Автор: Красникова Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов «МОАУ СОШ № 68 с углубленным изучением русского языка и математики» города Оренбурга
УМК: «Школа России»
Дисциплина: окружающий мир
Класс: 1
Тема: «Формирование навыка читательской грамотности на уроке окружающего мира по теме «Фрукты и овощи»»
Цель:формирование у учащихся навыка читательской грамотности.
Формируемые умения:
- определять место, где содержится искомая информация
- находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
-восстанавливать структур текста
-понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
-соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
-высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
-использовать информацию из текста для решения практической задачи
-формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
-оценивать полноту, достоверность информации
- устанавливать скрытые связи между понятиями (сходство – различие)
Этапы:
Деятельность учителя:
Умение:
I.Мотивационно-целевой
-Тема нашего урока «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
- Важна ли для нас эта тема? Почему?
- Чем будем заниматься сегодня на уроке?
II.Процессуальный
Покажите красный квадратик, если не согласны, зеленый, если согласны.
- Верите ли вы, что витамины помогают детям, расти?
- Верите ли вы, что растения и животные сами вырабатывают витамины?
- Верите ли вы, что салат – это вкусное и полезное блюдо?
- Верите ли вы, что морковь раньше была фиолетовой?
- Верите ли вы, что помидоры раньше считали ядовитыми?
Предлагаю вам ответить на эти же вопросы уже в конце нашего урока.
-У вас на столах лежит текст. Но текст распался на части, нужно разложить части текста в правильной последовательности.
Что такое витамины? Витамины – это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми. И растения, и животные сами могут вырабатывать витамины, а вот человек этого делать не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей.
Витамины носят названия А,B,C.
Витамин А помогает нам расти, не болеть, иметь крепкие зубы и хорошее зрение. Содержится в капусте, помидорах, морковь, огурцах.
Витамин В помогает нам быть сильными, иметь хороший аппетит, Употребляйте его, если не хотите огорчаться и плакать по пустякам. Содержится в свёкле, репе, листовом салате и яблоках, грушах.
А витамин С помогает реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни. Содержится в луке, чесноке, лимоне, картофеле, апельсине, бананах.
Овощей и фруктов нужно есть много!
Ответьте на вопросы:
-Что такое витамины?
-Как вы понимаете значение слова «вещества»?
- Зачитайте фрагмент, где говорится о том, может ли человек сам вырабатывать витамины?
-Какие витамины бывают?
- Чтобы не огорчаться по пустякам, какой витамин нужен человеку?
- А какой витамин помогает нам выздороветь?
- А что делает витамин А?
-Согласны ли вы с автором этого текста?
- Скажите, а как вкуснее есть фрукты и овощи? (в готовых блюдах)
-Отлично, сегодня вы приготовите салаты. Вы разделены на 2 группа.
Первая группа будет готовить овощной салат, а вторая группа будет готовить салат фруктовый.
Я раздам вам рецепты, но, к сожалению, слова из рецепта разлетелись. Вам нужно будет заполнить пропуски.
Рецепт салата фруктового
Возьмите 2 персика, 1 яблоко, 1 апельсин и 2 банана. Фрукты нужно помыть. Апельсин и банан почистите. Нарежьте кубиками все фрукты. Заправьте салат йогуртом. Готово!
Рецепт салата овощного
Возьмите зелёный лук,1 морковку, 1 свёклу, добавьте петрушку. Овощи нужно помыть. Отварите морковь и свёклу, почистите. И все нарезать соломкой. Сбрызнуть лимонным соком и пару капель подсолнечного масла. Готово!
Задание 1
Найди и прочитай 5 слов названий фруктов. Вставь в рецепт фрукт, в котором содержится витамин А
яблокогрушаперсикапельсинбанан
Найди и прочитай 5 слов названий овощей. Вставь в рецепт овощ, в котором содержится витамин С.
Репалукпомидорыогурцыкапуста
Раньше помидоры считали ядовитыми. На Руси какое-то время томаты называли «бешеной ягодой».
Задание 2
Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите. Впишите слово в рецепт.
овьмрок - морковь
олбкоя - яблоко
-А вы знали, что морковь изначально была фиолетовой. А морковка, в том виде, в котором мы привыкли ее видеть, была выведена в четырнадцатом веке в Голландии с использованием мутации семян африканской желтой моркови.
Задание 3
Выберите фрукт/овощ, который лишний в этом списке. Добавьте его в наш рецепт.
Банан, абрикос, апельсин, мандарин, грейпфрукт.
Свёкла, огурцы, кабачки, салат, горошек.
-Почему, вы считаете, что он лишний?
Но у нас остались пропуски, давайте их заполним, обсудив это в группе.
-А теперь возьмите текстовыделитель и в своём рецепте выделите все ингредиенты.
-Все необходимые ингредиенты и положите в тарелку. Возьмите всё, что написано в рецепте!
-А теперь давайте проверим друг друга. Если вы правильно выполнили все задания, были внимательны, то у вас получится правильный рецепт и вкусный салат.
оценивать полноту, достоверность информации
восстанавливать структуру текста
определять место, где содержится искомая информация
находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
восстанавливать структур текста
устанавливать скрытые связи между понятиями
(сходство – различие)
находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
Ш.Рефлексивно-оценочный
-Давайте с вами снова попробуем ответить на мои вопросы.
- Верите ли вы, что витамины помогают детям, расти?
- Верите ли вы, что растения и животные сами вырабатывают витамины?
- Верите ли вы, что салат – это вкусное и полезное блюдо?
- Верите ли вы, что морковь раньше была фиолетовой?
- Верите ли вы, что помидоры раньше считали ядовитыми?
Вот теперь отлично!
-Достигли ли мы нашей цели? Зачем же нам есть много фруктов и овощей?