Конспект урока на тему "Произведения о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Дети и война"

4
0
Материал опубликован 21 April в группе


Презентация к урокуPPTX / 27.14 Мб









II Всероссийский конкурс педагогического

мастерства на лучший конспект урока

с мультимедийным сопровождением









Автор:

Пархоменко Галина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Мангушская школа №2»

администрации

Першотравневого района


Мангуш, 2024

Аннотация

Судьба России сложилась так, что ей пришлой не единожды защищать свои границы от захватчиков, посягавших на ее свободу и территориальную целостность. Героическое прошлое нашей Родины широко воспето русскими поэтами и прозаиками, а тема Великой Отечественной войны – одна из главных тем в литературе ХХ века.

Проблема сохранения и укрепления исторической памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков остается по прежнему актуальной. Особенно важно молодому поколению осознавать, что они – будущее великой страны. А чтобы будущее было светлым и прекрасным, нужно знать и помнить историю своего государства, стать достойным его гражданином.

Урок посвящен юным героям Великой Отечественной войны.

Методы и приемы, использованные в методической разработке, направ-лены на активизацию мыслительной деятельности учащийся, развитие ком-муникативной компетенции, критического мышления.

Методическая разработка может быть использована для проведения урока в 5 классе.






















Содержание



Введение………………………………………………………………………4

Основная часть………………………………………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………11

Использованная литература………………………………………………….12

Источники из электронного фонда Президентской библиотеки…………..12

Приложения…………………………………………………………………...13









































Введение



Данный проект подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, Примерной программой по учебному предмету «Литература. 5 класс» и Рабочей программой «Литература. Предметная линия учебника под редакцией В.Я. Коровиной. 5 класс».

Актуальность проекта обусловлена необходимостью сохранения и укрепления исторической памяти о Великой Отечественной войне в рамках Концепции национально-патриотического воспитания.

Цели: создать условия для проявления познавательной активности учащихся; углубить знания 5-классников о Великой Отечественной войне.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с творчеством поэтов, писавших о войне для детей;

- дать краткую характеристику жизни и творчеству поэта А.Т. Твардовского;

развивающие:

- развивать навык работы с информацией, в том числе из электронного фонда Президентской библиотеки;

- формировать коммуникативную компетенцию учащихся, умение выражать собственные мысли;

воспитательные:

- формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма, активной гражданской позиции;

- воспитывать любовь к Отечеству, уважительное отношение к героическому прошлому и настоящему своей страны, к героям Великой Отечественной войны.



.



Основная часть (конспект урока)



Тема. Произведения о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Дети и война.

Цели урока:

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, о жизненном пути и творчестве поэта А.Т. Твардовского;

- развивать у обучающихся коммуникативные навыки, способность четко формулировать свои мысли, формировать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения;

- воспитывать чувство интереса к героическому прошлому страны, патриотизма, гордости за деяния юных героев Великой Отечественной войны.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новую информацию, находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт.

Регулятивные УУД: уметь формулировать цели и задачи урока; планировать действия согласно поставленной задачи; самостоятельно работать с оформлением информационной карты; высказывать свои мысли, предположения.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять ответ устно и письменно, слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, постановка вопросов, активизирующих диалог, метод творческих заданий

Оборудование: учебник под редакцией В.Я. Коровиной, средства ИКТ, мультимедийная презентация к уроку, информационная карта для самостоятельной работы

Ход урока

Организационный этап.

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

Рубрика «Высказывания мудрых». (Слайд 2)

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», – писал

Михаил Ломоносов, русский ученый XVIII века. Согласны ли с этим высказыванием? Как вы его понимаете?

Актуализация опорных знаний учащихся.

Слово учителя

Все дальше и дальше от нас уходят в историю события Великой Отечественной войны. Но память сердца не гаснет. Она передается от дедов к внукам и правнукам. Их героический подвиг трудно оценить словами. Но говорить о нем очень важно. Поговорим о подвиге и мы.

Эвристическая беседа. (Слайд 3)

- Что вам известно о Великой Отечественной войне?

- Какие стихотворения, песни о войне вам известны?

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятель-

ности учащихся.

Слово учителя.

