Технологическая карта урока географии «Атмосфера и человек»
Технологическая карта по географии
Урок 23 Атмосфера и человек (Параграф 20)
Педагогические цели |
Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата |
Образовательные ресурсы |
Учебник: Е.М. Домогацких «География. Физическая география. 8 класс», М., «Русское слово», 2015, климатическая и физическая карта России, мультимедийный проектор. Журнал «Путешествия по России». http://strana.ru/journal/21404897) |
Основные понятия |
Климатические условия, неблагоприятные явления погоды, засуха, суховей, заморозок, смерч, ураган |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Дата |
1. Организационный момент |
Мотивационная беседа. Знакомство с учебной ситуацией с целью вывести детей на самостоятельную формулировку темы урока, помочь им сформулировать цели и задачи. |
Приветствие учителя, готовность к уроку |
|
2. Актуализация знаний |
Ребята, скажите, пожалуйста, что мы проходили на прошлом уроке? А что такое литосфера? Правильно. А что такое стихийные бедствия? Правильно.
А сейчас мы проверим, что вы усвоили из прошлого урока. Вариант 1. 1. Устойчивый участок земной коры можно назвать?
А) платформой 2. Эту эру в геохронологической таблице называют как «древняя жизнь», определите эту эру?
А) архейская 3. Это совокупность всех неровностей земной коры называют?
А) впадинами 4. Мелким формам рельефа можно отнести?
А) дюны и барханы 5. К внешним процессам, формирующие современный рельеф, относят?
А) вулканизм Вариант 2 1. Неотектонические процессы – это?
А) внутренние 2. Для этой эру характерна «древнейшая жизнь», определите эту эру
А) кайнозойская 3. К крупным формам рельефа можно отнести?
А) хребты и возвышенности 4. Деятельность ветра связана с образованием определенных форм рельефа, каких?
А) дюны песчаные 5. К стихийным явлениям можно отнести?
А) извержение вулканов Проверьте правильность заполнение теста у вашего соседа. А теперь все внимание на экран, ответы для 1 варианта и для 2 варианта. Проверим, насколько вы правильно справились с заданием. |
Ответ: литосферу, стихийные бедствия
Ответ: литосфера – это каменная оболочка Земли Изучение вопросов и выполнение теста.
Самостоятельная проверка теста Проверка теста по ключам, работа со слайдами № 1 и 2 |
|
2. Создание проблемной ситуации |
Проблемный вопрос: Возможна ли ситуация, при которой жизнь человека будет полностью обособлена от климатических условий? Через анализ проблемной ситуации формулируют тему, цели и задачи урока. Планировать достижение цели, ставить познавательные задачи. Зафиксировать проблему на доске |
Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему. |
|
3. Целеполагания |
- Какие цели урока? У вас на столах лежат листы приращения знаний, отметьте у себя какие цели вы ставите на уроке и что вы знаете по данной теме? Записать в тетрадь число и тему урока. |
Проявляют познавательную инициативу. Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний. |
|
4. «Открытие» нового знания |
Ребята, а сейчас мы переходим к изучению нового материала. Перед вами лежат путевые листы, прошу вас написать фамилию и поставить дату 7.11.2013 года. За каждое правильное выполненное задание вы ставите себе оценку в листах самооценки, и в конце урока мы узнаем, какую оценку за урок вы получите. Как вы думаете, что их объединяет? Правильно, здесь есть равнины, горы и полезные ископаемые. Как вы думаете, что их может объединять? А давайте проверим, посмотрите на слайд, здесь перепутались буквы местами. Как вы думаете, что это за слово. Правильно: это литосфера. Давайте запишем тему урока в путевых листах «Человек и литосфера» Вопрос к классу: а что мы сегодня должны узнать? А чтобы это узнать, мы посмотрим на следующий слайд. Кто добывает полезные ископаемые? А какое влияние оказывает человек при добыче полезных ископаемых на литосферу? Цель нашего урока на сегодня будет: выяснить влияния человека на литосферу, положительное или отрицательное будет это влияние? Есть две гипотезы. Это ваше предположение мы проверим на уроке и в конце урока сможем сказать, правы вы были или нет. Вопрос к классу: а что мы должны сегодня узнать? Сегодня мы (слайд № 8) : Выясним роль и значение литосферы в жизни человека Узнаем, как человек влияет на литосферу В путевых листах у вас есть первое задание: заполнить схему «Хозяйственная деятельность человека », используя текст учебника стр. 75-76 Давайте теперь проверим, как вы справились с заданием. У кого может, по другому получилось? Следующее задание, у вас есть схема № 2 в путевых листах «Изменение человеком литосферы», чтобы ее заполнить, необходимо, воспользоваться словами, которые также у вас представлены. Постройка схемы на доске. Молодцы. Посмотрите на экран, как вы думаете, что это? Карта, литосфера Правильно. Сейчас я предлагаю вам выбрать правильное суждение
Стихийные явления это
1) победа над человеком
Посмотрите на экран, о чем эта фотография вам говорит?
