Урок русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода»
Открытый урок в 4 Б классе.
Русский язык
Тема: «Творительный и предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода»
Цель:
1. Познакомить учащихся с правописанием безударных окончаний у прилагательных в Творительном и Предложном падеж
2. Формировать умение распознавать данные падежи, правильно употреблять и писать падежные окончания; развивать речь учащихся.
3. Пробудить любознательность; побудить учащихся к активности.
Оборудование: 1. Мультимедийная установка.
2. Таблица «Алгоритм определения окончаний прилагательных»
3. Листочки с ладошками для проведения рефлексии.
Ход урока:
Эмоциональный настрой.
- Ребята, приложите руку к сердцу.
- Что вы чувствуете?
- Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а у вас маленькое, как ваши кулачки.
- Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце»
- Что значит доброе сердце?
- А каким человеком в жизни хочет быть каждый из вас?
(Трудолюбивым, радостным, весёлым, умным, здоровым, счастливым)
- Ну что же, я желаю вам, чтоб мечты сбывались, и каждый из вас был здоровым, счастливым, успешным.
- А о каком человеке вам хотелось бы заботиться?
(о добром, о слабом, о больном, о беспомощном)
- Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой.
- Сердце – наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости» - просит оно.
- А с каким настроением хочется совершать добрые дела, поступки, помогать другим людям? (с хорошим)
- О каком настроении чаще всего хочется говорить? ( о хорошем)
I. Постановка целей и задач. Актуализация знаний.
- Я знала, что у вас добрые сердца, я чувствовала, что отвечая на мои вопросы, вы назовёте эти слова. Посмотрите на экран.
- Что общего у словосочетаний? (пропущены окончания у прилагательных)
(Открыть столбики слов)
РАДОСТН… ДНЁМ О СЛАБ… ЗДОРОВЬЕ
ЗДОРОВ… СЕРДЦЕМ О БЕСПОМОЩН… РЕБЁНКЕ
ВЕСЁЛ… ДРУГОМ О СТАРШ… БРАТЕ
ДОБР… СОСЕДОМ О ХОРОШ… ЧЕЛОВЕКЕ
- Что общего у слов 1 столбика? (Имена прилагательные, отвечают на вопрос каким?, в Тв. п., м.р., ср. р.)
- Что общего у слов 2 столбика? (Имена прилагательные, отвечают на вопрос о каком?, в П. п., м.р.)
II. Постановка учебной задачи.
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Экран. «Творительный и предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода»
- Какую цель поставим сегодня на уроке?
(Учиться правильно писать безударные окончания имён прилагательных в Т. п. и П. п.)
III. «Открытие новых знаний».
- На прошлых уроках мы с вами вывели алгоритм, воспользуясь им вставьте окончания в словосочетания,
Син… платком О син… платке
Голуб… небом О голуб… небе
Алгоритм.
1.Нахожу имя прилагательное с безударным падежным окончанием.
2. От существительного, с которым связано это прилагательное, задаю вопрос.
3. Смотрю на ударное окончание вопроса.
4.Пишу безударное окончание прилагательного по вопросу.
- На какой вопрос отвечают прилагательные в Т. п.?
- Какие окончания?
- На какой вопрос отвечают прилагательные в П. п.?
- Какие окончания?
Вывод.
Экран. Т.п. П. п.
Каким? О каком?
-ым, -им -ом, -ем
-А теперь откройте учебники на стр. 14 и сравните то, что получили мы, с тем. Что написано там. Совпало? Значит мы всё сделали верно.
IY. Первичное закрепление материала.
- А теперь вас ждёт серьёзная работа. Вы должны показать хорошо ли поняли новую тему.
Стр. 15 упр. 306
Выполняется вторая часть задания.
№1 – коллективно, по цепочке с места.
1 вариант - №3
2 вариант - №4
Экран. Взаимопроверка. У кого всё правильно, поставьте + на полях.
Y. Выявление результативности усвоения новых знаний.
- Проверим, как усвоили вы новую тему.
- У вас на столах листочки .
1 уровень.
У кого желтые листочки.
- Вам нужно вставить пропущенные окончания у прилагательных, указать падеж.
Перед бледн… юношей, о верн… друге, в добр… сердце, ветвист… деревом,
лись… мехом, при сильн… морозе, на зелён… дереве.
2 уровень.
- У кого розовые листочки.
Вам нужно дописать прилагательные, указать падеж.
На ……… кургане стоит памятник. Под ………. деревом было прохладно. Над
………. морем летали чайки. В …… небе показался самолёт. Смотрит деревушка ………... пятном. Деревья замерли в ………….. уборе. Мы живём в ……….. доме.
( кирпичном, развесистым, сереньким, высоком, синим, серебряном, ясном)
YI. Обобщение.
- Давайте вернёмся к проблемной ситуации, с которой столкнулись в начале урока. Используя знания полученные на уроке вставим окончания в словосочетания.
(Открыть столбики слов)
РАДОСТН… ДНЁМ О СЛАБ… ЗДОРОВЬЕ
ЗДОРОВ… СЕРДЦЕМ О БЕСПОМОЩН… РЕБЁНКЕ
ВЕСЁЛ… ДРУГОМ О СТАРШ… БРАТЕ
ДОБР… СОСЕДОМ О ХОРОШ… ЧЕЛОВЕКЕ
YII. Подведение итога.
- Посмотрите на цель которую мы поставили в начале урока.
(Научиться правильно писать безударные окончания имён прилагательных в Т. п. и П. п.)
- Достигли мы этой цели?
-
YIII. Домашнее задание.
Стр. 16 упр. 308
IY. Рефлексия «Всё в твоих руках»
А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. Напоминаю, каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
1.Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
2.Указательный – узнал много нового – желтым.
3.Средний – мне было трудно – зеленым.
4.Безымянный – мне было комфортно – синим.
5.Мизинец – для меня было недостаточно информации – чёрным.