Поэзия ВОВ – поэзия мужества. Поэты воспевали в своих стихотворениях храбрых воинов, защищающих родную землю, не забывали о людях- подростках, рвавшихся на фронт и в партизанские отряды.

Многие поэты и прозаики писали свои произведения и о детях войны. Среди них Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Константин Симонов, Александр Твардовский. Они посвятили свои стихотворные произведения детям, показав в них любовь к Родине, отвагу и мужество маленьких героев. О детях на войне мы и поговорим сегодня на уроке. (Слайд 4)

Создание ситуации успеха. Прием «Оратор»

За 1-2 минуты убедите одноклассников в том, что изучение этой темы

просто необходимо.

Запись числа, темы урока в тетради.

Первичное усвоение новых знаний.

Прием «Книжная полка». (Слайд 5)

Обратимся к виртуальной книжной выставке. Перед вами книги из

электронного фонда Президентской библиотеки имени Б. Ельцина. Все они рекомендованы для дополнительного чтения по теме урока. Представленные жанры весьма разнообразны. Здесь и фронтовые стихи А. Твардовского, военная сказка К. Чуковского, проза Т. Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает».

Татьяна Кудрявцева в своей книге, посвященной юным героям Великой Победы, писала: «Эта книжка про маленьких, которых судьба заставила стать взрослыми. Война оборвала их детство. Она не обращала внимания на возраст. Кидала в пекло, невзирая на то, что человеку восемь или десять, или четырнадцать лет. Не больше, чем вам сейчас… А враг был рядом. Но эти дети не теряли присутствия духа. И враг не смог покорить этих мальчиков и девочек, несмотря на их малый возраст, враг жестокий, сильный, до зубов вооруженный, а не смог.

Есть такое выражение: ковать Победу. В своей борьбе и ребята, и взрослые были едины. Потому мы и победили…Имена некоторых героев известны всему миру, а имена других почти никому. Но все они достойны того, чтобы их помнили. Мне очень хотелось, чтобы и вы тоже знали про них».

Работа с информационной карточкой. (Слайд 6)

(Учащиеся получают задание во время лекции с элементами беседы

заполнять карточки) (Приложение 1).

Фотолекция учителя о жизни и творчестве А. Твардовского (возмо-

жен доклад подготовленного ученика) (Слайды 7-9)

Александр Трифонович Твардовский – русский поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент, подполковник.

Годы жизни – 1910-1971гг.

Родился на Смоленщине в семье кузнеца. Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать дома вслух произведения известных писателей.

Дебютное стихотворение поэта под названием «Новая изба» в 1925 году опубликовала местная газета.

Прошел войну 1941-1945 гг. военным корреспондентом. Самым известным произведением А.В. Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Автору поэма принесла большой успех, так как была очень актуальна в военное время.

Жанры творчества: стихотворения, поэмы, рассказы, статьи.

Стихотворение «Рассказ танкиста» написано в 1942 году на основе реальных событий.

2.2. Ознакомление со стихотворением «Рассказ танкиста». (Слайд 10)

(Выразительное чтение учителем, затем повторное чтение учащимися).

Беседа по содержанию стихотворения

- Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

- Какое событие описано в «Рассказе танкиста»?

- О чем это стихотворение? (О военных действиях на улице города).

(Учащиеся формулируют тему стихотворного произведения – дети и война; героический поступок мальчика).

- Сколько героев в стихотворении? (Два – лирический герой и мальчик).

Первичная проверка понимания.

Физкультминутка

Раз – все встали из-за парт, чтобы силушек набрать.

Два – несколько прыжков на месте, наклонились дружно вместе.

Три – чувствуем мы бодрость в теле, и за парты тихо сели.

Работа с учебником. (Слайд 11)

- Определите средства выразительности, которые использовал автор в стихотворении. Найдите примеры в тексте.

- Соедините средства выразительности с примерами в информационной карте. (Слайды 12-13)

Работа над характеристикой литературного героя. (Слайд 14)

- Кратко охарактеризуйте мальчонку. Используйте текст стиха. Каким увидели его вы?

