Технологическая карта урока по коми языку как государственному «Менам медматысса морт (Мой самый близкий человек)»
Конспект урока «Менам медматысса морт (Мой самый близкий человек)»
Технологическая карта урока
Урок по коми языку как государственному
Учитель: Куликова Татьяна Ивановна
Предмет: Коми язык
Класс: 5
Тема урока |
Общая тема «Миян рöдвуж» 10 часа. Тема данного урока - «Менам медматысса морт». |
Тип урока |
урок обобщения и систематизации знаний; |
Образовательные цели урока |
1. Способствовать формированию: - представлений о проектировании текста на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств - умений планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно; - умений последовательно изложить материал; - формировать любовь, нежность и уважение к самому родному человеку на земле – маме; умение ценить материнскую заботу и любовь; осознанное понимание значимости матери в жизни ребёнка, семьи, общества; - вызывать желание поделиться чувствами, мыслями о своей маме, составляя рассказы о маме; - способствовать обогащению словарного запаса; - активизировать словарь по теме; - закреплять навыки передачи своих эмоций, чувств к маме, с помощью художественных средств. 2. Развивать коммуникативные навыки, наблюдательность, память, творческие способности, исследовательские умения, кругозор, обобщить свои знания, обогащать словарный запас, дополнить эти знания собственными творческими работами; содействовать гармоничному физическому развитию детей. 3. Воспитывать: - уважение к родителям, её достоинству, - доброжелательное отношение к окружающим; - Через произведения художественной литературы воспитывать любовь и уважение к маме. |
Планируемые результаты |
Предметные (посредством коми языка): -- знать о составе своей семьи; -- понимать и говорить о своих родственниках; Личностные УУД - уметь проводить рефлексию собственных действий, чувств; - уметь использовать различные способы поиска (в различных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; Метапредметные: познавательные УУД - уметь извлекать информацию из книг, журналов, газет, интернета. - уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - представлять информацию в развернутом и сжатом виде (текст, план), в форме рисунка; познавательные УУД: - определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока; - выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: - планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно; Коммуникативные УУД - воспринимать информацию, данную в явном виде: (из текста, выделять тему и ключевые слова); - интерпретировать (понимать и оценивать) текст (в виде творческого пересказа); - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - уметь анализировать самостоятельное пополнение знаний; - уметь использовать ИКТ в целях обучения и развития; |
актуальность |
Семья – самая маленькая ячейка общества, дающая ребенку бесценный опыт социализации. Кирпичиками семейного счастья является взаимопонимание и уважение между всеми членами семьи, мир и согласие в доме, доброта, но бесспорно главным является мама, которая в своих хрупких руках сохраняет семейное благополучие и счастье. |
Основные понятия |
Асшöр удж, висьт, кывбур, кывйӧз да шусьӧг, цитата, сьыланкыв. |
Межпредметные связи |
Коми литература, информатика, музыка, изобразительное искусство. |
Ресурсы |
Основные: учебник для 5 класса «Коми кыв», русско-коми тематический словарь, сборники стихотворений (Г. Юшков, А. Мишарина), пословицы и поговорки, всемирная сеть интернет, журнал «Йöлöга», газета «Знамя труда». |
Деятельность учеников |
