Конспект урока и презентация по окружающему миру «Солнце и звёзды» (4 класс)
Урок окружающего мира в 4 классе
по теме: «Солнце и звёзды. Влияние Солнца на Землю».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: сформировать знания о звёздах и их разнообразии.
Познавательные:
Наглядно-образное мышление, воображение, познавательный интерес к изучению космических тел, наблюдению звёзд и созвездий.
Коммуникативные:
Эмоциональное восприятие космоса, эстетические чувства.
Регулятивные:
Умение работать с научно-популярным текстом, выделять основную информацию
Задачи:
1) показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;
2) продолжить развитие воображения, логического мышления;
3) продолжить развитие умения работать с научным текстом;
4) воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.
К окончанию урока мои ученики:
- будут иметь представление о звёздах и их разнообразии;
- будут знать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;
- будут уметь работать с научным текстом;
- смогут провести наблюдения;
- приобретут интерес к науке астрономии;
- смогут проявить воображение, логическое мышление, поразмышлять над проблемными вопросами.
Педагогическая цель: показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле с помощью наблюдений для активизации познавательного процесса.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
- по уровню познавательной активности: репродуктивный, исследовательский;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий.
Оборудование: учебник, тетрадь
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок, книги, ручка и тетрадка?
Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят?
Всё ль на месте, Все ль внимательно глядят?
Всё ль в порядке: Все ль готовы слушать?
2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
- Назовите три отличия Земли от Солнца. (не звезда, холодная, не светится, меньше)
- Что общего у Земли и Луны? (холодные космические тела, обе шарообразной формы, это планета и её спутник)
- Какое космическое тело называют звездой?
- Какая звезда самая яркая? (днём – Солнце, ночью – Сириус)
- Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)
- По какой звезде можно ориентироваться на местности днём, ночью? (Солнце, Полярная)
- Что называют созвездием?
- Какие созвездия вам известны?
- Какие созвездия вы наблюдали?
3. Работа по теме.
1)-Отгадайте загадки (слайд)
1) Синяя шубенка покрыла весь мир.
(Темное небо.)
2) Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут.
(Луна.)
3) Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогатый.
(Небо, звезды, месяц.)
4) Один костер
Весь мир согревает.
(Солнце.)
- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
Тема урока: «Солнце и звёзды».
2) Проблемные ситуации.
- О чём можно догадаться, зная, что Солнце освещает и нагревает Землю? (Солнце – звезда, температура солнечного вещества высокая)
- Что подсказывает нам, что температуры звёзд разные? (разный цвет звёзд)
- У каких звёзд температура вещества выше: у белых или красноватых? Какие наблюдения могут подсказать ответ?
- Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звёзд? (оно ближе к нам)
- Что будет, если звёзды приблизятся к Земле на место Солнца? (Земля сгорит)
4. Физкультминутка.
5. Работа по теме (продолжение).
1. Почему светят звезды.
– Звезды, которые мы видим ночью на небе, – это огромные раскаленные газовые шары. Они кажутся нам светящимися точками, потому что находятся на очень далеком расстоянии от Земли. Запущенная с Земли современная ракета может долететь до ближайшей звезды только через много тысяч лет. Другие звезды находятся от нас еще дальше. Звезды не одинаковы по величине: одни в тысячи раз больше Солнца, другие гораздо меньше. И температура звезд тоже различна. Солнце – самая близкая к нам звезда, она обладает средней величиной и средней температурой.
– О чем можно догадаться, зная, что Солнце освещает и нагревает Землю? (Солнце – звезда, температура солнечного вещества высокая.)
– Что подсказывает нам, что температура звезд разная? (Разный цвет звезд.)
– У каких звезд температура веществ выше: у белых или красноватых? (У белых.)
– Какие наблюдения могут подсказать ответ? (Цвет горящей лучины – белый, а гаснущей – красный.)
– Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звезд? (Оно ближе к Земле.)
– Что будет, если звезды приблизятся к Земле на место Солнца? (Земля сгорит.)
Рубрика «А знаете ли вы?»
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о звездах.
Ближайшая к Солнцу звезда называется Проксима Центавра. Свет от нее доходит до Земли в течение 4,5 световых лет.
Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в 700 раз и достигают в диаметре до 1 миллиарда километров.
Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются карликами, а самые маленькие – белыми карликами.
Когда у звезды кончается ядерное горючее, она начинает сжиматься, постепенно превращаясь в сверхтяжелый шар, в основном состоящий из частиц атома, называемых нейтронами. Такая звезда получает название нейтронной.
Когда в недрах звезды кончаются запасы водорода, она начинает умирать. Ее газовая оболочка расширяется, приводя к появлению звезды, именуемой красным гигантом. Потом она остывает, превращаясь в белого карлика. В конце концов звезда погибает, а на ее месте возникает «черная дыра».
