12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Григорьева18

Конспект интегрированного урока окружающего мира и музыке 4 класс

Тема: Расы и народы Земли.

Цели урока по окружающему миру:

1. Осмыслить информацию по теме, что единое человечество состоит из

разных рас и народов Земли.

2. Раскрыть понятия «раса», «народ».

3. Выделить отличительные признаки каждой расы.

4. Выделить отличительные признаки каждого народа

5. Развитие коммуникативных навыков

Цели урока по музыке:

Узнать произведение, какого народа прозвучала и название его.

Развивать музыкальный слух, голос, чувство ритма, пульса, творчество воображения мыслей.

Воспитывать культурного слушателя и исполнителя.

Подчеркнуть близость народностей музыкального языка.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успеха друг другу на уроке.

Удачи вам!

2.Актуализация знаний и проблемная ситуация

Мы живём с вами на одной большой планете.

- Как называется наша планета? (Земля)

-На земле живёт много людей. Все они похожи друг на друга, но и разные, т.е. отличаются одни от других. (Они умеют думать, говорить, у всех людей похожие строения тела. Бывают весёлыми и грустными, добрыми и злыми).

Посмотрите слайд:

- Кто это? (Дети)

- Чем они отличаются? (Предположение)

- А что их объединяет? (- Почему детям с разным цветом кожи и разными языками общения интересно играть в одну игру?)

3.Объявление темы и цели урока.

Все мы представители человечества ,но мы отличаемся цветом кожи

Какой вопрос у вас возникает?

Почему люди живущие на Земле разного внешнего вида?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Расы и народы Земли )

- Как вы понимаете, что такое «раса»?

Давайте подберем определение к слову раса.

- А сейчас послушайте, как  об этом понятии написано в словаре Ожегова. (У доски читает кто-то из учеников)

Давайте, ребята, определим, какие задачи стоят перед нами на уроке? (слайд №9)

1. Понять что такое раса.

2. Узнать, как связаны расы с природными условиями.

3. Выяснить, чем раса отличается от народа.

В разных местах Земли свой климат, поэтому возникло три расы людей. Они отличаются цветом кожи, формой глаз и типом волос.

- Цвет кожи, волос и другие внешние признаки – это врожденные или приобретенные признаки. (Внешние признаки человека являются враждебными признаками. Их человек получает по наследству от своих предков.)

В XVII веке Блюменбах вывел современные названия этих групп. (слайд)

Перед вами –текст. Ваша учебная задача, найти ответ на вопрос

Как называются эти группы?

Почему произошла такая классификация людей?

За столетия истории многие люди переселялись в другие части света. Часто мужчины и женщины с разным цветом кожи женились, и у их детей смешивались признаки разных рас. Ведь разный цвет кожи, форма глаз не мешают быть единым человечеством. И все же у каждого представителя рас есть свои характерные признаки.

Особенности негроидной расы складывались в условиях жаркого влажного климата,от вредного действия которого могла предохранить тёмно– коричневая кожа, курчавые волосы,образующие на голове защитную « шапку» Утолщённые губы и широко открытые ноздри способствуют быстрому испарению. Жаркий климат Африки

У монголоидной расы, формирующейся в степях и полупустынях, – узкий разрез глаз, смуглая кожа, которые защищают организм от резких ветров, песка и пыли. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские, чаще всего расплющенные носы, чёрные или темно-карие глаза, смуглая кожа, прямые чёрные толстые волосы. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Сухой с ветрами, которые поднимают тучи пыли, песка, климат Азии

Люди, относящиеся к европеоидной расе, где преобладает прохладный климат, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда, волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза (светло-карие, зеленые, голубые, серые). Для этой расы характерны широкие глаза, прямой, сильно выступающий прямой, иногда с горбинкой нос, густые усы и борода. Влажный холодный климат Европы

- Какие три основные расы выделяются?(слайд 10)

Ребята вывешивает на доску карточки с названием рас: европеоиды, негроиды, монголоиды.

- А сейчас, давайте сравним расы. Результаты занесем в таблицу.

- 1 группа(слайд  12):  Назовите основные характерные черты европеоидной расы. (- Ее характерные черты – светлая или смуглая кожа, волосы от светлых до черных, радужная оболочка глаз – от серой или голубой до черной.)

2 группа(слайд 13): Назовите основные характерные черты монголоидной расы. (Монголоидам свойственны прямые темные волосы, борода и усы, желтоватые оттенки кожи, карие глаза,  сильно выступающие скулы, узкий нос, умеренно утолщенные губы.)

3 группа(слайд 14): Назовите основные характерные черты негроидной расы. (Для негроидной расы характерные курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза умеренно выступающие скулы, широкий нос, утолщенные губы.)

У детей на столах 6 фотографий представителей 3 рас.

- Вы должны выбрать только те фотографии, которые относятся к заданной вам расе.

- Ребята как вы думаете, под влиянием чего возникли отличительные признаки каждой расы. (- Под влиянием природных условий и разной географической среды.)

