12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яушева Ирина Алексеевна20
4

Конспект урока «Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский…»


МБОУ « Школа №46»





Разработка урока по теме:

«Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский…»

(для обучающихся 8 классов)

Автор: Яушева Ирина Алексеевна

Место работы: МБОУ «Школа №46»

г.Нижний Новгород



Должность: учитель русского языка и литературы.

2020











Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Область применения методического материала

3. Планируемые результаты мероприятия

4 .План-конспект мероприятия

5. Литература.



Пояснительная записка.

На изучение темы « Житие Александра Невского» в программе под ред. В.Я.Коровиной отводится всего 1 час. За урок нужно не просто прочитать текст, но проанализировать образ Александра Невского. Определить значимость данной личности в истории нашего государства. Как правило, восьмиклассники с небольшим интересом изучают древнерусскую литература, им она кажется «далекой», не актуальной. Данная разработка учитывает эти факты, потому включает в себя работу :сравнительный анализ двух текстов: «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» и текст-выступление о князе (проект «Имя России») Митрополита Кирилла, которого часто могут увидеть на экранах своих телевизоров, тем самым определить актуальность данной темы. Кроме того, данный урок потребует поиск информации в Интернете прямо на уроке( любимое занятие современных школьников), рассмотрены в разработке факты краеведческого характера, что способствует развитию чувства гордости за свою малую родину.

Область применения методического материала



Конспект урока ««Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский…»

» можно применять в различных вариантах.

Среди них, можно выделить: уроки истории, литературы, классные часы, внеурочные мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы и другие.



Планируемые результаты

Предметные

- Знать содержание прочитанного текста, уметь анализировать тексты разных жанров, стилей , уметь сравнивать разные точки зрения, расширить и закрепить знания о жизни и деятельности Александром Невским - яркой исторической личности.


Метапредметные

- ставить учебные цели и задачи; планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей; оценивать правильность выполнения учебных и иных задач; уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения; получать информацию в результате смыслового прочтения текста; работать в группе по решению общих учебных задач;

Личностные

-воспитание патриотизма, на примере жизни Александра Невского формировать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма, уважения к историческому прошлому и настоящем.

Оборудование. интерактивная доска, компьютер(выход в Интернет), проектор.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1 Организационный момент.

Приветствие учащихся.


Учащиеся приветствуют учителя, показывая свою готовность к уроку.

Личностные

2. Мотивация учебной деятельности.
































Постановка цели и задачи урока-исследования.








Работа с новым материалом.
























Работа с текстом
































































































































































































Рефлексия.









































Домашнее задание.



Ребята, вам было … лет и ,вряд ли помнили это событие, но …..В 2008 году в нашей стране проходил масштабный проект «Имя России» в течение нескольких месяцев выбирали имя нашей страны. И как вы думаете, кто стал победителем?



Кто еще был претендентом на то, чтобы стать именем нашей страны?









Ребята, посмотрите, какие достойные имена нашей истории мы видим, но возникает вопрос , почему именно Александру Невскому отдано столько голосов?





И почему тема урока звучит именно так сегодня?

Готов ли кто ответить на вопрос?



Тогда давайте попробуем определить цель нашего урока?









Сегодня будем работать с двумя основными текстами, которые должны нам помочь в решении поставленных задач.

Как вы думаете какие?



Верно, а еще запись выступления Митрополита Кирилла в том самом проекте, который стартовал в 2008 году.


(речь Митрополита Кирилла прилагается конспекту и выдается ученикам )


Обратимся к заголовку? Чем он интересен?




В чем благородство и величие проявлялось? Как сказал однажды А. П. Чехов : «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Именно таким и был великий князь Александр Невский.

Найдем в наших текстах доказательство тому, что он был действительно прекрасен. Одна группа работает с текстом в учебнике, другая - со статьей Митрополита Кирилла.






Что мы знаем о данных исторических личностях?



































































Какой прием используется для раскрытия образа Александра? О чем свидетельствует тот факт, что автор жития сравнивает Александра с этими выдающимися людьми?




Как о Александре Невском говорит Митрополит Кирилл?








