Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Творчество А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Литературное чтение Дата: _________
Творчество А. С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Герои литературной сказки. Рисунки И. Билибина к сказке.
Цель урока: обобщить и закрепить знания о жизни и творчестве поэта; продолжить работу над произведением А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»: повторить сюжет сказки по рисункам И. Билибина, вспомнить героев литературной сказки.
Формирование УУД:
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, орфографический словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Делать выводы в результате совместной работы.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Оборудование урока: презентация; орфографический словарь; карточки с заданием; карточки со знаками «+», «-».
Ход урока
1. Организация мотивации обучающихся:
- Начнём нашу работу с речевой разминки. Прочитайте вполголоса все вместе (слайд 1):
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- Кто автор этого стихотворения? (С. Михалков). К чему призывает нас автор?
- Прочитайте стихотворение С. Михалкова с разной интонацией: сначала радостно, а затем задумчиво.
- Как вы думаете, как бы сам автор хотел, чтобы вы прочитали эти строки? Кто попробует прочитать стихотворение, убеждая всех в важности и необходимости чтения книг?
- Надеюсь, вы и сами так же будете относиться к чтению. Сегодня на уроке вам представится возможность это показать.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим, познавательным...)
- Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность...)
2. Организация процесса целеполагания:
- Послушайте загадку и скажите, с каким произведением мы сегодня будем работать:
Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь …….(Гвидон)
- Правильно. Сегодняшний урок мы снова посвящаем одной из пяти авторских сказок самой светлой, волшебно-счастливой сказке - это «Сказка о царе Салтане», которая появилась в далёком 1831 году.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») (слайд 2).
- Какие задачи поставим перед собой? (повторить сюжет сказки, учится отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы …).
3. Организация планирования деятельности по достижению учебной цели:
- Для того, чтобы достичь поставленные цели нам необходимо спланировать нашу работу. План подготовила, но пока принесла его, карточки рассыпались. Помогите мне их собрать в том порядке, в котором нам предстоит сегодня работать:
Вспомнить: автора, сюжет
Узнать
Закрепить
Подвести итог
4. Актуализация знаний (по слайдам презентации):
- Назовите автора сказки (слайд 3).
- Где и когда родился А. С. Пушкин? (слайд 4).
- Как звали мать поэта? (слайд 5). Отца? (слайд 6).
- Кто занимался воспитанием маленького Пушкина? (слайд 7).
- От кого маленький Саша узнал РНС?
- Вернёмся к нашему плану, ответили мы на первый пункт плана? Возникли ли трудности? Какие? Можем ли перейти к следующему пункту? Над чем мы сейчас будем работать?
5. Работа по теме урока:
- Прочитайте полное название произведения. («Сказка о царе Салтане…»).
- Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)
- Что такое жанр произведения?
- Где можно узнать значение слова? (В словаре).
- Найдите определение этого слова в словаре Ожегова.
(Дети работают по словарю).
Жанр – это вид литературного произведения.
- Жанр этого литературного произведения – сказка.
- Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка, автор сам назвал произведение сказкой.)
- Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)
- Что ещё мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)
- Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.) Как вы это узнали?
Слайд 8. Иван Яковлевич Билибин - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель.
- Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина:
Слайд 9. «Во всё время разговора он стоял позадь забора...». (Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту).
Слайд 10. «Бочка по морю плывёт…»
Слайд 11. «В колымагах золотых, Пышный двор встречает их ...».
Слайд 12. «Белка песенки поёт, Да орешки всё грызёт...».
Слайд 13. «Расплескалось в шумном беге, И оставило на бреге…...».
Слайд 14. И садятся все за стол; И весёлый пир пошёл...».
- Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)
- Что такое сюжет?
- Найдите определение этого слова в словаре Ожегова.
(Дети работают по словарю).
Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.
Вернёмся к плану. Выполнили ли мы поставленную задачу? Докажите. Над чем мы будем работать теперь? Но для начала отдохнём.
Физкультминутка
- Изобразите волны, набегающие на берег.
- Князя Гвидона, натягивающего лук.
- Богатырей, выходящих из моря.
- Плывущую царевну Лебедь.
- Танцующую белку, поющую песенки.
Беседа по репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Слайд 15. Многие художники иллюстрировали сказки А. С. Пушкина. Одна из самых известных картин - картина Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь», посвящённая персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина).
А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя её с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А. С. Пушкин, очень похожа на жену художника.
А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А. С. Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.
- Нам встретилось ещё одно не знакомое слово. Найдём его в словаре.
(Дети работают со словарём).
Прототип - лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.
- О чём вы сейчас узнали? Возникли ли трудности? Какие? Что сделать, чтобы избежать их в будущем? К чему переходим теперь?
Закрепление:
- Назовите главных действующих лиц сказки. (Царь Салтан, Гвидон, сватья баба Бабариха, ткачиха, повариха, Царевна Лебедь, царица-мать.)
- Работа в парах. Выпишите героев, разделив их на группы:
Герои | ||
положительные | отрицательные | нейтральные |
царь Салтан князь Гвидон, лебедь, царица-мать. | сватья баба Бабариха, ткачиха, повариха. | Корабельщики, жители царства |
- Каких героев в сказке больше?
- Какие человеческие качества они проявляют: терпение, доверчивость, доброту, мужество, умение прощать и любить близких?
- Какие герои одерживают победу и почему?
- Счастливый ли финал этой сказки? Докажите, прочитайте этот момент.
- Были ли наказаны виновницы всех бед в сказке? Каким образом? Прочитайте об этом.
- Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)
- Прощает ли их царь Салтан? Князь Гвидон? Автор?
- А мы прощаем их? (Да.)
- Назовите основную мысль сказки? (Добро побеждает зло.)
- Чему учит нас сказка? (Доброте, мужеству, терпению, любить своих близких, умению прощать, не завидовать, радоваться за других.)
Рефлексия:
- Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из сказки А. С. Пушкина со с.
92-93.
Итог урока:
А я хочу закончить урок такими словами:
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!!!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!!!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесёте сквозь года
Вы радость сказки.
Спасибо за работу!