Технологическая карта урока географии «Атмосфера и человек»
Технологическая карта по географии
Урок 23 Атмосфера и человек (Параграф 20)
| 
						 Педагогические цели  | 
					
						 Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата  | 
				
| 
						 Образовательные ресурсы  | 
					
						 Учебник: Е.М. Домогацких «География. Физическая география. 8 класс», М., «Русское слово», 2015, климатическая и физическая карта России, мультимедийный проектор. Журнал «Путешествия по России». http://strana.ru/journal/21404897)  | 
				
| 
						 Основные понятия  | 
					
						 Климатические условия, неблагоприятные явления погоды, засуха, суховей, заморозок, смерч, ураган  | 
				
Организационная структура урока
| 
						 Этапы урока  | 
					
						 Деятельность учителя  | 
					
						 Деятельность ученика  | 
					
						 Дата  | 
				
| 
						 1. Организационный момент  | 
					
						 Мотивационная беседа. Знакомство с учебной ситуацией с целью вывести детей на самостоятельную формулировку темы урока, помочь им сформулировать цели и задачи.  | 
					
						 Приветствие учителя, готовность к уроку  | 
					|
| 
						 2. Актуализация знаний  | 
					
						 Ребята, скажите, пожалуйста, что мы проходили на прошлом уроке? А что такое литосфера? Правильно. А что такое стихийные бедствия? Правильно. 
							А сейчас мы проверим, что вы усвоили из прошлого урока. Вариант 1. 1. Устойчивый участок земной коры можно назвать? 
							А) платформой 2. Эту эру в геохронологической таблице называют как «древняя жизнь», определите эту эру? 
							А) архейская 3. Это совокупность всех неровностей земной коры называют? 
							А) впадинами 4. Мелким формам рельефа можно отнести? 
							А) дюны и барханы 5. К внешним процессам, формирующие современный рельеф, относят? 
							А) вулканизм Вариант 2 1. Неотектонические процессы – это? 
							А) внутренние  2. Для этой эру характерна «древнейшая жизнь», определите эту эру 
							А) кайнозойская 3. К крупным формам рельефа можно отнести? 
							А) хребты и возвышенности 4. Деятельность ветра связана с образованием определенных форм рельефа, каких? 
							А) дюны песчаные 5. К стихийным явлениям можно отнести? 
							А) извержение вулканов Проверьте правильность заполнение теста у вашего соседа. А теперь все внимание на экран, ответы для 1 варианта и для 2 варианта. Проверим, насколько вы правильно справились с заданием.  | 
					
						 Ответ: литосферу, стихийные бедствия 
							Ответ: литосфера – это каменная оболочка Земли Изучение вопросов и выполнение теста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Самостоятельная проверка теста Проверка теста по ключам, работа со слайдами № 1 и 2  | 
					|
| 
						 2. Создание проблемной ситуации  | 
					
						 Проблемный вопрос: Возможна ли ситуация, при которой жизнь человека будет полностью обособлена от климатических условий? Через анализ проблемной ситуации формулируют тему, цели и задачи урока. Планировать достижение цели, ставить познавательные задачи. Зафиксировать проблему на доске  | 
					
						 Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему.  | 
					|
| 
						 3. Целеполагания  | 
					
						 - Какие цели урока? У вас на столах лежат листы приращения знаний, отметьте у себя какие цели вы ставите на уроке и что вы знаете по данной теме? Записать в тетрадь число и тему урока.  | 
					
						 Проявляют познавательную инициативу. Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний.  | 
					|
| 
						 4. «Открытие» нового знания  | 
					
