Открытый урок по русскому языку на тему «Дательный и предложный падеж имени существительного» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 30 May 2019

Тема: "Дательный и предложный падежи имен существительных ."

Дата: 05.02.2019

Задачи:

Организовать действия учащихся по открытию взаимодействия существительных с предлогом в дательном и предложных падежах и влияние на правописание безударных окончаний существительных.

Содействовать формированию у учащихся умения правильно употреблять в речи имена существительные первого склонения в дательном и предложных падежах; различать Дательный и предложный падеж по существенным признакам.

Пробуждать потребность к аккуратности, к чувству товарищества и сотрудничества.

УУД:

Регулятивные: применять ус­тановленные правила в плани­ровании способа решения.

Познавательные: использо­вать общие приёмы решения задач.

 

Коммуникативные:ставить вопросы, обращаться за по­мощью.

Оборудование: учебник « Русский язык . 3 класс » Л.В. Кибирева; карточки для работы по теме «Дательный и предложный падежи имен существительных ", ИКТ.

 

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Поздоровайтесь с нашими гостями.

Мы пришли сюда учиться Работаем старательно.

Не лениться,  а трудиться Слушаем внимательно!  (слайд № 2)

 

Прочтите что написано на слайде.(слайд №3)

Грамоте учиться – всегда пригодится.

-Как вы понимаете  эту пословицу?

-Чему она учит?

-А мы с вами все уже знаем или у нас есть еще пробелы в знаниях?

-Раз вы сказали что нам многое еще нужно узнать, не будем больше терять время и отправимся покорять вершины знаний.

2.Минутка чистописания. (слайд № 4)

-А почему именно эти буквы мы с вами прописываем ?(Д.п.,П.п.)

-Как они связаны с нашей темой?(ответы детей)

*Словарная работа(запишите слова ,отгадав загадки)(слайды № 5-10)

 

 

1.Три двора, три кола,

     Дорога одна,

    Кругом леса и поля,

   Там петушок кричит с утра!(Деревня)

2.Очень мягкий он для нас,
    Любим очень полежать,
    Помогает в этом нам
    Всем знакомый наш …(Диван)

3.Всем она давно знакома –
Ждет послушно возле дома,
Только выйдешь из ворот –
Куда хочешь поведет.( Дорога)

 

4.Мечтал он быть Томатом

    Большим аристократом,
Но его, то с давних пор
Дразнят просто…(Помидор) 

5.Свой имеет пятачок,
Хоть и маленький ещё.
Любит повизжать спросонок
Наш чумазый
    (Поросёнок).

 

6.В самолете он летает, 
Ездит в поезде, в трамвае. 
Чтобы быть им много лет, 
Нужен не один билет!
( Пассажир )

 

Словарь:деревня,диван,дорога,помидор,поросенок,пассажир.( слайд № 11)

-Какие слова у нас получились?

-Что мы знаем о правописании этих слов? (нужно запомнить, словарные слова)

 

3.Работа по теме урока.

- Какой частью речи являются эти слова?

- Давайте вспомним, что вы знаете об имени существительном.

- Как изменяются имена существительные?

- А что ещё вы знаете об имени существительном?

- Мы продолжим нашу работу с именами  существительными.

*Работа в парах.

У вас на партах карточки с заданием. Прочитайте что нужно сделать.

 

Карточка № 1 ( слайд № 12)

Запиши слова раскрывая скобки. Определи падеж имен существительных.

 

Живет в (деревня)___, спит на (диван)___, обратился к (пассажир)___, заботится

о (поросенок)____, побежал по (дорога)___, говорил о (помидор)___.

 

Проверка.(слайд № 13)

 

-Кто мне скажет тему нашего сегодняшнего урока? (Дательный и предложный падеж имени существительного)

-А кто из вас знает откуда у падежей такие названия? (слайд № 14)

 

Дательный падеж (греческий dotike) – это также дословный перевод с греческого языка. Возможно, название дательного падежа произошло от слова дать, ведь не случайно вопросы дательного падежа кому? чему? так хорошо сочетаются со словом дать.(Элина)

Предложный падеж употребляется только с предлогами. Отсюда и его название. В древнерусском мог и без предлога, когда употреблялся для обозначения местоположения, пункта пребывания. И назывался местным. Предложным его назвал великий русский ученый М.В.Ломоносов.(Тамик)

4.Физминутка (слайд №15)

Физминутка у нас тоже связана с темой нашего урока.

Если я произношу  словосочетания  в Д.п. хлопаем в ладоши 2 раза,если в П.п.-прыгаем 2 раза,если в другом падеже -приседаем….(под музыку)

 

Идем в гору(прыгаем),смотрю в окно(прыгаем), вяжу свитер (присели), плывут по небу(хлопаем), гуляют по дорожке (прыгаем), пришел к другу (хлопаем), люблю маму(присели), подъехал к дому(хлопаем).

