Конспект урока литературы по теме «Виртуальная экскурсия по Петербургу Ф.М. Достоевского» (10 класс)

12
4
Материал опубликован 8 March в группе

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10-М КЛАССЕ

Тема урока: «Виртуальная экскурсия по Петербургу Ф.М. Достоевского»

Тип урока: урок систематизации знаний

Вид урока: урок защиты проектов

Цели урока:

Деятельностная: научить кадет структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Задачи урока:

Образовательные:

Создание условий для обобщения и систематизации изученного материала в условиях защиты парного проекта.

Создание условий для формирования коммуникативной, ценностно-мировоззренческой, общекультурной, читательской и речевой компетенций обучающихся.

Развивающие:

Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения.

Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.

Развитие творческих способностей, речевых умений кадет.

Обогащение словарного запаса кадет.

Повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету.

Развитие интереса кадет к литературному и общекультурному наследию нашей страны.

Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к

другу.

Воспитание у кадет интереса и уважения к родному языку и родной литературе, русской культуре в её общемировом значении.

 

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

материалы для защиты проектов на электронном носителе;

роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

рабочие листы для кадет.

 

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.

 

Применяемые педагогические технологии:

технология системно-деятельностного подхода;

здоровьесберегающие технологии;

ИКТ.

 

Методы обучения:

наглядный, практический (метод проекта), репродуктивный, метод интегрированного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

1.

Самоопреде-ление к деятельности.

Организаци-онный момент

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

 

 

 

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

 

 

2. Актуализация знаний, мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

- Ребята, перед тем как обсудить тему и цели нашего урока, предлагаю посмотреть видеоэпиграф к занятию.

Просмотр видеоролика (в ролике на фоне фотографий Петербурга кадет читает стихотворение Александра Егорова «Петербург Достоевского»:

По брусчатой мостовой

Стук кареты слышен.

Петербург передо мной

«Достоевским» дышит.

 

А по улице дома,

Рядом - «заведение».

Августовская жара

Словно наваждение.

 

На Подьяческом мосту

Я стою, забывшись

На полуденном свету,

С Петербургом слившись.

 

«Ростовщицы» дом вдали,

Окнами играет.

Дворник сонный у стены

Мусор подметает.

Петербург, ты, Петербург,

Будто сочинённый.

Обступает меня в круг,

Августовский, сонный.)

 

- В стихотворении из видеоэпиграфа время действия - август, в романе «Преступление и наказание» основные события происходят в июле, у нас за окном – февраль. Нам придется поменять время года и место. Мы перемещаемся в центр Петербурга, в котором и проведём ближайшие 40 минут.

Тема нашего урока звучит так: «Виртуальная прогулка по Петербургу Ф.М. Достоевского».

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся смотрят видеоролик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи.

 

- Скажите, а какова же цель нашего урока?

 

- Эту цель мы будем реализовать с помощью ваших проектов. Добавлю для гостей урока, что в создании каждого проекта принимали участие два кадета: один – в качестве историка, а второй – в качестве литератора.

 

Все ваши маленькие проекты сложатся в одну большую интересную литературную экскурсию.

 

Каждый из вас получит по две оценки: одну – за выступление с проектом, а вторую – за работу в специальных листах. Слушайте внимательно своих товарищей – и тогда все белые пятна на этой карте превратятся в литературные адреса.

Формулируют цель занятия, рассуждают о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

 

 

 

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

 

Обучающиеся получают листы для работы на уроке.

 

Учитель читает задание для работы с картой.

4.Решение учебной задачи:

защита проектов

 

- Итак, начнём нашу виртуальную прогулку. Давайте посмотрим на карту.

Место нашей встречи – Сенная площадь…

 

«Сенная площадь» - выступление 1

 

«Доходный дом купца Ивана Алонкина на Казначейской,7 (дом Достоевского)» - выступление 2

 

«Дом Раскольникова на Гражданской, 19» - выступление 3

 

«Кокушкин мост» - выступление 4

 

«Юсуповский сад» - выступление 5

 

«Дом со шпилем на Садовой 55–57» - выступление 6

 

 

Кадеты презентуют результаты работы (демонстрация проектов).

 

После каждого выступления можно задать вопросы выступающим или прокомментировать выступление.

 

5.

Рефлексия деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

- Спасибо всем выступающим за интересные проекты!

Итак, наш маршрут на половину пройден. Но «белых пятен» на этой карте еще много – значит, прогулка будет продолжена.

- А пока вспомним, какие цели мы поставили перед собой в начале урока?

- Как вы считаете, получилось у нас их реализовать?

- Каким же предстал перед нами Петербург из романа «Преступление и наказание»?


 


 


 


 


 

Кадеты размышляют над предложенными учителем вопросами, высказывают своё мнение.

6.

Домашнее задание

Как много интересных мыслей возникло у нас по поводу последнего вопроса! Этой теме и будет посвящено домашнее задание. Оно напечатано на ваших рабочих листах.

 

Спасибо всем за урок! До свидания!

 

 

Список литературы:

 

1. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики.  Абакан, 1999.

2. Ашимбаева Н., Бирон В. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского: Спб, 2015.

3. Белов С.В. Петербург Достоевского. Спб.: 2022.

4. Белов С.В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий.

Пособие для учителя. Л., 1979.

5. Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. Л., 1980.

6. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М., 2010.

7. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М.: 2015.

8. Лурье Л.Я. Петербург Достоевского. Исторический путеводитель. М., 2022.

9. Павлова Н.И. Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" в школе: М., 2001.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (скриншоты страниц)

t1709895993aa.png


 

t1709895993ab.png


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поздравляю, Виктория Александровна!

21 May

Спасибо большое, Вера Сергеевна!

23 May

Очень интересная и содержательная разработка! Поздравляю с победой в конкурсе, Виктория Александровна!

24 November

Спасибо, Елена Владимировна!

4 December

Похожие публикации