Конспект урока на тему: "Предложный падеж и его признаки" 4 класс

1
0
Материал опубликован 14 May

Тема урока:  Предложный падеж имён существительных.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

Формируемые УУД:

Предметные результаты:

1.Узнать особенности предложного падежа

2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже

5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями,

                               портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, презентация



Ход урока.

Орг.момент.

- Урок русского языка.

- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.

- Посмотрите на экран.

Эпиграфом к уроку я взяла слова М.В. Ломоносова. (Слайд 1)


Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой к нам обращается М.В.Ломоносов ?

III. Актуализация знаний

1.- Запишите число, классная работа.

Минутка чистописания. Пп

-Ребята , на каком этапе урока мы с вами учимся красиво писать?

Посмотрите на экран ,запишите заглавную и сточную букву п ,подружите их. Пропишите соединение 3 раза . Рассмотрите соединение букв с верхним и нижним соединением, выберите и запишите по одному сочетанию букв, одно с верхним соединением, другое с нижним. Выберите самостоятельно.

А теперь давайте представим что мы с вами художники и украсим нашу букву п росчерком (показываю на доске) Посмотрите пожалуйста и пропишите росчерк у себя в тетради.

2. Словарная работа

Обратите внимание на доску ,здесь представлены слова с пропущенными буквами.

Берег, берёза, город, завод, комната, молоко, облако, рябина, яблоко.

- Что общего в этой группе слов? (Словарные слова, имена существительные)

- На какие группы можно разделить эти слова по какому то признаку?(по родам)

- Запишите слова в 3 столбика (м.р., ж.р., ср. р.) ,

- Вставьте пропущенные буквы.

Проверка: на слайде

- Взаимопроверка и оценивание работы соседа по парте.

3.Воспроизведение знаний об имени существительном.

- Мы начали работу с части речи имя существительное

- Что вы еще можете рассказать об имени существительном?

Составляем «кластер»


-Как определяем падеж у имен существительных? (по вопросам)

-А сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение на который хором вы мне скажете ответ

О КОМ все думают, О ЧЁМ мечтают, —
Свои секреты мне лишь открывают.
Мне без предлогов белый свет не мил,
Без них, родных, и дня б я не прожил.
Моё вам имя отгадать не сложно,
Коль я с предлогами, то я падеж…
(Предложный.)

Как вы думаете так какая же тема нашего урока?

Какие поставим задачи перед собой? (нужно помочь сформулировать)

IV.Работа по теме.

1.- Составим маршрут нашего движения .

Маршрут движения. ( у каждого ученика)

1. Название падежа.

2. Вспомогательное слово.

3. Вопросы падежа.

4. Предлоги падежа.

5. Член предложения

-Заполняем пункты №1 и №3- Какие вопросы у предложного падежа?

- Итак, ребята, начинаем исследование предложного падежа.

1. – Вспомогательные слова.

Работаем по 2 пункту маршрутного листа. Слайд

-А вам интересно узнать, кто придумал такое название падежу?

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться( думать) о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный,

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (употребляется с предлогами)

2.- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже?

-Работаем в парах.

-Работаем в парах. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о …… корона

Буду с ней сидеть на ….. трон

Я мечтаю о …… слон

Чтоб кататься при …. луна

Вечерами в …. полумгле

Я мечтаю об …. орёл

Буду с ним летать на …. воля

Буду я учиться в …. школа

Ой, мечтаю я уже

О …… падеже предложный

- Прочитаем, что у вас получилось.

- В каком падеже вы поставили имена существительные

- Назовите слова с предлогом.

- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Заполните маршрутный лист. Пункт №4

(Выставляю карточки),

- что мы уже выяснили о п.п.? кластер

V. Первичное закрепление знаний.

1А сейчас я предлагаю поработать в группе

Каждой группе я раздам текст , вы должны найти в нём примеры употребления предложного падежа

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. 

Найдите и назовите словосочетания с именами существительными в предложном падеже.

Проверка.

2.Вернемся к маршрутному листу. Что еще не исследовали?

Творческая работа.

На доске слова.

В воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились, дедушка.

-Прочитайте.Сколько предложений можно составить из данных слов?

- Выполним разбор предложений.

- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Дедушка рассказывал о внуке.

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

В воздухе кружились листочки.

- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)





Физкультминутка.

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны



VI Продолжение работы.

X. Закрепление изученного.

Работа по карточкам. 

- Возьмите карточки. Укажите падеж имён существительных.

блестела на траве (____)

проехать по улице (____)

выбрались из чащи (____)

построил дачу (____)

работал на почте(____)

рассказ о книге(____)

идём по дороге(____)

читал о космосе(____)

2.Взаимопроверка. Слайд

- Проверьте свою работу. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-». Оцените

-Чему вы учились, выполняя свое задание.

(Уч-ся делают вывод, что они учились определять падеж имён сущ.).

VII Рефлексия. Слайд

Я вам предлагаю задание.-тест . Надо определить, в каких словосочета­ниях существительное употреблено в предложном падеже?

Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».

Да Нет

1. нырнул в воду о м

2. играют в воде о к

3. на морском берегу л п

4. отъехал от берега и о

5. скользят по воде ч д

6. в морской пучине е н

7. жить на острове ц й

- Что у вас получилось? (Слово молодец.)

- Раз у вас получилось это слово, значит, вы хорошо потрудились на уроке и получили от урока награду, то есть новые знания

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации