Конспект урока химии на тему «Признаки химических реакций» (8 класс)
Тема урока: «Признаки химических реакций »
Цель урока: выявить признаки химических реакций и условия их протекания.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций.
Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.
Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.
Воспитательные
Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира
Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы
Воспитание бережного отношения к своему здоровью
Развивающие
Развивать познавательную активность,
Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.
Развивать навыки работы с компьютером
Оборудование к уроку
• На демонстрационном столе:
свеча, HCl, Zn , KOH, CaCO3, AgNO3, бенгальский огонь, ржавый гвоздь, пробирки, спички, спиртовка.
• На столах учащихся: HCl, Zn , KOH, CaCO3, AgNO3, пробирки
лотки для проведения опытов,
• Видеофрагменты: « Свечение – признак реакции», «Выделение газа – признак реакции», «Изменение цвета – признак химической реакции», «Вулкан: разложение дихромата аммония»
• Презентация урока.
1. Мотивационно-ориентационный этап.
На столе зажженная свеча (слайд). Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
В этом году мы с вами начали изучать очень интересный предмет, относящийся к естественно-научным предметам (вместе с физикой, биологией, географией), - химию. Что изучает химия? (наука о веществах, их свойствах, о превращениях веществ и способах управления этими превращениями).
В природе, на производстве, в быту с веществами происходят различные изменения. Эти изменения называются явлениями.
Какие явления вы наблюдаете при горении свечи?
- плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)
- затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)
Как называются такие явления? (физические)
- горение парафина (свет и выделение тепла)
Как называются такие явления?(химические)
Какие явления называются биологическими? (изменения, происходящие с живыми организмами)
Цель нашего урока – изучить признаки химических реакций.
Предложите схему нашего урока.
Учитель записывает тему урока на доске (слайд). Запишите тему урока в тетрадь.
Итак сегодня мы должны:
• определить • сущность химических явлений
• выявить • признаки химических реакций
• отметить • значение химических реакций
Это будет планом нашего урока.
2. Операционно-исполнительный этап.(Проверка домашнего задания)
А) По каким признакам можно отличить физическое явление? (Состав вещества не меняется, меняется форма, размер, агрегатное состояние).
Биологические явления – это явления, происходящие с живыми организмами.
А какие явления называются химическими? Приведите примеры.
Посмотрите на слайды: дождь, снег, радуга и др.
Назовите из явлений физические, биологические и химические.
А теперь из перечня явлений выберите номера, под которыми указаны физические явления и химические явления. (Самостоятельная работа).
Взаимопроверка работы (учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы)
3.Изучение новой темы
1.Химические реакции. Признаки реакций.
А) Обращение к словам лауреата Нобелевской премии Н.Н.Семенова:
«Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии.»
Реакция (лат.) – отпор, противодействие, ответное воздействие.
Б) Предложите, как мы можем выявить признаки реакций? ( провести эксперимент)
Проведение эксперимента (по группам). Вам необходимо осуществить реакции и указать признак реакции
Вы должны аккуратно проделать опыты и записать наблюдения, сделать выводы (указать признак реакции). (Вставить в описание опытов пропущенные слова).
Провести инструктаж.
1 группа: карбонат кальция +соляная кислота
2 группа: гидроксид калия +соляная кислота (щелочь окрашена индикатором)
3 группа: нитрат серебра + соляная кислота
4 группа: цинк + соляная кислота
Далее каждая группа отчитывается, указывает признак реакции и вешает табличку(1 учащийся) с названием признака на доску: выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение тепла. На доске записываются реакции (2 учащийся)
А теперь давайте посмотрим еще несколько опытов и укажем признаки реакций.
Последний опыт «Вулкан на столе»
В) Какое природное явление напоминает этот опыт? (Сообщение ученика о вулканах)
Перед вами картина Карла Павловича Брюллова « Последний день Помпеи» (1833 год), на которой художник показал беспощадную стихию разрушения. 24 августа 79 года( почти 2000 лет назад ) при извержении Везувия был уничтожен итальянский город Помпеи. Он оказался залитым 20- метровым слоем раскаленной лавы и застывшей смеси пепла, камней и горячего грязевого потока. Погибло всё население – 2000 жителей.
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось как боевое знамя,
Земля волнуется - с шатнувшихся колон
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.(А.Пушкин)
Учитель поджигает перо. Укажите признак реакции?
Г) Подведение итогов. Заполнение схемы «Признаки реакций» (в тетрадях)
2. Виды химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции.
«Извержение вулкана сопровождалось не только выделением тепла, но и света.
Демонстрация горения бенгальского огня. Найдите, как называются такие реакции? (работа с учебником)
Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнем невозможно.
Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.
Звучит фрагмент музыкальной сюиты А.Скрябина «Похищение огня»
В искусстве огонь символизирует горение души, самопожертвование во имя других. Огонь символизирует и еще одно качество человеческой личности – творческое начало. Неслучайно, аллегорический образ горящей свечи так часто встречается в произведениях поэтов, на картинах художников. Горящая свеча – символ нашего горения перед Богом, символ нашего единения.
Ученица читает стихотворение «Огонь»
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки
Хищный делает бросок!
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
3. Значение химических реакций.
Как вы думаете пользу или вред приносят химические реакции? (ответы учащихся)
А)Давайте рассмотрим вредное влияние химических реакций.
Что такое коррозия? (Доклад учащегося)
Чем загрязняется окружающая среда? (Бытовые отходы, нефтепродукты, выбросы фабрик и машин)
Примеры:
Разложение
Бумага – 2-10 лет
Консервная банка – более 90 лет
Фильтры от сигарет – 100 лет
Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет
Пластмасса – 500 лет
Стекло – более 1000 лет
Вывод о бережном отношении к природе.
Б) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)
Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.
Химия приносит радость и восторг. Это салюты и фейерверки.
Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.
В) Условия возникновения и протекания реакций.(Прочитайте в учебнике)
4. Закрепление материала.
Что нового вы узнали?
Справились ли мы с поставленными задачами?
Чем химические явления отличаются от физических?
Назовите признаки реакций?
А теперь давайте по стихотворным четверостишиям определим явления
1. И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко!
2. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз…
3. …А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе,
Не верите – так взвесьте…
4. Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в реке?
5. Световых частиц поток
Падает на зеленый листок,
Листок кислород выделяет,
Углекислый газ поглощает.
Выставление оценок
5. Домашнее задание. §26, стр. составить кроссворд «Физические и химические явления»
Подвести итоги нашего урока можно словами Р.Ролана
(учащиеся зачитывают слова):
«Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений,
понимать их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими».
Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
«…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»
Майкл Фарадей, англ.ученый
Кому понравился урок – прикрепите магнитик с улыбкой к доске, у кого остались вопросы прикрепите цветной магнитик.
Надеюсь, что вы остались довольны уроком. До свидания.
Горунова Анастасия Павловна