(Лет десяти-двенадцати, бедовый, рубашонка пузырем, смелый, шустрый, сообразительный, хочет быть полезным). (Слайд 15)

- Как вы понимаете слово «бедовый»?

Проверка заполнения информационной карточки с коммента-

рием.

Первичное закрепление.

Прием «Размышляем о прочитанном». (Слайд 16)

- Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика,

как его зовут?

- Как вы думаете, почему поэт в конце стихотворения вновь напоминает нам, что подвиг юного героя остался безымянным, имя парнишки так и осталось неизвестным?

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Написать сочинение-размышление «Какое впечатление произ-

вело на вас стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» и почему?»

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Прием «Закончи предложение». (Слайд 17)

- Сегодня я узнал….

- Новым для меня на уроке было….

- Я никогда не думал, что…

- Теперь я буду….

2. Заключительное слово учителя.

Закончить урок я хочу словами Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что война оставила глубокий след в истории каждой семьи. Но в характере у народов России – исполнять свой долг, не жалеть себя, если того требуют обстоятельства. Самоотверженность, патриотизм, любовь к родному дому, к своей семье, к Отечеству – эти ценности и сегодня являются для российского общества фундаментальными, стержневыми. На них, по большому счёту, во многом держится суверенитет нашей страны.

Поэтому давайте помнить об этом и чтить память тех, кто отстоял наше с вами светлое будущее.


























Заключение


Наша память про Великую Отечественную войну с годами становится весомой. Эта война была тяжким испытанием для нашей страны, для людей, силой духа которых можно и нужно только восхищаться. Современные дети и подростки должны знать не только о светлых страницах истории России, но и о трагических. Они обязаны чтить память тех, кто сражался за наше светлое будущее.

Школьный предмет «Литература» – один из источников знаний о своей стране. Поэты и прозаики правдиво описали события Великой Отечественной войны. Прекрасны их произведения для детей и о детях-героях, детях, чьи имена остались неизвестными, но достойны войти в историю великой страны. Очень важно сегодня сохранить историческую память про Великую Отечественную для формирования идентичности и гражданской позиции у детей и молодежи.

Методическая разработка может быть использована в практике работы студентов филологического факультета, педагогов во время проведения уроков памяти, мужества, воспитательных мероприятий патриотической направленности.





















Использованная литература



Андрей Турков. Александр Твардовский /Серия «Жизнь замечатель-

ных людей». – Москва: Молодая гвардия, 2010. – 410 с. URL: https://imwerden.de/pdf/turkov_tvardovsky_2010__ocr.pdf

Литература: 5-й класс: учебник в 2 частях/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 13-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. – с.149-151.




Источники из электронного фонда Президентской библиотеки

Одолеем Бармалея!: (военная сказка) / Корней Чуковский; [рисунки

художника Б. И. Лебедева]. – Издание 2-е. – Пенза: Издательство газеты "Сталинское знамя", 1943. – 38 с. URL: https://www.prlib.ru/item/354634 (дата обращения 08.08.2023).

Статья Президента Российской Федерации В.В. Путина «75 лет Вели-

кой Победы: общая ответственность перед историей и будущим». URL: https://www.prlib.ru/section/1299558 (дата обращения 12.08.2023).

Татьяна Кудрявцева. Маленьких у войны не бывает: [для среднего

школьного возраста] / [иллюстрации Светланы Ведерниковой]. – Санкт-Петербург: Акварель, 2015. – 320с.: ил., портр., цв. ил. – Юным героям Великой Победы посвящается. URL: https://www.prlib.ru/item/426737 (дата обращения 08.08.2023).

Фронтовые стихи/ А. Твардовский; рисунки Н. Шишловского. –

Москва; Ленинград: ЦК ВЛКСМ издательство детской литературы, 1941. - 45 с. : ил. URL: https://www.prlib.ru/item/389277 (дата обращения 08.08.2023).



Приложения

t1713728982aa.png

Информационная карта





t1713728982ab.pngt1713728982ac.pngt1713728982ad.pngt1713728982ae.png

Иллюстрации из книги Андрея Туркова

«Александр Твардовский»


t1713728982af.pngt1713728982ag.png

Иллюстрации из книги Андрея Туркова

«Александр Твардовский»





16


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.