Конспект урока на тему: "Предложный падеж и его признаки" 4 класс
Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).
Формируемые УУД:
Предметные результаты:
1.Узнать особенности предложного падежа
2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже
5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.
6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.
7.Развивать умение работать в парах.
8.Воспитывать навык самостоятельности.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия
- оценивать качество и уровень усвоения материала
Познавательные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- смысловое чтение
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
- построение логической цепи рассуждений
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные результаты:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- применять правила делового сотрудничества
- участвовать в продуктивном диалоге.
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями,
портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, презентация
Ход урока.
Орг.момент.
- Урок русского языка.
- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.
- Посмотрите на экран.
Эпиграфом к уроку я взяла слова М.В. Ломоносова. (Слайд 1)
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой к нам обращается М.В.Ломоносов ?
III. Актуализация знаний
1.- Запишите число, классная работа.
Минутка чистописания. Пп
-Ребята , на каком этапе урока мы с вами учимся красиво писать?
Посмотрите на экран ,запишите заглавную и сточную букву п ,подружите их. Пропишите соединение 3 раза . Рассмотрите соединение букв с верхним и нижним соединением, выберите и запишите по одному сочетанию букв, одно с верхним соединением, другое с нижним. Выберите самостоятельно.
А теперь давайте представим что мы с вами художники и украсим нашу букву п росчерком (показываю на доске) Посмотрите пожалуйста и пропишите росчерк у себя в тетради.
2. Словарная работа
Обратите внимание на доску ,здесь представлены слова с пропущенными буквами.
Берег, берёза, город, завод, комната, молоко, облако, рябина, яблоко.
- Что общего в этой группе слов? (Словарные слова, имена существительные)
- На какие группы можно разделить эти слова по какому то признаку?(по родам)
- Запишите слова в 3 столбика (м.р., ж.р., ср. р.) ,
- Вставьте пропущенные буквы.
Проверка: на слайде
- Взаимопроверка и оценивание работы соседа по парте.
3.Воспроизведение знаний об имени существительном.
- Мы начали работу с части речи имя существительное
- Что вы еще можете рассказать об имени существительном?
Составляем «кластер»
-Как определяем падеж у имен существительных? (по вопросам)
-А сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение на который хором вы мне скажете ответ
О КОМ все думают, О ЧЁМ мечтают, —
Свои секреты мне лишь открывают.
Мне без предлогов белый свет не мил,
Без них, родных, и дня б я не прожил.
Моё вам имя отгадать не сложно,
Коль я с предлогами, то я падеж…
(Предложный.)
Как вы думаете так какая же тема нашего урока?
Какие поставим задачи перед собой? (нужно помочь сформулировать)
IV.Работа по теме.
1.- Составим маршрут нашего движения .
Маршрут движения. ( у каждого ученика)
1. Название падежа.
2. Вспомогательное слово.
3. Вопросы падежа.
4. Предлоги падежа.
5. Член предложения
-Заполняем пункты №1 и №3- Какие вопросы у предложного падежа?
- Итак, ребята, начинаем исследование предложного падежа.
1. – Вспомогательные слова.
Работаем по 2 пункту маршрутного листа. Слайд
-А вам интересно узнать, кто придумал такое название падежу?
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться( думать) о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный,
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (употребляется с предлогами)
2.- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже?
-Работаем в парах.
-Работаем в парах. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о …… корона
Буду с ней сидеть на ….. трон
Я мечтаю о …… слон
Чтоб кататься при …. луна
Вечерами в …. полумгле
Я мечтаю об …. орёл
Буду с ним летать на …. воля
Буду я учиться в …. школа
Ой, мечтаю я уже
О …… падеже предложный
- Прочитаем, что у вас получилось.
- В каком падеже вы поставили имена существительные
- Назовите слова с предлогом.
- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.
- Заполните маршрутный лист. Пункт №4
(Выставляю карточки),
- что мы уже выяснили о п.п.? кластер
V. Первичное закрепление знаний.
1А сейчас я предлагаю поработать в группе
Каждой группе я раздам текст , вы должны найти в нём примеры употребления предложного падежа
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Найдите и назовите словосочетания с именами существительными в предложном падеже.
Проверка.
2.Вернемся к маршрутному листу. Что еще не исследовали?
Творческая работа.
На доске слова.
В воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились, дедушка.
-Прочитайте.Сколько предложений можно составить из данных слов?
- Выполним разбор предложений.
- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.
- Разбор 1 предложения по членам предложения.
Дедушка рассказывал о внуке.
- Разбор 2 предложения по членам предложения.
В воздухе кружились листочки.
- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)
Физкультминутка.
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны
VI Продолжение работы.
X. Закрепление изученного.
Работа по карточкам.
- Возьмите карточки. Укажите падеж имён существительных.
блестела на траве (____)
проехать по улице (____)
выбрались из чащи (____)
построил дачу (____)
работал на почте(____)
рассказ о книге(____)
идём по дороге(____)
2.Взаимопроверка. Слайд
- Проверьте свою работу. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-». Оцените
-Чему вы учились, выполняя свое задание.
(Уч-ся делают вывод, что они учились определять падеж имён сущ.).
VII Рефлексия. Слайд
Я вам предлагаю задание.-тест . Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в предложном падеже?
Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».
Да Нет
1. нырнул в воду о м
2. играют в воде о к
3. на морском берегу л п
4. отъехал от берега и о
5. скользят по воде ч д
6. в морской пучине е н
7. жить на острове ц й
- Что у вас получилось? (Слово молодец.)
- Раз у вас получилось это слово, значит, вы хорошо потрудились на уроке и получили от урока награду, то есть новые знания