Конспект урока на тему "Произведения о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Дети и война"
Презентация к урокуPPTX / 27.14 Мб
II Всероссийский конкурс педагогического
мастерства на лучший конспект урока
с мультимедийным сопровождением
Автор:
Пархоменко Галина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Мангушская школа №2»
администрации
Першотравневого района
Мангуш, 2024
Судьба России сложилась так, что ей пришлой не единожды защищать свои границы от захватчиков, посягавших на ее свободу и территориальную целостность. Героическое прошлое нашей Родины широко воспето русскими поэтами и прозаиками, а тема Великой Отечественной войны – одна из главных тем в литературе ХХ века.
Проблема сохранения и укрепления исторической памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков остается по прежнему актуальной. Особенно важно молодому поколению осознавать, что они – будущее великой страны. А чтобы будущее было светлым и прекрасным, нужно знать и помнить историю своего государства, стать достойным его гражданином.
Урок посвящен юным героям Великой Отечественной войны.
Методы и приемы, использованные в методической разработке, направ-лены на активизацию мыслительной деятельности учащийся, развитие ком-муникативной компетенции, критического мышления.
Методическая разработка может быть использована для проведения урока в 5 классе.
Содержание
Введение………………………………………………………………………4
Основная часть………………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………11
Использованная литература………………………………………………….12
Источники из электронного фонда Президентской библиотеки…………..12
Приложения…………………………………………………………………...13
Введение
Данный проект подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, Примерной программой по учебному предмету «Литература. 5 класс» и Рабочей программой «Литература. Предметная линия учебника под редакцией В.Я. Коровиной. 5 класс».
Актуальность проекта обусловлена необходимостью сохранения и укрепления исторической памяти о Великой Отечественной войне в рамках Концепции национально-патриотического воспитания.
Цели: создать условия для проявления познавательной активности учащихся; углубить знания 5-классников о Великой Отечественной войне.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с творчеством поэтов, писавших о войне для детей;
- дать краткую характеристику жизни и творчеству поэта А.Т. Твардовского;
развивающие:
- развивать навык работы с информацией, в том числе из электронного фонда Президентской библиотеки;
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся, умение выражать собственные мысли;
воспитательные:
- формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма, активной гражданской позиции;
- воспитывать любовь к Отечеству, уважительное отношение к героическому прошлому и настоящему своей страны, к героям Великой Отечественной войны.
.
Основная часть (конспект урока)
Тема. Произведения о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Дети и война.
Цели урока:
- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, о жизненном пути и творчестве поэта А.Т. Твардовского;
- развивать у обучающихся коммуникативные навыки, способность четко формулировать свои мысли, формировать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения;
- воспитывать чувство интереса к героическому прошлому страны, патриотизма, гордости за деяния юных героев Великой Отечественной войны.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новую информацию, находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт.
Регулятивные УУД: уметь формулировать цели и задачи урока; планировать действия согласно поставленной задачи; самостоятельно работать с оформлением информационной карты; высказывать свои мысли, предположения.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять ответ устно и письменно, слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, постановка вопросов, активизирующих диалог, метод творческих заданий
Оборудование: учебник под редакцией В.Я. Коровиной, средства ИКТ, мультимедийная презентация к уроку, информационная карта для самостоятельной работы
Ход урока
Организационный этап.
Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.
Рубрика «Высказывания мудрых». (Слайд 2)
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», – писал
Михаил Ломоносов, русский ученый XVIII века. Согласны ли с этим высказыванием? Как вы его понимаете?
Актуализация опорных знаний учащихся.
Слово учителя
Все дальше и дальше от нас уходят в историю события Великой Отечественной войны. Но память сердца не гаснет. Она передается от дедов к внукам и правнукам. Их героический подвиг трудно оценить словами. Но говорить о нем очень важно. Поговорим о подвиге и мы.
Эвристическая беседа. (Слайд 3)
- Что вам известно о Великой Отечественной войне?
- Какие стихотворения, песни о войне вам известны?
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятель-
ности учащихся.
Слово учителя.
