12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Толстых Виктория Александровна682 Россия, Москва, Москва Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Конспект урока литературы по теме "Виртуальная экскурсия по Петербургу Ф.М. Достоевского"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10-М КЛАССЕ
Тема урока: «Виртуальная экскурсия по Петербургу Ф.М. Достоевского»
Тип урока: урок систематизации знаний
Вид урока: урок защиты проектов
Цели урока:
Деятельностная: научить кадет структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
Создание условий для обобщения и систематизации изученного материала в условиях защиты парного проекта.
Создание условий для формирования коммуникативной, ценностно-мировоззренческой, общекультурной, читательской и речевой компетенций обучающихся.
Развивающие:
Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения.
Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.
Развитие творческих способностей, речевых умений кадет.
Обогащение словарного запаса кадет.
Повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету.
Развитие интереса кадет к литературному и общекультурному наследию нашей страны.
Воспитательные:
Воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к
другу.
Воспитание у кадет интереса и уважения к родному языку и родной литературе, русской культуре в её общемировом значении.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
материалы для защиты проектов на электронном носителе;
роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
рабочие листы для кадет.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.
Применяемые педагогические технологии:
технология системно-деятельностного подхода;
здоровьесберегающие технологии;
ИКТ.
Методы обучения:
наглядный, практический (метод проекта), репродуктивный, метод интегрированного обучения.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Самоопреде-ление к деятельности. Организаци-онный момент | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация | Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний. - Ребята, перед тем как обсудить тему и цели нашего урока, предлагаю посмотреть видеоэпиграф к занятию. Просмотр видеоролика (в ролике на фоне фотографий Петербурга кадет читает стихотворение Александра Егорова «Петербург Достоевского»: По брусчатой мостовой Стук кареты слышен. Петербург передо мной «Достоевским» дышит. А по улице дома, Рядом - «заведение». Августовская жара Словно наваждение. На Подьяческом мосту Я стою, забывшись На полуденном свету, С Петербургом слившись. «Ростовщицы» дом вдали, Окнами играет. Дворник сонный у стены Мусор подметает. Петербург, ты, Петербург, Будто сочинённый. Обступает меня в круг, Августовский, сонный.) - В стихотворении из видеоэпиграфа время действия - август, в романе «Преступление и наказание» основные события происходят в июле, у нас за окном – февраль. Нам придется поменять время года и место. Мы перемещаемся в центр Петербурга, в котором и проведём ближайшие 40 минут. Тема нашего урока звучит так: «Виртуальная прогулка по Петербургу Ф.М. Достоевского». | Обучающиеся смотрят видеоролик. Обучающиеся внимательно слушают учителя. |
3. Постановка учебной задачи. | - Скажите, а какова же цель нашего урока? - Эту цель мы будем реализовать с помощью ваших проектов. Добавлю для гостей урока, что в создании каждого проекта принимали участие два кадета: один – в качестве историка, а второй – в качестве литератора.
Все ваши маленькие проекты сложатся в одну большую интересную литературную экскурсию. Каждый из вас получит по две оценки: одну – за выступление с проектом, а вторую – за работу в специальных листах. Слушайте внимательно своих товарищей – и тогда все белые пятна на этой карте превратятся в литературные адреса. | Формулируют цель занятия, рассуждают о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Обучающиеся внимательно слушают учителя. Обучающиеся получают листы для работы на уроке. Учитель читает задание для работы с картой. |
4.Решение учебной задачи: защита проектов | - Итак, начнём нашу виртуальную прогулку. Давайте посмотрим на карту. Место нашей встречи – Сенная площадь… «Сенная площадь» - выступление 1 «Доходный дом купца Ивана Алонкина на Казначейской,7 (дом Достоевского)» - выступление 2 «Дом Раскольникова на Гражданской, 19» - выступление 3 «Кокушкин мост» - выступление 4 «Юсуповский сад» - выступление 5 «Дом со шпилем на Садовой 55–57» - выступление 6 | Кадеты презентуют результаты работы (демонстрация проектов). После каждого выступления можно задать вопросы выступающим или прокомментировать выступление. |
5. Рефлексия деятельности. | - Спасибо всем выступающим за интересные проекты! Итак, наш маршрут на половину пройден. Но «белых пятен» на этой карте еще много – значит, прогулка будет продолжена. - А пока вспомним, какие цели мы поставили перед собой в начале урока? - Как вы считаете, получилось у нас их реализовать? - Каким же предстал перед нами Петербург из романа «Преступление и наказание»? | Кадеты размышляют над предложенными учителем вопросами, высказывают своё мнение. |
6. Домашнее задание | Как много интересных мыслей возникло у нас по поводу последнего вопроса! Этой теме и будет посвящено домашнее задание. Оно напечатано на ваших рабочих листах. Спасибо всем за урок! До свидания! | |
Список литературы:
1. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.
2. Ашимбаева Н., Бирон В. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского: Спб, 2015.
3. Белов С.В. Петербург Достоевского. Спб.: 2022.
4. Белов С.В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий.
Пособие для учителя. Л., 1979.
5. Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. Л., 1980.
6. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М., 2010.
7. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М.: 2015.
8. Лурье Л.Я. Петербург Достоевского. Исторический путеводитель. М., 2022.
9. Павлова Н.И. Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" в школе: М., 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (скриншоты страниц)