Выявление темы урока. Постановка цели (проблемы): Проблема: Отсутствие знаний и умений для написания стихотворения о маме. 2. Цель: Создать текст о самом близком и родном человеке – маме. Пополнить свои знания из коми литературы, журналов и газет, интернета. 3. Задачи: - создать план для написания текста. - по плану составить предложения и написать текст. - из различных источников найти дополнительную информацию. 4. Предполагаемый результат: - повышение интереса к личности, жизни и деятельности родного человека. - развитие духовно-нравственных качеств. - воспитание любви к родным людям. Рефлексия учебной деятельности: представление рукописного текста и воспроизведение его. |
Деятельность учителя |
Мотивация к деятельности. Организационный момент. Постановка проблемной ситуации. Открытие нового знания. Первичное закрепление нового материала. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. |
Контрольно-оценочные средства |
Защита творческого задания - рукописного варианта текста |
Необходимое техническое оборудование |
Компьютер, проектор |
Конспект урока
Тема |
«Менам медматысса морт» |
Планируемые результаты |
Предметные (посредством коми языка): -- знать о составе своей семьи; -- понимать и говорить о своих родственниках; Личностные УУД - уметь проводить рефлексию собственных действий, чувств; - уметь использовать различные способы поиска (в различных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; Метапредметные: познавательные УУД - уметь извлекать информацию из книг, журналов, газет, интернета. - уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - представлять информацию в развернутом и сжатом виде (текст, план), в форме рисунка; познавательные УУД: - определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока; - выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: - планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно; Коммуникативные УУД - воспринимать информацию, данную в явном виде: (из текста, выделять тему и ключевые слова); - интерпретировать (понимать и оценивать) текст (в виде творческого пересказа); - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - уметь анализировать самостоятельное пополнение знаний; - уметь использовать ИКТ в целях обучения и развития; |
Основные понятия |
Асшöр удж, лист бок, висьт, кывбур, кывйӧз да шусьӧг, цитата, сьыланкыв, |
Межпредметные связи |
Коми литература, музыка, информатика, изобразительное искусство. |
Ресурсы |
Основные: учебник для 5 класса «Коми кыв», русско-коми тематический словарь, сборники стихотворений (Г. Юшков, А. Мишарина), пословицы и поговорки, всемирная сеть интернет, журнал «Йöлöга», газета «Знамя труда». |
Организация пространства |
индивидуальная и групповая работа |
Ход урока
Технология проведения |
Обучающие и развивающие задания |
Ресурсы |
Организационный момент Мотивация к деятельности. Цель: мотивировать учащихся на изучение темы. Постановка проблемной ситуации
I этап: Постановка цели урока II этап: Открытие нового знания. Цель: Создать текст о маме. III этап: Первичное закрепление материала. Цель – выяснить в какой мере каждый ученик овладел теми знаниями, которые формировались на уроках. IV этап: Итог урока. Цель: защита созданных текстов, регламент 0,5-1 минута на каждый. Рефлексия. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. V этап :Домашнее задание. Цель: Подготовить работы для презентации мини выставки на родительском собрании. |