Поэзия ВОВ – поэзия мужества. Поэты воспевали в своих стихотворениях храбрых воинов, защищающих родную землю, не забывали о людях- подростках, рвавшихся на фронт и в партизанские отряды.
Многие поэты и прозаики писали свои произведения и о детях войны. Среди них Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Константин Симонов, Александр Твардовский. Они посвятили свои стихотворные произведения детям, показав в них любовь к Родине, отвагу и мужество маленьких героев. О детях на войне мы и поговорим сегодня на уроке. (Слайд 4)
Создание ситуации успеха. Прием «Оратор»
За 1-2 минуты убедите одноклассников в том, что изучение этой темы
просто необходимо.
Запись числа, темы урока в тетради.
Первичное усвоение новых знаний.
Прием «Книжная полка». (Слайд 5)
Обратимся к виртуальной книжной выставке. Перед вами книги из
электронного фонда Президентской библиотеки имени Б. Ельцина. Все они рекомендованы для дополнительного чтения по теме урока. Представленные жанры весьма разнообразны. Здесь и фронтовые стихи А. Твардовского, военная сказка К. Чуковского, проза Т. Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает».
Татьяна Кудрявцева в своей книге, посвященной юным героям Великой Победы, писала: «Эта книжка про маленьких, которых судьба заставила стать взрослыми. Война оборвала их детство. Она не обращала внимания на возраст. Кидала в пекло, невзирая на то, что человеку восемь или десять, или четырнадцать лет. Не больше, чем вам сейчас… А враг был рядом. Но эти дети не теряли присутствия духа. И враг не смог покорить этих мальчиков и девочек, несмотря на их малый возраст, враг жестокий, сильный, до зубов вооруженный, а не смог.
Есть такое выражение: ковать Победу. В своей борьбе и ребята, и взрослые были едины. Потому мы и победили…Имена некоторых героев известны всему миру, а имена других почти никому. Но все они достойны того, чтобы их помнили. Мне очень хотелось, чтобы и вы тоже знали про них».
Работа с информационной карточкой. (Слайд 6)
(Учащиеся получают задание во время лекции с элементами беседы
заполнять карточки) (Приложение 1).
Фотолекция учителя о жизни и творчестве А. Твардовского (возмо-
жен доклад подготовленного ученика) (Слайды 7-9)
Александр Трифонович Твардовский – русский поэт и прозаик, журналист, специальный корреспондент, подполковник.
Годы жизни – 1910-1971гг.
Родился на Смоленщине в семье кузнеца. Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать дома вслух произведения известных писателей.
Дебютное стихотворение поэта под названием «Новая изба» в 1925 году опубликовала местная газета.
Прошел войну 1941-1945 гг. военным корреспондентом. Самым известным произведением А.В. Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Автору поэма принесла большой успех, так как была очень актуальна в военное время.
Жанры творчества: стихотворения, поэмы, рассказы, статьи.
Стихотворение «Рассказ танкиста» написано в 1942 году на основе реальных событий.
2.2. Ознакомление со стихотворением «Рассказ танкиста». (Слайд 10)
(Выразительное чтение учителем, затем повторное чтение учащимися).
Беседа по содержанию стихотворения
- Какие чувства у вас вызвало стихотворение?
- Какое событие описано в «Рассказе танкиста»?
- О чем это стихотворение? (О военных действиях на улице города).
(Учащиеся формулируют тему стихотворного произведения – дети и война; героический поступок мальчика).
- Сколько героев в стихотворении? (Два – лирический герой и мальчик).
Первичная проверка понимания.
Физкультминутка
Раз – все встали из-за парт, чтобы силушек набрать.
Два – несколько прыжков на месте, наклонились дружно вместе.
Три – чувствуем мы бодрость в теле, и за парты тихо сели.
Работа с учебником. (Слайд 11)
- Определите средства выразительности, которые использовал автор в стихотворении. Найдите примеры в тексте.
- Соедините средства выразительности с примерами в информационной карте. (Слайды 12-13)
Работа над характеристикой литературного героя. (Слайд 14)
- Кратко охарактеризуйте мальчонку. Используйте текст стиха. Каким увидели его вы?