Белые звезды (например Сириус) – очень-очень горячие. Они горячее Солнца (температура достигает 100 000 градусов Цельсия).
Желтые звезды (например Капелла) холоднее белых. Они приблизительно такие, как наше Солнце (температура – 6000 градусов Цельсия).
Звезды красноватого цвета (например Альдебаран) – холоднее Солнца (температура – 3000 градусов Цельсия).
Учащиеся читают статью «Почему светят звезды» на с. 64 учебника.
– Есть ли днем звезды на небе?
– Почему огромные звезды кажутся нам светящимися точками?
– Как звезды помогают людям ориентироваться?
2. Как влияет Солнце на Землю.
– Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
Солнце – раскаленное шарообразное небесное тело. Расстояние от Земли до Солнца около 150 000 000 км. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Вокруг Солнца движется Земля.
Представим себе Солнце, наполненное шарами размером с нашу Землю. Как вы думаете, сколько таких шаров поместится в Солнце? Больше миллиона!
Температура Солнца на поверхности приблизительно +6000С, а в глубине во много раз больше. При такой высокой температуре все вещества находятся в особом газообразном состоянии.
Раскаленное вещество излучает свет, то есть светит. Свет распространяется со скоростью 300 000 км в секунду. Свет от Солнца до Земли идет 8 мин 19 с.
Во все стороны от Солнца распространяются свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далекие звезды приносили бы ей тусклый свет. От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные.
Солнечные лучи нагревают земную поверхность неодинаково. Чем выше Солнце над головой, тем сильнее оно греет. Например, ребята загорают на пляже. Как вы думаете, какому мальчику жарче: тому, который лежит под полуденным солнцем, или тем ребятам, которые загорают утром и вечером?
– Вы провели опыты с растениями. Эти опыты показали, что растениям нужны солнечные свет и тепло. Большинство животных также не могут жить без света и тепла.
Слайды презентации «Как влияет Солнце на Землю»
– Какова температура Солнца?
– Что случилось бы на Земле, если бы Солнце стало холодным?
– Какие изобретения людей используют тепло и свет Солнца?
– Как влияет Солнце на живые организмы?
– Что происходит на Земле, когда меняется активность Солнца?
3. Созвездия.(слайды)
– Звезды горячие, но почему же они так плохо греют?
От каждой звезды мчатся к нам лучики, которые и рассказывают, какие из звезд горячее. Например, от Сириуса лучик летит больше 8 лет! Лучик от Альдебарана летит к нам почти 70 лет. Сегодня прилетел тот лучик, который отправился в путь, когда нас еще на свете не было!
Звезд так много, что в них трудно разобраться! Вот почему, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким дали имена.
На небе есть созвездия Льва, Дракона, Лебедя, Кита, Орла.
6.Закрепление знаний.
1. Учащиеся самостоятельно выполняют в рабочей тетради задание стр 25 №1. Проверка.
– Объедините в группы космические объекты (стр 28 № 4 коллективно). (Данные небесные тела можно разделить на три группы: звезды, планеты, созвездия.)
– Назовите основные различия этих групп.
2. Работа по карточкам(в паре, презентация слайд)
Вставьте в текст пропущенные слова.
Солнце – это … (раскаленный) самосветящийся газовый шар. Такие небесные тела называют … (звездами). Небесные тела, не изучающие собственного света, называют … (планетами). Вокруг Солнца обращается … (9) планет. Вокруг большинства планет обращаются … (спутники). Путь планеты называют … (орбитой). Небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца, образуют … (Солнечную) систему. Центральное место в Солнечной системе занимает … (Солнце). Земля – … (планета Солнечной системы). Луна – естественный … (спутник) Земли. Спутник, запущенный человеком, называется … (искусственным). Наука об освоении космического пространства называется … (космонавтикой).
3. Беседа по вопросам.
– Чем планета отличается от звезды?
– Назовите планеты Солнечной системы.
– Какое место в порядке следования от Солнца занимает наша планета?
– Что является моделью Земли?
– Почему у глобуса есть ось, вокруг которой его можно вращать?
– Как называется самая северная точка Земли?
– На какие полушария делит Землю экватор?
– Сколько всего материков на Земле?
– Сколько материков в Западном полушарии? В восточном? В южном? В северном?
– Как называется год, в котором на один день больше? (Високосный.)
– Что общего у песчинки с мячом и у Земли с Солнцем? (Земля во столько же раз меньше Солнца.)
– Какие три вещи ты взял бы с собой, отправляясь в путешествие?
7. Подведение итогов урока.
- Какая задача для нас была сегодня на уроке главной? (показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле)
- Выполнили ли мы эту задачу?
- Что вам понравилось?
8.Рефлексия
9. Домашнее задание.
Стр 62 – 65 пересказ, ТПО стр 25 №2, 3