта |
18 |
Определение объёма выполненных работ, достижений, трудностей в работе, что осталось невыполненным, перспективы практического применения продукта |
14 марта |
19 |
Оформление текстового варианта проектной работы (отчёт о проделанной работе, самооценка, список литературы) (дома) |
14 марта |
20 |
Подготовка к защите проекта (дома и в школе) |
14 марта |
21 |
Сдать проект на проверку |
15 марта |
22 |
Взять рецензию учителя (после уроков) |
15 марта |
23 |
Консультация (после уроков) |
16 марта |
24 |
Защита проекта (на уроке, участие в конкурсах разного уровня) |
17 марта |
IV. Поиск и изучение найденной информации.
Цель: найти достаточное количество научной информации, выбрать наиболее понятную, интересную и полезную для выполнения проекта.
Выход: Работа со словарями, теоретическими справочниками, учебниками, пособиями, интернет - ресурсами.
2.2. Практический этап
I. Разработка требований к проекту
Цель: Перечислить критерии, которым должен соответствовать продукт проекта.
Выход:
1. Возможность изучения и повторения темы "Чередующиеся гласные в корне".
2. Достоверность и научность.
3. Полезность работы для себя, для учителя и других учеников.
4. Минимальные энергозатраты.
5. Минимальные материальные затраты.
5. Удобство применения.
II. Выдвижение идей
Цель: рассмотреть несколько вариантов и выбрать один наиболее значимый для себя.
Идея №1. Создать видеоролик.
Идея №2. Создать учебное пособие - альбом правил (в виде закладок) «Кто командует корнями?»
Идея №3. Создать выставку плакатов «Кто командует корнями?»
Результат:
1 идея: Главный минус данной идеи - большие временные затраты, отсутствие навыков монтажа видеороликов. Но, большой плюс в том, что обучающий видеоролик может просмотреть большое количество людей, его легко распространить. 2 идея: Минусы: данное пособие в единственном экземпляре. Плюс: наглядность, способствующая быстрому запоминанию правильного написания чередующихся гласных. 3 идея: Плюсом также является наглядность. Минус: большой формат и объем работы.
Выход: После обдумывания мы решили остановить свой выбор на идее № 2.
III. Проработка выбранной идеи
Цель: Чёткое понимание над чем работать. Составить «Звёздочки обдумывания».
Выход: в виде схем (Приложение № 1).
IV. Создание учебного пособия - альбома правил «Кто командует корнями?»
Цель: Получить готовый продукт
План работы.
1. Подобрать правила, которые будут оформлены в виде учебного пособия.
2. Продумать, в каком стиле будет выполнен продукт проекта.
3. Проверить отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
4. Подготовить закладки, оформить продукт проекта в учебное пособие.
Выход: (Приложение № 2)
Продукт проекта можно использовать:
- на уроках при изучении темы "Чередующиеся гласные в корне слова"
- в виде наглядного пособия для слабоуспевающих учеников
3. Выводы и самоанализ работы над проектом
1) Почему мы начали работу над проектом?
Мы начали работу над проектом, так как заметили трудности, которые испытывают наши одноклассники при изучении данной темы.
2) Для чего мы работали над проектом?
Главная цель нашей работы - помочь одноклассникам разобраться в данной теме и больше не испытывать трудности при написании "Чередующихся гласных в корне".
3) Какой продукт мы хотели получить?
Пособие, которое помогло бы нашим одноклассникам запомнить написание "Чередующихся гласных в корне"
4) Как мы работали над проектом:
Сроки изменены или нет |
Что делала |
Вопрос затруднение |
Консультант Помощь |
нет |
Выбрали вид проекта, тему. |
Анализ наиболее актуальных |
- |
нет |
Сформулировали цель и задачи. |
Формулирование |
|
нет |
Составили план работы. |
Анализ этапов работы |
|
нет |
Изучили дополнительную литературу и Internet по теме. |
Много информации по теме. Есть ли ошибки в представляемых материалах |
|
нет |
Определились с идеей |
Из 3-х выбрать одну. |
|
нет |
Разработали требования к проекту |
Краткое и четкое формулирование «Звездочки обдумывания» |
|
нет |
Проработали выбранную идею |
||
нет |
Оформляли текстовый вариант работы (введение, цели, задачи, план работы) |
||
нет |
Проанализировали необходимые ресурсы |
||
да |
Смотрели презентации, изучали дополнительную литературу |
||
да |
Создание презентации |
||
нет |
Оформляли текстовый вариант работы (описание проектной работы) |
учитель |
|
нет |
Определили объём выполненных работ, какие были трудности в работе и что осталось невыполненным |
«Шаблон» |
|
нет |
Оформляли текстовый вариант работы (отчёт о проделанной работе, самооценка, список литературы) |
Самооценка |
«Шаблон» |
нет |
Готовились к защите проекта |
О чем говорить Краткость изложения |
Памятка для выступающего при защите проекта учитель |
нет |
Взяли рецензию у руководителя |
- |
- |
нет |
Провели консультации с руководителем |
Репетиция защиты Уменьшить время |
|
нет |
Защитили проект |
5) Какой продукт мы получили в результате работы над проектом?
В ходе работы над проектом мы получили учебное пособие - альбом правил «Кто командует корнями?»
6) Предложения для использования пособия в образовательном процессе.
Продукт проекта можно использовать: на уроках при изучении темы "Чередующиеся гласные в корне слова", в виде наглядного пособия для слабоуспевающих учеников.
7) Что нового мы узнали, чему научились?
Мы узнали, что существует такой интересный вид ученической деятельности, как проект. Приступая к работе над ним и в ходе его создания мы научились самостоятельно отбирать нужный материал, анализировать и систематизировать его. А самое главное - это творческий подход. У каждого из нас была возможность проявить свои творческие качества.
8) Наши впечатления от работы над проектом.
Нам очень понравился такой вид деятельности, мы и в дальнейшем будем продолжать выполнять различные проекты по разным школьным предметам.
4. Список источников информации
1. Ступницкая М.А. Что такое проект? / М.А. Ступницкая.-М.: Первое сентября, 2010.- 44с.
2. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.: ЧеРо, 1999. - 365с.
3. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын]. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 127с.
5. Приложения