(Лет десяти-двенадцати, бедовый, рубашонка пузырем, смелый, шустрый, сообразительный, хочет быть полезным). (Слайд 15)
- Как вы понимаете слово «бедовый»?
Проверка заполнения информационной карточки с коммента-
рием.
Первичное закрепление.
Прием «Размышляем о прочитанном». (Слайд 16)
- Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика,
как его зовут?
- Как вы думаете, почему поэт в конце стихотворения вновь напоминает нам, что подвиг юного героя остался безымянным, имя парнишки так и осталось неизвестным?
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Написать сочинение-размышление «Какое впечатление произ-
вело на вас стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» и почему?»
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Прием «Закончи предложение». (Слайд 17)
- Сегодня я узнал….
- Новым для меня на уроке было….
- Я никогда не думал, что…
- Теперь я буду….
2. Заключительное слово учителя.
Закончить урок я хочу словами Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что война оставила глубокий след в истории каждой семьи. Но в характере у народов России – исполнять свой долг, не жалеть себя, если того требуют обстоятельства. Самоотверженность, патриотизм, любовь к родному дому, к своей семье, к Отечеству – эти ценности и сегодня являются для российского общества фундаментальными, стержневыми. На них, по большому счёту, во многом держится суверенитет нашей страны.
Поэтому давайте помнить об этом и чтить память тех, кто отстоял наше с вами светлое будущее.
Заключение
Наша память про Великую Отечественную войну с годами становится весомой. Эта война была тяжким испытанием для нашей страны, для людей, силой духа которых можно и нужно только восхищаться. Современные дети и подростки должны знать не только о светлых страницах истории России, но и о трагических. Они обязаны чтить память тех, кто сражался за наше светлое будущее.
Школьный предмет «Литература» – один из источников знаний о своей стране. Поэты и прозаики правдиво описали события Великой Отечественной войны. Прекрасны их произведения для детей и о детях-героях, детях, чьи имена остались неизвестными, но достойны войти в историю великой страны. Очень важно сегодня сохранить историческую память про Великую Отечественную для формирования идентичности и гражданской позиции у детей и молодежи.
Методическая разработка может быть использована в практике работы студентов филологического факультета, педагогов во время проведения уроков памяти, мужества, воспитательных мероприятий патриотической направленности.
Использованная литература
Андрей Турков. Александр Твардовский /Серия «Жизнь замечатель-
ных людей». – Москва: Молодая гвардия, 2010. – 410 с. URL: https://imwerden.de/pdf/turkov_tvardovsky_2010__ocr.pdf
Литература: 5-й класс: учебник в 2 частях/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 13-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022. – с.149-151.
Источники из электронного фонда Президентской библиотеки
Одолеем Бармалея!: (военная сказка) / Корней Чуковский; [рисунки
художника Б. И. Лебедева]. – Издание 2-е. – Пенза: Издательство газеты "Сталинское знамя", 1943. – 38 с. URL: https://www.prlib.ru/item/354634 (дата обращения 08.08.2023).
Статья Президента Российской Федерации В.В. Путина «75 лет Вели-
кой Победы: общая ответственность перед историей и будущим». URL: https://www.prlib.ru/section/1299558 (дата обращения 12.08.2023).
Татьяна Кудрявцева. Маленьких у войны не бывает: [для среднего
школьного возраста] / [иллюстрации Светланы Ведерниковой]. – Санкт-Петербург: Акварель, 2015. – 320с.: ил., портр., цв. ил. – Юным героям Великой Победы посвящается. URL: https://www.prlib.ru/item/426737 (дата обращения 08.08.2023).
Фронтовые стихи/ А. Твардовский; рисунки Н. Шишловского. –
Москва; Ленинград: ЦК ВЛКСМ издательство детской литературы, 1941. - 45 с. : ил. URL: https://www.prlib.ru/item/389277 (дата обращения 08.08.2023).
Приложения
Информационная карта
Иллюстрации из книги Андрея Туркова
«Александр Твардовский»
Иллюстрации из книги Андрея Туркова
«Александр Твардовский»
16