- Ребята, назовите черты, которые сближают и роднят расы друг с другом. (- У всех есть нос, глаза, то есть врожденные признаки, которые присущи всем людям планеты.)

Физминутка

V. Расширение нового знания.

- Как вы понимаете слово «народ»?

- Как вы думаете, понятия «народ» и «раса» означают одно и тоже?

- Чтобы ответить на этот вопрос выполните следующее задание.

На доске даны слова. Их надо разбить на две группы. Дайте название этим группам (якуты, монголоиды, туркмены, евреи, англичане, русские татары, турки, европеоиды, монголы, армяне, азербайджанцы, негроиды).

- Из полученного попробуйте составить определение слову «народ».

- Чтобы дать более точное и научное определение нам необходимо обратиться к словарю (отвечает ученик по словарю)

Народ – это большая общность людей, которая сложилась на определенной территории из разных племен. Каждый народ отличается от других особым языком, культурой, традициями.

- Подумайте, в чем же главное отличие расы от народа? (Главным отличием является то что расовые признаки передаются по наследству, а принадлежность к тому или иному народу определяется воспитанием.)

- А сколько рас на Земле? (3)

- А народов очень много, около трех тысяч.

Каждый народ имеет своих представителей, которые прославили свою страну. Вы их видите на слайде Представители каких народов изображены? Что помогло вам это определить?

Человек, воспитанный с детства в народных традициях, читающий родную литературу, вслушивающийся в песни и сказки на своем языке, осознает себя частью своего народа, значит, говорит о своей национальности.

- Что такое национальность? Чем она определяется?

Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика

Люди всех рас и всех народов равны между собой. 24 октября 1945 года был утвержден Устав новой международной организации. Люди земли- это одна большая семья, единое человечество

Ребята, помогите мне найти ответ на вопрос: «Что может объединять всех людей на земле?»

- Ведь музыку любят все. Она нужна людям как воздух, солнечный свет, любовь близких, улыбки друзей.

- А почему именно музыка объединяет людей?

-Музыка сближает, веселит, выражает мысли и убеждения, призывает к действию,

-Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами немножко помечтаем. Давайте представим себе на мгновенье, что закончился учебный год, и наступило  долгожданное лето.  И вас родители отправили отдыхать на Черное море, на юг в лагерь Артек. В этот лагерь съезжаются все дети  земли разных стран.

Наша с вами задача, узнать с каких стран приехали дети в лагерь. А поможет нам узнать в этом, как вы думаете – что? –музыка.

Мы с вами знаем, что разговорный язык непонятен, а музыкальный понятен всем людям. Итак, приступим.

Учитель: Какого народа звучит музыка?  Название, темп?

Дети: Молдавский танец, веселая, танцевальная, быстрая.

- Прощелкаем мелодию

Учитель: Молодцы, правильно. Продолжаем. Я играю музыку, а вы мне называете  это произведение.

Дети: Это танец-Полька Чешского народа, оживленная, танцевальная мелодия, хотелось танцевать.

-Сделаем притопы

Учитель: Молодцы

Звучит танец грузинского народа.

Учитель: Ребята, с какой страны приехали эти дети?

Дети: Лезгинка - грузинского народа, очень решительного , смелого, быстрого.

-Прохлопаем мелодию

Учитель: послушайте загадку!

И зелен, и густ

На грядке вырос куст

Подкопай немножко

Под кустом…….(картошка)

а как можно назвать на белорусском языке?

Дети: «Бульба» – так белорусы называют картошку.

-Молодцы ребята!

Учитель: Переходим к следующему заданию. Отгадаем кроссворд (висит на стене)

Дети: «Во поле береза стояла»

- Спели хороводом

-  Из каких же стран приехали ребята в лагерь Артек?

В лагерь приехали не только белорусы, грузины, чехи, но и ребята из России.

Итак, о какой же музыке мы говорили?

Дети : о музыке разных народов.

V. Итог урока.

Ребята, давайте вспомним какие новые понятия, мы узнали и сделаем выводы нашего урока.

- Выводы:

Единое человечество состоит из разных рас и народов.

Люди все рас и народов равны между собой.

Надо проявлять терпимость к людям и принимать их такими, какие они есть.

VI. Рефлексия своего личного участия в работе.

- Продиагностируйте свои успехи.

Слайд 15

- зеленый - я уверен, что имею достаточно знаний по этой проблеме,

- желтый - я имею некоторые сведения по данной проблеме, но их надо уточнить и дополнить,

- красный - я мало знаю или ничего не знаю, (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся)

Домашнее задание по окружающему миру: Обязательное для всех: ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:
– Нарисуй плакат, изображающий дружбу разных рас и народов Земли.

Домашнее задание по музыке: Подготовь небольшое письменное или устное сообщение об особенностях культуры своего народа – традиции, песни, пляски, сказания, это может быть в виде изложения небольшой народной сказки, былины, песни или предания.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.