Итак, перед нами красивый, смелый, умный юноша, на плечи которого легли испытания. Найдем в текстах, где говорится о том, в какое непростое время княжил Александр, какие важные исторические проблемы пришлось ему решить.



















Какие бы трудности не возникали на пути князя, он всегда с горячей молитвой обращался к Богу. Найдите в тексте примеры.







На ваш взгляд, ребята, кто же помогает Александру Невскому одерживать победы?



Как говорит об этом Митрополит Кирилл?












Еще интересный факт, о котором говорит Митрополит Кирилл:

«Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства».

Еще один самый важный факт в жизни Невского: перед смертью он принимает

высший монашеский постриг – схиму с именем Алексий, что с греческого языка также переводится как «защитник». 




А знаете ли вы, как Александр Невский связан с нашей Нижегородской областью?



Найдите подтверждение этой мысли в учебнике на странице 26.







А как сами городчане чтут память о Александре Невском?

Захотелось ли вам , ребята, отправится в ближайшие каникулы в этот город и своими глазами увидеть те места, с которыми связан великий князь.







Вернемся к теме нашего урока-исследования, название взято из статьи Митрополита Кирилла.




Почему мы , живущие в 21 веке, нуждаемся в том ,что творил Александр Невский?














Мы с вами проанализировали материал, привели множество фактов , что не просто так гордое имя России носит именно Александр Невский.


Составьте синквейн, где отразятся важные черты Александра Невского.










Проверка работ , выставление отметок за синквейн, работу на уроке.









1.Подготовить сообщение (на выбор)

Александр Невский в музыке; в живописи; архитектуре; кино; в художественной литературе.

2 Написать сочинение-рассуждение (на выбор)

« Чем близок мне Александр Невский».

«Есть ли в наше время герои, похожие на Александра Невского»



Всем спасибо за работу!


Предположение учеников:

- Ю.А.Гагарин,

-В.Г. Сталин,

-А.С. Пушкин,

-В.В. Путин

и другие


(один ученик отправляется искать ответ в Интернете http://www.nameofrussia.ru


, пока остальные высказывают свои предположения)


Находит ответ

имя Александр Невский, представлял тогда это имя Митрополит Кирилл.


Столыпин П.А., Сталин И.В., Пушкин А.С., Петр I., Суворов А.В., Ленин В.И., Менделеев Д.И., Достоевский Ф.М., Иван Грозный., Екатерина II великая? Николай II.(имена расположены по количеству набранных голосов)


(наблюдаются затруднения в ответах у учащихся)





Учащиеся сами определяют цель урока. Выяснить, чем личность Александра Невского так важна и значительна для нашей страны, почему дела и взгляды князя не потеряли актуальности и в 21 веке.









Ответы учеников:


«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».









Ответы учеников:

Уже в самом названии дается характеристика князю - «Благородный», «Храбрый(о храбрости)», «Великий».



Прекрасен внешне и внутренне.



Учащиеся добавляют к данной цитате « и поступки»



«Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо ИОСИФА, которого поставил египетский царь вторым царем в Египте. Сила же была частью силы САМСОНА. И дал ему Бог премудрость СОЛОМОНОВУ, а храбрость царя римского ВЕСПАСИАНА, который пленил всю землю Иудейскую»



Кто такой ИОСИФ нам дается сноска в учебнике страница 21.


Об остальных узнаем (поиск в Интернет,

ПРИМЕЧАНИЕ найдена информация на сайте ИНФОУРОК. https://infourok.ru)




Иосиф Прекрасный – был очень красивым внешне. Живя в Египте, среди язычников, Иосиф твердо хранил веру в истинного Бога и боялся в чем-либо согрешить перед Ним. Однажды Иосиф правильно истолковал для фараона два сна, значение которых до него никто не мог понять. Фараон понял, что Сам Бог открыл Иосифу значение снов, и сделал его главным начальником в земле Египетской, первым после себя.

Самсо́н — ветхозаветный герой, жил ок. 10 в. до н.э. Мальчик с детства обладал необыкновенной силой. Известны истории, что однажды он встретил молодого льва, который хотел броситься на него, но Самсон мгновенно схватил льва и разорвал его руками, как козлёнка; когда его связали враги крепкими веревками, он напряг свои силы и сумел разорвать веревки.

