Урок окружающего мира «Соседи Солнца», 4 класс

1
0
Материал опубликован 21 November 2017 в группе

Тема урока: Соседи Солнца

Элементы содержания: Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Представление о результатах:

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- приводить примеры планет земной группы и давать им характеристику.

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами,

- оценивать работу одноклассников,

- выделять главное, существенные признаки понятий,

высказывать суждения, подтверждая их фактами

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и деятельности;

Цель урока:

- - Деятельностная (формирование умений новых способов действий):

- способствовать развитию логического мышления, памяти, воображения; продолжить формирование умения находить информацию в различных источниках;

- развитие у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;

- формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Задачи урока:

Образовательные -формирование представлений о Солнечной системе и ее составе; познакомить учащихся с планетами, входящими в состав Солнечной системы;

- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;

Воспитательные -формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

Развивающие - развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление. развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

Основные понятия и персоналии: Солнечная система, планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс

п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

приветствие, фиксация отсутст- вующих;

- проверка подго- товленности клас- сного помещения; - организация вни- мания шк-ов;

- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелаем успехов на уроке!! Мы определились с хорошим настроение и у нас все получится!

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов А.Энштейна: «этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму»

Приветствуют учителя, настраиваются на деятельность на уроке, проверяют готовность рабочего места.

Создание благоприятного для обучения климата (к)

2.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока 2.Актуализация субъектного опыта уч- ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

- Ребята, я думаю, вы тоже любите загадки.

Посмотрите на экран, что вы здесь увидели? Подумайте каким одним словом можно объединить все картинки?

Правильно, Солнце!

Что еще вы видите рядом с Солнцем? Скажите, пожалуйста, а как планеты можно назвать по отношению к Солнцу?

(если вдруг учащиеся не говорят слово соседи, провести параллель: Как можно зазвать учащихся, сидящих за одной партой).

Ребята! Как вы думаете зачем я вам спроектировала эти изображения?

У вас на парте Путевой лист нашего урока. Предлагаю выполнить первое задание – сформулировать тему урока.

Давайте сверим тему урока.

Тема урока: Соседи Солнца.

У кого такая же формулировка?

Второе задание в листе таблица:

знаю

Хочу узнать и научиться

узнал

Я предлагаю вам заполнить первую колонку, запишите термины, понятия, умения, которые вам известно по теме «Земля во вселенной».

Отражением целей урока является вторая колонка – запищите что вы хотите узнать и чему научиться на уроке.

Пожалуйста, кто желает озвучить свою цель урока?

Предположите, какие виды деятельности мы осуществим для достижения ваших целей?

Ребята, а как называется наш лист? (Путевой)?

Поэтому мы совершим космическое путешествие по планетам – соседям Солнца. А в роли кого мы можем совершить путешествие.

Итак, перед вами – солнечная система.

Предлагаю игру «Поиск» - найти определение в учебнике и выполнить задание № 3.

Солнечная система – Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

Ученые предполагают, что она возникла примерно около 4,5-5 млрд лет из газо-пылевого облака.

Ребята, какие профессии связаны с нашей темой?

Давайте и мы сегодня побудем астрономами и совершим астрономическое путешествие? А как Вы считаете, существует ли жизнь на других планетах? Мы сможем сейчас ответить на этот вопрос?

Сегодня нам предстоит решить эту загадку.

-обсуждают думают, называют понятие «солнце», на следующем слайде называют понятие «соседи»

Предполагают, что изображения связаны с темой урока.

формулируют тему урока,

записывают ее в путевой лист,

ставят цели.

Путевой.

Осмысливают пройденный материал, выполняют задание.

Озвучивают цель урока.

Учащиеся планируют свою деятельность(работать с учебником, работать в группах, заполнять таблицу, выполнять задания путевого листа ……)

Работают с учебником, записывают определение, самопроверка.

Целеполагание (р)

Формирование познавательного интереса (л)

Ориентируются в своей системе знаний (л)

Умение проявлять познавательную инициативу (р)

3.

Изучение нового материала

1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала: -существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.;

-правил и построенных на их основе алгоритмов. 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.

Видеофрагмент о Солнечной Системе.

Ребята, а кто из Вас знает способ запоминания цветов радуги?

