Конспект урока литературного чтения в 3 классе: А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
УМК «Школа 21 века»
Тема урока: А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
Цель: создать условия для знакомства с произведением А.И.Куприна «Барбос и Жулька», обеспечить целостное восприятие произведения.
Задачи:
- учить читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения;
- развивать словарный запас детей, речь учащихся, совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы, развивать умение составлять сравнительную характеристику персонажей; укрепить навыки выборочного пересказа.
- воспитывать доброе, внимательное отношение к животным.
Планируемые результаты.
Предметные: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного произведения.
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: знать и различать жанр, тему произведения литературы.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; удерживать внимание при выполнении необходимых действий.
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать нормы произнесения слов.
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Ход урока.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
Эмоциональный настрой на урок. | - Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Наш урок чтения хочу начать с высказывания А. Декурселя «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет» . | |
Актуализация и пробное учебное действие | - Творчество, какого писателя изучаем на уроках литературного чтения? - Что известно вам о творчестве Куприна? - Какие произведения Куприна вам уже знакомы? - О ком писал А. И. Куприн? - Послушайте загадку и догадайтесь, кто главные герои произведения Куприна, с которым познакомимся на уроке. Человеку верный друг. Чутко слышу каждый звук. У меня отличный нюх. Зоркий глаз и острый нюх. - У кого из вас дома живёт собака? Расскажите, как вы заботитесь о них. - Какие клички у ваших питомцев? - Сегодня мы познакомимся с произведением Куприна «Барбос и Жулька». Это история о двух собаках. | Изучаем творчество А. И. Куприна Герои произведения собаки. |
Целеполагание и планирование работы Первичное восприятие произведения Работа над содержание произведения. Итог урока. Рефлексия. | - У нас урок открытия новых знаний. - Какие цели ставим на урок? - Сегодня на уроке знакомимся с произведение Куприна «Барбос и Жулька», анализируем поступки героев и выясняем главную мысль произведения. - Цели поставлены. - Давайте спланируем нашу работу. Какие учебные действия необходимо совершить, чтобы прийти к цели: Оцениваем Делаем вывод Анализируем Читаем - План работы готов. Приступаем к работе. - Прежде давайте выясним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте произведения. Словарная работа: ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению;2) маленький, низкий. СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. ФЛИРТ – любовная игра, кокетство. ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. РЕПЯХАМИ – репейник ИСКОНИ – издавна - Послушайте внимательно произведение «Барбос и Жулька» - Какое чувство вызвало это произведение? - Что вас поразило, удивило? - Что вы можете сказать о Барбосе и Жульке? - Предлагаю ещё раз прочитать произведение. Читаем по цепочке. - Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев? - Почему описание Жульки занимает 1 предложение, а описание Барбоса целый абзац? - Эти собаки отличаются только внешностью? - Найдите описание их характера. - Какой вывод можно сделать? - Что же связывало таких разных собак? - Почему Куприн вначале рассказывает о разной внешности собак, а затем снова большое внимание уделяет описанию разности характеров? - К какому выводу он нас подталкивает? - Кто ворвался во двор? Как вел себя? - найдите этот эпизод, зачитайте его. - Какой был самый напряженный момент рассказа? Найдите его, зачитайте. - Можно ли назвать друзьями героев этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? - Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга? - Ожидал ли вы от Жульки такого поступка? - Как вы думаете, зависит характер, поведение от внешнего облика? Вывод: Характер, поведение, смелость, отвага собаки не зависит от ее внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой, как и человек. - Как вы думаете, почему Жулька заболела? Подтвердите свой ответ словами из текста. - Чем же заканчивается рассказ? - Как ты думаешь, переживал ли Барбос за Жульку? - Прочитай последний абзац. Что же произошло? Как все узнали о смерти Жульки? - Как вы думаете, можно ли Барбоса и Жульку считать друзьями? - Чтобы сравнить внешность и характер собак, давайте заполним таблицу. - Как вы думаете, что хотел сказать А.И.Куприн своим произведением. - Какова основная мысль данного рассказа? - Рассказ помогает понять, что дружба существует не только между людьми, но и между животными. Животные, как и люди, переживают предательство, измену, умеют беззаветно отдаваться дружбе. И мы должны быть чуткими и внимательными, добрыми, понимать животных, жить с ними в дружбе, заботиться о них. - Каким произведением познакомились? - Как автор говорит о своих героях? - Чему учит произведение? - Куприн рассказывает о животных с проникновенной нежностью или душевной горечью, точно речь идёт о людях добрых или злых, весело-озорных или угрюмых, а чаще всего отзывчивых, наивных и во всём непосредственных, как дети, по-своему мудрых и всё понимающих, но только не умеющих говорить человеческим языком. Мы в ответе за тех, кого приручили. - Как вы считаете, урок достиг цели? - Что помогло прийти к цели? - Что вам легко удалось? - Какие выводы вы сделали для себя с урока? - Я считаю, что урок цели достиг. Вы работали увлечённо. Благодарю вас за урок. | Познакомиться с новым произведением Куприна. Вывод: внешность и характер собак различаются. Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок. Жулька пережила сильное потрясение, которое подорвало её здоровье «Но напряжение героического порыва и ужас пережитых мгновений не прошли даром бедной Жульке». |