- Видза оланныд, дона челядь! Пуксьӧй! Видзӧдлӧй ӧшиньӧ, кутшӧм мича талун луныс! - Талун ме тӧдмӧда тіянӧс Зоя Шиликовалöн мича кывбуркӧд. Но, медводз, сернитыштам автор йылысь. Зоя Васильевна Шиликова вӧлі велöдысьӧн Кöрткерöс районса Шойнаты школаын (коми кыв да литература), ачыс тшöтш гижис кывбуръяс. Чужлöма сійö 1940 вося вольгым тӧлысьӧ 4 лунö тайö сиктас. 1962 воын помалöма Коми государственнöй педагогическöй институтын история да филология факультет. Сы бöрын заводитöма велöдны ас сиктса шöр школаын коми кыв да литература. Чужан кыв вылын сійӧ гижис мича кывбур, кывзӧй, челядь! Выразительнöя лыддя. - Пöжалуйста, вуджöдöй кывбурсö. Челядь вуджöдöны кывбурсö да видлалам: - Кодкöд орччöдöма поэт мамсö? - Мыйö велöдö кывбурыс челядьсö? Вочавидзöны. - Кыдзи ті мöвпаланныд, мый йылысь талун ми кутам сернитны? Вочавидзöны - А мам тіянлы медматысса морт? Вочавидзöны - Сідзкӧ кыдзи кутас юргыны уроклӧн темаыс? Вочавидзöны - Бур! Мам – медматысса морт! Пасйӧй талунъя числӧ, уроклысь тема. - Зоя Шиликова гижис мича кывбур мам йылысь, а ті кужанныд? - Ог! - Вайöдöй гипотезаяс, мый верманныд вöчны? Вочавидзöны: текст. - Сідзкö, кутшöм мог уроклöн? дасьтыны текст мам йылысь. Но мый колö вöчны медводз? - Гижны план. Клише серти дасьтам план. План серти уджалам: - Бур! Висьталӧй, пӧжалуйста, позьӧ ли вӧчны содтӧд удж миян тема серти? - Да, позьӧ корсьны шусьӧгъяс, кывйӧзъяс, нӧдкывъяс, цитатаяс, содтӧд кывбуръяс. - А мыйла тайӧ миянлы колӧ? - Тайӧ миянлы колӧ, медым заводитны да гижны неыджыд, но мича висьт. - Сідзкӧ, юксьӧй 3 чукӧр вылӧ. Медводдза чукӧр дасьтӧ кывйӧзъяс да шусьӧгъяс, мӧд – кывбуръяс, коймӧд – цитатаяс корсьӧ интернетысь, вуджöдö. Корсьӧны да гижӧны, сэсся лыддям. Челядь бӧрйöны аслыныслы коланаторсö да гижӧны медводдза пунктö план серти. - Кыдзи гижам мöд серникузясö? Вочавидзöны да гижöны. - Кутшöм кывсикаса кывъяс колö тöдны, медым вочавидзны коймöд юалöм вылö? - Кывберд. Тайö кывъяс эм миян словарын. - Кутшöм кык чукöр вылö позьö торйöдны кывъяссö? - Мыгöр да этш. - Сідзкö, кымын серникузя гижам мöд юалöм серти? - Кык. - Мый артмис? Вочавидзöны. - Öні мый йылысь колö пасйыштны? - Удж йылысь. - Кытысь позьö корсьны уджсикас нимъяс? - Русско-коми тематическöй словарысь. - Кутшöм серникузя артмис? Вочавидзöны. - Ті радейтанныд мамнытö? Да? А мыйла? Кытысь корсям вочавидзöм? - Миян словарысь. - Мый гижинныд? - Мыйöн помалам? - Кывкöртöдöн. - Коді сійöс вöчас? - Мам – медматысса морт. Физминутка. Прöверитам текст. Лыддьöны некымын морт. Алгоритм защиты: -Тайö менам асшöр удж. Ме вöчи текст (лыддьö) Ме чайта, мый тайö уджыс менам артмис (эз артмы). Мыйла? - Бур! Ӧні здук-мӧд шойччыштам. Ставöн тöданныд сьыланкыв «Песенка мамонтенка»? Вайö видлам сiйöс сьывны коми кыв вылын. Сувтöй дӧска дорӧ. Медводз лыддям кывъяссö, а сэсся сьылам. - Молодечьяс! Пуксьöй. Ӧні донъялам ассьнымöс. Сета карточкаяс, кытчö челядь пуктöны «+» быд задание вылö, артмис кö. Карточка вылын пасйöны ас ним да сдайтöны. - Пасйöй дневникö гортса удж: серпасавны мамöс, дасьтысьны высьтавны сы йылысь. Ставлы аттьö, аддзысьлытöдз. |
Слайд вылын З. Шиликова-лӧн фото кывбурыс слайд вылын План петкӧдчӧ слайд вылын: Мамлы сиӧм кывъяс. Сылöн ним, вич, ов. Ортсы. Мамлöн уджсикас. Мыйла ме радейта мамöс? Кывкöртöд. Корсьöны колана кывъяс асланыс тетрадь-словарысь Комиа-роча, роча-комиа тематическöй кывкуд Корсьöны колана кывъяс асланыс тетрадьясысь видеоклип Кывъясыс слайд вылын карточкаяс |
Список используемой литературы:
- Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко. «Шонді нюм». 5 класса челядьлы комиӧн сернитны велӧдчан небӧг. Анбур, Сыктывкар, 2009.
- Комиа-роча, роча-комиа тематическöй кывкуд. Коми-русский, русско-коми тематический словарь / Составители А.Н. Карманова, Т.В. Якубиев, М.В. Черных. Сыктывкар, Анбур, 2011.
- Коми пословицы и поговорки. Составитель Ф.В. Плесовский. Сыктывкар, ККИ, 1983.
- А.П. Мишарина. Машалы козин: кывбуръяс, мойдкывъяс. Сыктывкар, ККИ, 2001.
- Г.А. Юшков. Ӧтувтӧм гижӧдъяс. Т.4. кывбуръяс, сьыланкывъяс, пьесаяс. Сыктывкар, ККИ, 2001
- Коми Республикаса том войтырлӧн газет «Йöлӧга».15 №. 2014 кос му 14-ӧд лун.
- Районная газета «Знамя труда» 2013, 10 декабря
- Интернет.
Беляева Светлана Геннадьевна