Соломон - третий еврейский царь в 10 в. до н.э. Известен своей мудростью. Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет и кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Тогда одна из женщин сказала: «Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!» Другая же закричала: «Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его». Так Соломон узнал, которая из них — настоящая мать, потому что матери скорее отдадут детей другим, лишь бы дети их остались живыми.

Тит Флавий Веспасиан – римский император с 69 года по 79 год н.э. Известен своей храбростью: во время военных действий всегда шел впереди войска, сам выбирал место для лагеря, никогда не предавался праздности или роскоши, ел и одевался как обычный солдат, зачастую сам вступал в бой, был серьезно ранен.

Ответы учащихся:

Используется прием гипербола, так как автор высоко ценил личные качества Александра и сравнивал его только с библейскими героями и яркими историческими личностями.

К тому же, автор жития был очень образованным человеком.


«Он был «былинным героем»: <…>Молодой, красивый парень!..

Смелый, решительный, сильный».







Без него бы не было России, не было русских<…> Александр Невский был политиком, который защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды разорила Русь» <…>«Почему Александр Невский не подымает борьбу с Ордой? Ведь они захватили Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, не посягая на нашу национальную идентичность. Но когда опасность возникла с Запада, Когда Папа Римский пишет письмо Александру, пытаясь обратить его на свою сторону, Александр отвечает твердое «нет». Он видит опасность для русского образа жизни, русских культурных ценностей, русского сознания»

«Чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву»,

Учащиеся зачитывают обращение к Богу перед каждой битвой, божие образы - знаки, которые являлись князю в нужную минуту.

Ответы:.. можно смело утверждать, что Бог помогает, Божье участие , так как только чудо помогло одержать победу в таком неравенстве сил.

«Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера....  А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. Не в силе Бог, а в правде.... Какие слова! Какая сила!»



Действительно, наша страна многонациональная и много религиозная. По истории и географии мы изучали этот факт, но вот , что именно Александр Невский закладывает это особое устройство нашего государства, не знали.



В статье Митрополита Кирилла говорится:

«В 1547 году благоверный князь был канонизирован, и его память свято чтится не только в Русской, но и во многих других Поместных Православных церквях.»



Примечание. К сожалению, но ребята не знали этого факта. Один только ученик, объяснил , что был в г.Городце, видел памятник А.Невскому, но почему он стоит именно там, не смог рассказать.

Зачитывают «И возвратился он из Орды от царя, и остановился в Нижнем Новгороде, а дойдя до Городца, разболелся»



Поиск в Интернете: http://gorodets.ucoz.ru

Открыт "Музей памяти Александра Невского", ФОК «Александр Невский», установлен памятник в канун 730-летия со дня кончины прославленного полководца. памятник А. Невскому, пекутся знаменитые городецкие пряники с изображение князя.

«Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский»









В настоящее время Запад тоже ведет войну против русского народа, самую страшную –информационную. Как и в те времена, так и сейчас русскому народу нужно держать вместе, просить помощи у высших сил. Как дел это Александр Невский.









Учащиеся в группах составляют синквей (по определенной структуре)



Пример

Александр

святой, разносторонний,

молился, защищал, правил

«Вся сила в правде»

Скала

( получилось 6 групп- 6 коллективных синквейнов )

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник и в тетрадь. Задают вопросы по домашней работе.



Познавательные


























Регулятивные



























































Познавательные




























Познавательные










































Регулятивные





























































Познавательные












Коммуникативные

Познавательные







Регулятивные



















Познавательные























личностные





































Литература

1Учебник: Литература. 8 класс Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе . В 2 ч. Ч.1 /В.Я Коровина , В.П. Журавлев , В.И. Коровин. -13 –е изд. – М.: Просвещение , 2014

Интернет- ресурсы

2 Инфоурок https://infourok.ru/t

3.Имя России .Исторический выбор 2008. http://www.nameofrussia.ru

4. Городецкий вестник http://gorodets.ucoz.ru и другие.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.