 

5. Работа по теме урока.( слайд № 16-17)

  Работа с деформированным предложением
Подчеркнуть грамматическую основу предложения, определить падеж выделенных слов.

 

Вариант 1.

1) живет, дядя, мой, деревне, в

2) дивану, Рыжик, по, ползет

 

Вариант 2.

1) по, Давид, дорожке, бежал

2) поросёнке, дедушка, о, заботился, хорошо

 

6. Закрепление изученного материала

Работа с учебником.с.73,упр.130.

Работа у доски.(3ученика)

 

7.Рефлексия.

-- Что вы нового узнали сегодня на уроке?

--Какие открытия сделал каждый из вас?

-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?

Чтобы  это узнать возьмите карточку № 2.  Заполнив эту таблицу вы сможете ответить на этот вопрос.(слайд № 19-20)

Падеж

Вспомогательное  слово

Падежный вопрос

Предлоги

Пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Постановка домашнего задания и выставление оценок.

С.74,упр.131 (слайд № 21)

 

Открытый урок

по русскому языку

в 3 Б классе

МБОУ СОШ № 40

Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»

 

Подготовила:

учитель начальных классов

Кудзоева Д.А.

 

 

г.Владикавказ 2019

 

Падеж

Вспомогательное  слово

Падежный вопрос

Предлоги

Пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Падеж

Вспомогательное  слово

Падежный вопрос

Предлоги

Пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Падеж

Вспомогательное  слово

Падежный вопрос

Предлоги

Пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Падеж

Вспомогательное  слово

Падежный вопрос

Предлоги

Пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Падеж

Вспомогательное  слово

Падежный вопрос

Предлоги

Пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Падеж

Вспомогательное  слово

Падежный вопрос

Предлоги

Пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Падеж

Вспомогательное  слово

Падежный вопрос

Предлоги

Пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дательный падеж (греческий dotike) – это также дословный перевод с греческого языка. Возможно, название дательного падежа произошло от слова дать, ведь не случайно вопросы дательного падежа кому? чему? так хорошо сочетаются со словом дать.

 

Предложный падеж употребляется только с предлогами. Отсюда и его название. В древнерусском мог и без предлога, когда употреблялся для обозначения местоположения, пункта пребывания. И назывался местным. Предложным его назвал великий русский ученый М.В.Ломоносов.

 

Физминуткау нас тоже связана с темой нашего урока.

Если я произношу  словосочетания  в Д.п. хлопаем в ладоши 2 раза,если в П.п.-прыгаем 2 раза,если в другом падеже -приседаем….(под музыку)

 

Идем в гору(прыгаем),смотрю в окно(прыгаем), вяжу свитер (присели), плывут по небу(хлопаем), гуляют по дорожке (прыгаем), пришел к другу (хлопаем), люблю маму(присели), подъехал к дому(хлопаем).

 

 

 

Карточка № 1

Запиши слова раскрывая скобки. Определи падеж имен существительных.

 

Живет в (деревня)_________________,спит на (диван)_______________, обратился к (пассажир)___________________, заботится о (поросенок)_____________, побежал по (дорога)__________________, говорил о (помидор)___ __________

 

 

Карточка № 1

Запиши слова раскрывая скобки. Определи падеж имен существительных.

 

Живет в (деревня)_________________,спит на (диван)_______________, обратился к (пассажир)___________________, заботится о (поросенок)_____________, побежал по (дорога)__________________, говорил о (помидор)___ __________

 

 

Карточка № 1

Запиши слова раскрывая скобки. Определи падеж имен существительных.

 

Живет в (деревня)_________________,спит на (диван)_______________, обратился к (пассажир)___________________, заботится о (поросенок)_____________, побежал по (дорога)__________________, говорил о (помидор)___ __________

 

 

Карточка № 1

Запиши слова раскрывая скобки. Определи падеж имен существительных.

 

Живет в (деревня)_________________,спит на (диван)_______________, обратился к (пассажир)___________________, заботится о (поросенок)_____________, побежал по (дорога)__________________, говорил о (помидор)___ __________

 

 

Карточка № 1

Запиши слова раскрывая скобки. Определи падеж имен существительных.

 

Живет в (деревня)_________________,спит на (диван)_______________, обратился к (пассажир)___________________, заботится о (поросенок)_____________, побежал по (дорога)__________________, говорил о (помидор)___ __________

 

 

Карточка № 1

Запиши слова раскрывая скобки. Определи падеж имен существительных.

 

Живет в (деревня)_________________,спит на (диван)_______________, обратился к (пассажир)___________________, заботится о (поросенок)_____________, побежал по (дорога)__________________, говорил о (помидор)___ __________

 

 

Карточка № 1

Запиши слова раскрывая скобки. Определи падеж имен существительных.

 

Живет в (деревня)_________________,спит на (диван)_______________, обратился к (пассажир)___________________, заботится о (поросенок)_____________, побежал по (дорога)__________________, говорил о (помидор)___ __________

 

Комментарии
Комментариев пока нет.