Конспект урока «Общее значение существительного, вопросы, грамматические признаки (род, число, падеж)»
Тема: Общее значение существительного, вопросы, грамматические признаки (род, число, падеж).
Цели: Повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; упражнять в нахождении существительных в письменной и устной речи; обогащать и расширять активный словарь через включение в речь новых и изученных существительных; Способствовать совершенствованию грамматического строя речи через составление предложений по заданной схеме;
Развивать функцию переключения внимания через чередование видов деятельности.
Воспитывать собранность и умение достигать поставленной цели через самостоятельные и коллективные формы работы.
Ожидаемый результат:
А: знать общее грамматическое значение имени существительного, распознавать существительное в речи
В: уметь выделять весь комплекс грамматических признаков, постоянных и непостоянных, определять начальную форму имени существительного
С: уметь аргументировать свою точку зрения, строить продуктивный диалог, сотрудничать в группе и раскрывать свои творческие способности, уметь оценивать свою деятельность на уроке.
Ресурсы: компьютер , презентация ,телевизор, индивидуальные карточки, учебник, таблица
Этапы Используемые модули |
Деятельность учителя |
Формы работы |
Деятельность ученика |
Оценивание |
Организационный этап |
Психологический настрой учащихся Звонок за дверью прозвенел. Ученик за парту сел. Приготовился писать, Слушать и запоминать. - Начинаем урок русского языка. - Откроем тетради и запишем дату. |
ФР |
Хором проговаривают стихотворение |
|
Каллиграфическая минутка Словарная работа |
ежужижожажюж…Приложение 1 На доске слова с пропущенными буквами Приложение 2 Д-р_жёр, ж_нглёр, ж_р_бёнок, д__алог, ж_нщина, ж_лезный - Назовите, какие буквы вы вставите. -Я убираю слова с доски, а вы запишите их по памяти |
ИР |
Вставляют пропущенные буквы. Записывают по памяти слова. |
Листы самооценивания. Самооценивание по ключу |
Ориентационный этап |
Определение темы и цели урока. - Какое слово «лишнее» среди словарных слов. -Почему? - Попробуйте назвать цели урока. |
ФР |
Мы начали изучать имена существительные |
|
Операционный этап Обучение с учётом ВО НП – работа в группах ОдО КМ. Стратегия «Карусель» Физминутка ИКТ |
1. Актуализация субъектного опыта учащихся. - Какой раздел языкознания изучает имя существительное? -Какие грамматические значения имеют существительные? -Девочки назовут постоянные, мальчики непостоянные. - Дайте полное определение имени сущ-му. - Давайте уточним, каково общее значение сущ? Приложение 3 2.Определение общего значения сущ-х. Постановка УЗ -Каждая группа получает лист А 4 с именами сущ-ми. -Определите, что они называют: Берёза - Ходьба- Нефть - Листва – Вывод: не все сущ-ые обозначают предмет - Все существительные делят на 4 группы: Конкретные Вещественные Отвлеченные Собирательные Приложение 4 3.Определние разрядов существительных - На доске записаны имена сущ-ые. Распределите их по разрядам. 1 группа выписывает конкретные , 2 группа – вещественные, 3 группа – отвлечённые, 4 группа – собирательные сущ-е. Верблюд, желание, воздух, побег, мошкара, ботинок, ивняк, любовь, рис, бумага, батыр, бельё. Приложение 5 - Проводя физминутку, назыались имена существительные. Перечислите сущ. ед ч, затем мн.ч. - Назовите сущ. м.р,ж.р, с.р. 4.Морфологический разбор - Разберите, пользуясь памяткой слова В СЕНЕ, НА БАЛКОНЕ. |
ГР ГР |
Морфология П: одуш/неодуш, собст/нариц, род, скл Н: число, падеж Определяют значение сущ-х, записывают на листах, представляют свою работу Определяют разряд. Выписывают только своё, проверяют друг друга по стратегии «Карусель» Выполняют физминутку Выполняют задания учителя Называют сущ по заданию В сене – один ученик на доске На балконе - самостоятельно |
Листы самооценивания. Взаимооценивание в группах по готовому образцу стратегия «Карусель» Листы самооценивания. |