Итак, давайте с вами запишем новый термин: антропогенное влияние – это? |
Работа с путевыми листами Работа со слайдами № 3 , 4, 5, 7. (Презентация)
Ответ: есть горы и равнины, будем их изучать; Ответ: литосфера Запись темы в путевых листах Обучающиеся высказывают свои предположения, гипотезы Ответ: человек или машина Ответ: отрицательное. Положительное
Работа со слайдом Это литосфера – каменная оболочка земли.
Работа с текстом учебника, заполнение схемы в путевых листах. Работа с раздаточным материалом Построение схемы на доске Работа со слайдами Обучающиеся высказывают свои предположения: результат стихийных природных явлений. Ответ: карта, разломы литосферных плит Сообщение о землетрясении в Нефтеюганске, о вулкане Ключевская Сопка, о гейзерах и их применении. Ответ: человек влияет на литосферу, загрязняет ее. Это плохо. Обучающиеся высказывают свои предположения |
|
5.Физминутка |
Упражнения для глаз (на слайде) |
Выполняют упражнения |
|
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания в учебнике. Выполнение практической работы (работа на карточках) Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом. Но хозяйственная деятельность человека и создание антропогенных форм рельефа приводит к ускорению рельефообразующих процессов. При этом часто они сопровождаются неблагоприятными последствиями для самого же человека: образуются оползни, обвалы и т. д. Они носят название стихийные природные явления. К ним так же относят землетрясения, извержения вулканов, лавины и грязекаменные потоки (сели) Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого поделимся на группы по 3 человека и выступим по плану: где? почему? меры борьбы. Характер поверхности (рельеф) имеет большое значение для жизни и хозяйственной деятельности людей. И поселения во многом определяются формой рельефа. |
Учащиеся выполняют задания. Учащиеся делятся на группы, получают задание. 1 группа-землетрясения 2 группа-вулканы 3 группа-оползни, обвалы 4 группа-сели, гейзеры. На подготовку ответа 5 минут, обсуждение ответов. |
|
7.Закрепление |
1. Установите связь между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми, сопоставляя различные карты- тектоническую, геологическую (на примере любой территории России: Северного Кавказа, Кольского полуострова, Урала и т.п.) |
Кольский полуостров. На равнинах проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги. Жизнь в горах протекает в сложных условиях. В горных регионах число видов хоз. Деятельности ограничено. Преимущественно в них используется минеральные, гидроэнергитические ресурсы |
|
8. Рефлексия (итог урока) |
«Выберите лишнее» Литосфера – вулканы – землетрясение – отвертка. Полезные ископаемые – человек – терриконы – ящерица Нефть – газ – человек – машина – вулканы Давайте с вами вспомнить цель нашего урока: влияние человека на литосферу положительное или отрицательное? Вы подумаете и в помощь для вас я предлагаю посмотреть вам небольшой видиоролик |
Работа у доски
Вспоминают цель урока, смотрят видиоролик. |
|
9. Домашнее задание |
Записывает и поясняет: параграф 20. |
Записывают домашнее задание |