Конспект урока и презентация по окружающему миру «Солнце и звёзды» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 14 April 2017

Урок окружающего мира в 4 классе

по теме: «Солнце и звёзды. Влияние Солнца на Землю».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: сформировать знания о звёздах и их разнообразии.

Познавательные:

Наглядно-образное мышление, воображение, познавательный интерес к изучению космических тел, наблюдению звёзд и созвездий.

Коммуникативные:

Эмоциональное восприятие космоса, эстетические чувства.

Регулятивные:

Умение работать с научно-популярным текстом, выделять основную информацию

Задачи:

1) показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;

2) продолжить развитие воображения, логического мышления;

3) продолжить развитие умения работать с научным текстом;

4) воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.

К окончанию урока мои ученики:

- будут иметь представление о звёздах и их разнообразии;

- будут знать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;

- будут уметь работать с научным текстом;

- смогут провести наблюдения;

- приобретут интерес к науке астрономии;

- смогут проявить воображение, логическое мышление, поразмышлять над проблемными вопросами.

Педагогическая цель: показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле с помощью наблюдений для активизации познавательного процесса.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

- по уровню познавательной активности: репродуктивный, исследовательский;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий.

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок, книги, ручка и тетрадка?

Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят?

Всё ль на месте, Все ль внимательно глядят?

Всё ль в порядке: Все ль готовы слушать?

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

- Назовите три отличия Земли от Солнца. (не звезда, холодная, не светится, меньше)

- Что общего у Земли и Луны? (холодные космические тела, обе шарообразной формы, это планета и её спутник)

- Какое космическое тело называют звездой?

- Какая звезда самая яркая? (днём – Солнце, ночью – Сириус)

- Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)

- По какой звезде можно ориентироваться на местности днём, ночью? (Солнце, Полярная)

- Что называют созвездием?

- Какие созвездия вам известны?

- Какие созвездия вы наблюдали?

3. Работа по теме.

1)-Отгадайте загадки (слайд)

1) Синяя шубенка покрыла весь мир.

(Темное небо.)

2) Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

(Луна.)

3) Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогатый.

(Небо, звезды, месяц.)

4) Один костер

Весь мир согревает.

(Солнце.)

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема урока: «Солнце и звёзды».

2) Проблемные ситуации.

- О чём можно догадаться, зная, что Солнце освещает и нагревает Землю? (Солнце – звезда, температура солнечного вещества высокая)

- Что подсказывает нам, что температуры звёзд разные? (разный цвет звёзд)

- У каких звёзд температура вещества выше: у белых или красноватых? Какие наблюдения могут подсказать ответ?

- Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звёзд? (оно ближе к нам)

- Что будет, если звёзды приблизятся к Земле на место Солнца? (Земля сгорит)

4. Физкультминутка.

5. Работа по теме (продолжение).

1. Почему светят звезды.

Звезды, которые мы видим ночью на небе, – это огромные раскаленные газовые шары. Они кажутся нам светящимися точками, потому что находятся на очень далеком расстоянии от Земли. Запущенная с Земли современная ракета может долететь до ближайшей звезды только через много тысяч лет. Другие звезды находятся от нас еще дальше. Звезды не одинаковы по величине: одни в тысячи раз больше Солнца, другие гораздо меньше. И температура звезд тоже различна. Солнце – самая близкая к нам звезда, она обладает средней величиной и средней температурой.

О чем можно догадаться, зная, что Солнце освещает и нагревает Землю? (Солнце – звезда, температура солнечного вещества высокая.)

Что подсказывает нам, что температура звезд разная? (Разный цвет звезд.)

У каких звезд температура веществ выше: у белых или красноватых? (У белых.)

Какие наблюдения могут подсказать ответ? (Цвет горящей лучины – белый, а гаснущей – красный.)

Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звезд? (Оно ближе к Земле.)

Что будет, если звезды приблизятся к Земле на место Солнца? (Земля сгорит.)

Рубрика «А знаете ли вы?»

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о звездах.

Ближайшая к Солнцу звезда называется Проксима Центавра. Свет от нее доходит до Земли в течение 4,5 световых лет.

Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в 700 раз и достигают в диаметре до 1 миллиарда километров.

Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются карликами, а самые маленькие – белыми карликами.

Когда у звезды кончается ядерное горючее, она начинает сжиматься, постепенно превращаясь в сверхтяжелый шар, в основном состоящий из частиц атома, называемых нейтронами. Такая звезда получает название нейтронной.

Когда в недрах звезды кончаются запасы водорода, она начинает умирать. Ее газовая оболочка расширяется, приводя к появлению звезды, именуемой красным гигантом. Потом она остывает, превращаясь в белого карлика. В конце концов звезда погибает, а на ее месте возникает «черная дыра».