Итог урока - На какие вопросы мы искали ответы? - На все ли ответили? - Что нового узнали на уроке? - Давайте подытожим то, о чем говорили на уроке. Возьмите голубые листочки. Там тест. Посмотрим, как вы усвоили урок. Тест 1 Существительное — это ___________________ часть речи, которая обозначает _________ и отвечает на вопросы__________ __________ 2. Существительное может быть одуш. и _______________ Собств. И ___________________Сущ-е бывают ___________________ рода. 3. Существительное может изменяться по _____________ и __________ Обсудите в группах оценки, которые вы сегодня заработали за урок. |
ФР ИР |
Отвечают на вопросы. Выполняют тест. Обсуждают в группе результаты работы |
Ключ на доске Листы самооценивания. |
|
Домашнее задание |
На карточках. Дифференцированное |
|||
Рефлексия |
АКВАРИУМ ПУЗЫРЬКИ - У каждого из вас на столе лежит картинка - 3 пузырька воздуха. Пузырек улыбается- вы потрудился на славу, все поняли, и вам было интересно. Пузырек задумался – вы работали хорошо, но что не очень удалось на уроке. У пузырька плохое настроение – вы работали, но пор какой то причине не успевали за всеми или не все поняли. Ученики объясняют, почему повесили, тот или иной пузырек. .- Верьте в свой успех, больше читайте и у вас все получится |
Оценивают свою работу на уроке |
Конкретные |
Вещественные |
Отвлеченные |
Собирательные |
обозначают явления или предметы реальной действительности, существуют в виде отдельных экземпляров или особей. |
Обозначают однородные по составу вещества, однородную массу чего-либо, материалы, которые можно не считать, а измерять |
Обозначают абстрактные понятия: явления, события, свойства, качества, действия, состояния |
Обозначают совокупность лиц или предметов как неделимое целое |
стол, тетрадь, наушники, гараж, велосипед, балкон |
керосин, соль, воздух тесто, глина, железо, молоко, сметана, курятина, сера, вода, аспирин, алыча, смородина, сало, сыр, крупа |
радость, учение, отвага храбрость, новизна почет, борьба чтение |
листва, детвора, молодежь, родня, мошкара, беднота, бельё, березняк |
Тест 1 Существительное — это ___________________ часть речи, которая обозначает ___________ и отвечает на вопросы____________ ____________ 2. Существительное может быть одуш. и _______________ Собств. И ___________________Сущ-е бывают ___________________ рода. 3. Существительное может изменяться по _____________ и __________ |
Тест 1 Существительное — это ___________________ часть речи, которая обозначает ___________ и отвечает на вопросы____________ ____________ 2. Существительное может быть одуш. и _______________ Собств. И ___________________Сущ-е бывают ___________________ рода. 3. Существительное может изменяться по _____________ и __________ |
Тест 1 Существительное — это ___________________ часть речи, которая обозначает ___________ и отвечает на вопросы____________ ____________ 2. Существительное может быть одуш. и _______________ Собств. И ___________________Сущ-е бывают ___________________ рода. 3. Существительное может изменяться по _____________ и __________ |
Тест 1 Существительное — это ___________________ часть речи, которая обозначает ___________ и отвечает на вопросы____________ ____________ 2. Существительное может быть одуш. и _______________ Собств. И ___________________Сущ-е бывают ___________________ рода. 3. Существительное может изменяться по _____________ и __________ |
Тест 1 Существительное — это ___________________ часть речи, которая обозначает ___________ и отвечает на вопросы____________ ____________ 2. Существительное может быть одуш. и _______________ Собств. И ___________________Сущ-е бывают ___________________ рода. 3. Существительное может изменяться по _____________ и __________ |
Тест 1 Существительное — это ___________________ часть речи, которая обозначает ___________ и отвечает на вопросы____________ ____________ 2. Существительное может быть одуш. и _______________ Собств. И ___________________Сущ-е бывают ___________________ рода. 3. Существительное может изменяться по _____________ и __________ |
Белоусова Вероника Викторовна
Сафонова Елена Валерьевна