						 
							Ребята, а сейчас мы переходим к изучению нового материала. Перед вами лежат путевые листы, прошу вас написать фамилию и поставить дату 7.11.2013 года.  За каждое правильное выполненное задание вы ставите себе оценку в листах самооценки, и в конце урока  мы узнаем, какую оценку за урок вы получите. Как вы думаете, что их объединяет? Правильно, здесь есть равнины, горы и полезные ископаемые. Как вы думаете, что их может объединять? А давайте проверим, посмотрите на слайд, здесь перепутались буквы местами. Как вы думаете, что это за слово. Правильно: это литосфера. Давайте запишем тему урока в путевых листах «Человек и литосфера» Вопрос к классу: а что мы сегодня должны узнать? А чтобы это узнать, мы посмотрим на следующий слайд. Кто добывает полезные ископаемые? А какое влияние оказывает человек при добыче полезных ископаемых на литосферу? Цель нашего урока на сегодня будет: выяснить влияния человека на литосферу, положительное или отрицательное будет это влияние? Есть две гипотезы. Это ваше предположение мы проверим на уроке и в конце урока сможем сказать, правы вы были или нет. Вопрос к классу: а что мы должны сегодня узнать? Сегодня мы (слайд № 8) : Выясним роль и значение литосферы в жизни человека Узнаем, как человек влияет на литосферу В путевых листах у вас есть первое задание: заполнить схему «Хозяйственная деятельность человека », используя текст учебника стр. 75-76 Давайте теперь проверим, как вы справились с заданием. У кого может, по другому получилось? Следующее задание, у вас есть схема № 2 в путевых листах «Изменение человеком литосферы», чтобы ее заполнить, необходимо, воспользоваться словами, которые также у вас представлены. Постройка схемы на доске. Молодцы. Посмотрите на экран, как вы думаете, что это? Карта, литосфера Правильно. Сейчас я предлагаю вам выбрать правильное суждение 
							 Стихийные явления это 
							1) победа над человеком  
							Посмотрите на экран, о чем эта фотография вам говорит? 
							Итак, давайте с вами запишем новый термин: антропогенное влияние – это?  | 
					
						 Работа с путевыми листами Работа со слайдами № 3 , 4, 5, 7. (Презентация) 
							Ответ: есть горы и равнины, будем их изучать; Ответ: литосфера Запись темы в путевых листах Обучающиеся высказывают свои предположения, гипотезы Ответ: человек или машина Ответ: отрицательное. Положительное 
 
 
 
 Работа со слайдом Это литосфера – каменная оболочка земли. 
 
							Работа с текстом учебника, заполнение схемы в путевых листах. Работа с раздаточным материалом Построение схемы на доске Работа со слайдами Обучающиеся высказывают свои предположения: результат стихийных природных явлений. Ответ: карта, разломы литосферных плит Сообщение о землетрясении в Нефтеюганске, о вулкане Ключевская Сопка, о гейзерах и их применении. Ответ: человек влияет на литосферу, загрязняет ее. Это плохо. Обучающиеся высказывают свои предположения  | 
					|
| 
						 5.Физминутка  | 
					
						 Упражнения для глаз (на слайде)  | 
					
						 Выполняют упражнения  | 
					|
| 
						 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.  | 
					
						 В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания в учебнике. Выполнение практической работы (работа на карточках) Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом. Но хозяйственная деятельность человека и создание антропогенных форм рельефа приводит к ускорению рельефообразующих процессов. При этом часто они сопровождаются неблагоприятными последствиями для самого же человека: образуются оползни, обвалы и т. д. Они носят название стихийные природные явления. К ним так же относят землетрясения, извержения вулканов, лавины и грязекаменные потоки (сели) Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого поделимся на группы по 3 человека и выступим по плану: где? почему? меры борьбы. Характер поверхности (рельеф) имеет большое значение для жизни и хозяйственной деятельности людей. И поселения во многом определяются формой рельефа.  | 
					
						 Учащиеся выполняют задания. Учащиеся делятся на группы, получают задание. 1 группа-землетрясения 2 группа-вулканы 3 группа-оползни, обвалы 4 группа-сели, гейзеры. На подготовку ответа 5 минут, обсуждение ответов.  | 
					|
| 
						 7.Закрепление  | 
					
						 
							1. Установите связь между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми, сопоставляя различные карты- тектоническую, геологическую (на примере любой территории России: Северного Кавказа, Кольского полуострова, Урала и т.п.)   | 
					
						 
							Кольский полуостров. На равнинах проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги. Жизнь в горах протекает в сложных условиях. В горных регионах число видов хоз. Деятельности ограничено. Преимущественно в них используется минеральные, гидроэнергитические ресурсы  | 
					|
| 
						 8. Рефлексия (итог урока)  | 
					
						 «Выберите лишнее» Литосфера – вулканы – землетрясение – отвертка. Полезные ископаемые – человек – терриконы – ящерица Нефть – газ – человек – машина – вулканы Давайте с вами вспомнить цель нашего урока: влияние человека на литосферу положительное или отрицательное? Вы подумаете и в помощь для вас я предлагаю посмотреть вам небольшой видиоролик  | 
					
						 Работа у доски 
 
 Вспоминают цель урока, смотрят видиоролик.  | 
					|
| 
						 9. Домашнее задание  | 
					
						 Записывает и поясняет: параграф 20.  | 
					
						 Записывают домашнее задание  |