Белые звезды (например Сириус) – очень-очень горячие. Они горячее Солнца (температура достигает 100 000 градусов Цельсия).

Желтые звезды (например Капелла) холоднее белых. Они приблизительно такие, как наше Солнце (температура – 6000 градусов Цельсия).

Звезды красноватого цвета (например Альдебаран) – холоднее Солнца (температура – 3000 градусов Цельсия).

Учащиеся читают статью «Почему светят звезды» на с. 64 учебника.

Есть ли днем звезды на небе?

Почему огромные звезды кажутся нам светящимися точками?

Как звезды помогают людям ориентироваться?

2. Как влияет Солнце на Землю.

Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

Солнце – раскаленное шарообразное небесное тело. Расстояние от Земли до Солнца около 150 000 000 км. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Вокруг Солнца движется Земля.

Представим себе Солнце, наполненное шарами размером с нашу Землю. Как вы думаете, сколько таких шаров поместится в Солнце? Больше миллиона!

Температура Солнца на поверхности приблизительно +6000С, а в глубине во много раз больше. При такой высокой температуре все вещества находятся в особом газообразном состоянии.

Раскаленное вещество излучает свет, то есть светит. Свет распространяется со скоростью 300 000 км в секунду. Свет от Солнца до Земли идет 8 мин 19 с.

Во все стороны от Солнца распространяются свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далекие звезды приносили бы ей тусклый свет. От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные.

Солнечные лучи нагревают земную поверхность неодинаково. Чем выше Солнце над головой, тем сильнее оно греет. Например, ребята загорают на пляже. Как вы думаете, какому мальчику жарче: тому, который лежит под полуденным солнцем, или тем ребятам, которые загорают утром и вечером?

Вы провели опыты с растениями. Эти опыты показали, что растениям нужны солнечные свет и тепло. Большинство животных также не могут жить без света и тепла.

Слайды презентации «Как влияет Солнце на Землю»

Какова температура Солнца?

Что случилось бы на Земле, если бы Солнце стало холодным?

Какие изобретения людей используют тепло и свет Солнца?

Как влияет Солнце на живые организмы?

Что происходит на Земле, когда меняется активность Солнца?

3. Созвездия.(слайды)

Звезды горячие, но почему же они так плохо греют?

От каждой звезды мчатся к нам лучики, которые и рассказывают, какие из звезд горячее. Например, от Сириуса лучик летит больше 8 лет! Лучик от Альдебарана летит к нам почти 70 лет. Сегодня прилетел тот лучик, который отправился в путь, когда нас еще на свете не было!

Звезд так много, что в них трудно разобраться! Вот почему, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким дали имена.

На небе есть созвездия Льва, Дракона, Лебедя, Кита, Орла.

6.Закрепление знаний.

1. Учащиеся самостоятельно выполняют в рабочей тетради задание стр 25 №1. Проверка.

Объедините в группы космические объекты (стр 28 № 4 коллективно). (Данные небесные тела можно разделить на три группы: звезды, планеты, созвездия.)

Назовите основные различия этих групп.

2. Работа по карточкам(в паре, презентация слайд)

Вставьте в текст пропущенные слова.

Солнце – это … (раскаленный) самосветящийся газовый шар. Такие небесные тела называют … (звездами). Небесные тела, не изучающие собственного света, называют … (планетами). Вокруг Солнца обращается … (9) планет. Вокруг большинства планет обращаются … (спутники). Путь планеты называют … (орбитой). Небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца, образуют … (Солнечную) систему. Центральное место в Солнечной системе занимает … (Солнце). Земля – … (планета Солнечной системы). Луна – естественный … (спутник) Земли. Спутник, запущенный человеком, называется … (искусственным). Наука об освоении космического пространства называется … (космонавтикой).

3. Беседа по вопросам.

Чем планета отличается от звезды?

Назовите планеты Солнечной системы.

Какое место в порядке следования от Солнца занимает наша планета?

Что является моделью Земли?

Почему у глобуса есть ось, вокруг которой его можно вращать?

Как называется самая северная точка Земли?

На какие полушария делит Землю экватор?

Сколько всего материков на Земле?

Сколько материков в Западном полушарии? В восточном? В южном? В северном?

Как называется год, в котором на один день больше? (Високосный.)

Что общего у песчинки с мячом и у Земли с Солнцем? (Земля во столько же раз меньше Солнца.)

Какие три вещи ты взял бы с собой, отправляясь в путешествие?

7. Подведение итогов урока.

- Какая задача для нас была сегодня на уроке главной? (показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле)

- Выполнили ли мы эту задачу?

- Что вам понравилось?

8.Рефлексия

9. Домашнее задание.

Стр 62 – 65 пересказ, ТПО стр 25 №2, 3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.