Хотите использовать для запоминания планет такой же способ? Медвежонок Ветчину Заел Малиной (Меркурий, Венера, Земля, Марс) Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему? Потому, что именно они – соседи Солнца, а это тема нашего урока.

Физминутка

Отдохнули? Продолжим путешествие. Чтобы ответить на вопрос «есть ли жизнь на других планетах», что нам необходимо знать? (характеристику планет)

Каждая группа астрономов создаёт проект о планете, на которую вы отправитесь. Для этого Вам необходимо выполнить задание №4. В итоге вы должны представить свой проект.

Дети смотрят видеофрагмент.

Дети отвечают на вопросы.

Дети работают в группах.

Представление проекта.

Формирование умений поиска новой информации (п)

Сопоставление и отбор информации (п)

Формирование навыков сотрудничества (к)

Умение учитывать разные мнения и находить общее решение (к)

Формирование умений работать с текстом учебника (п)

4.

Первичное осмысление и закрепление

1.Обеспечить за крепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу 2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Ребята! Задание на внимательность. Какая общая особенность у Земли и Марса?

(есть спутники)

Эл.приложение ( спутники)

Вопросы о Луне.

Чем спутник Луна отличается от планет Солнечной системы? (движется вокруг Земли, а не вокруг Солнца)

Чем Луна похожа на планету? (поверхность покрыта горами и кратерами, круглая)

В процессе работы встретили термин «кратер». Дадим определение и запишем в тетрадь.

Кратер – чашеобразное углубление на поверхности планеты.

Вернемся к нашей проблеме. Скажите, на какой планете из соседей Солнца может существовать жизнь (кроме планеты Земля)? (на Марсе)

Почему? (на Марсе есть: смесь воды и газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы, есть Северный и Южный полюс)

Ну, вот наше путешествие подходит к концу!

Отвечают на вопросы учителя.

 

5.

Этап контроля и самоконтроля

1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий 2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

3.Установить при- чины выявленных недостатков 4.Обеспечить развитие у школьников способности к оце- ночным действиям

А теперь проверим знания, полученные в ходе путешествия. Задание № 5.

Тест. Найдите лишнее.

Земля, Луна, Меркурий, Венера, Марс.

Земля, Марс, Юпитер, Венера, Сатурн.

Юпитер, Сатурн, Меркурий, Уран, Нептун.

Земля, Марс, Плутон, Меркурий, Венера.

Земля, Уран, Меркурий, Венера, Марс.

Взаимопроверка. Кто выполнил без ошибок – «5», кто допусти 1 ошибку – 4. У кого больше ошибок – дома поработать над ошибками по материалам параграфа.

Отвечают на вопросы теста

Формирование умений находить правильный ответ (п), ориентация в своей систеие знаний (л),

Контроль и оценка результатов деятельности (л), взаимоконтроль (к)

5.

Итоги урока.

Рефлексия

1. Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

1.Инициировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками 2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов само- регуляции и сотрудничества

Ребята! Возвращаемся ко 2 заданию, колонка «Узнал». Заполните, что вы узнали на уроке, с какими понятиями познакомились.

После заполнения таблицы, отправьте мне СМС сообщение об уроке:

Сегодня я узнал…

Я научился…

Меня удивило, что …

Мы вернулись с путешествия. Представьте перед вами большую корзину, куда вы можете опустить ответы на вопросы СМС.

Прошу посмотреть на слайд Почему планеты расположены так? Что хотел сказать нам автор коллажа? (показан размер планет, автор хотел показать, насколько наша планета маленькая)

Правильно, ребята. Наша планета маленькая и беззащитная, и надо ее беречь. Именно от нас зависит жизнь нашей планеты – в руках каждого человека, каждый должен проявить себя Человеком разумным. На этом наше путешествие по планетам – соседям Солнца завершено!

Дети отвечают

Контроль и оценка учебного процесса (л),

Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме (л),

Умение осуществлять самоанализ своей деятельности (л)

6.

Домашнее задание

 

на выбор составить кроссворд или мини-рассказ «Планета, которая меня заинтересовала». Задания пришлите мне на электронную почту. (или передайте учителю географии, он мне перешлёт).

Придумать планету.

Спасибо большое за работу на уроке !

Я вам дарю Солнышко , так как Солнце – звезда, а стремиться к звёздам, значит, стремиться к знаниям, подниматься вверх, развиваться.

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.