12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нехай Фатима Аскербиенва333
Россия, Адыгея респ., а. Понежукай
0

Технологическая карта урока географии «Атмосфера и человек»

Технологическая карта по географии

Урок 23 Атмосфера и человек (Параграф 20)

Педагогические цели

Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата

Образовательные ресурсы

Учебник: Е.М. Домогацких «География. Физическая география. 8 класс», М., «Русское слово», 2015, климатическая и физическая карта России, мультимедийный проектор. Журнал «Путешествия по России». http://strana.ru/journal/21404897)

Основные понятия

Климатические условия, неблагоприятные явления погоды, засуха, суховей, заморозок, смерч, ураган

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Дата

1. Организационный момент

Мотивационная беседа.

Знакомство с учебной ситуацией с целью вывести детей на самостоятельную формулировку темы урока, помочь им сформулировать цели и задачи.

Приветствие учителя, готовность к уроку

 

2. Актуализация знаний

Ребята, скажите, пожалуйста, что мы проходили на прошлом уроке?

А что такое литосфера?

Правильно. А что такое стихийные бедствия?

Правильно.

А сейчас мы проверим, что вы усвоили из прошлого урока.
Перед каждым из вас листок с тестовыми вопросами. Вам необходимо подписать лист и выбрать из предложенных вариантов правильный ответ к поставленным вопросам.

Вариант 1.

1. Устойчивый участок земной коры можно назвать?

А) платформой
Б) вулканом
В) щитом

2. Эту эру в геохронологической таблице называют как «древняя жизнь», определите эту эру?

А) архейская
Б) палеозойская
В) кайнозойская

3.  Это совокупность всех неровностей земной коры называют?

А) впадинами
Б) желобами
В) рельефом

4. Мелким формам рельефа можно отнести?

А) дюны и барханы
Б) платформы
В) горы и равнины

5. К внешним процессам, формирующие современный рельеф, относят?

А) вулканизм
Б) деятельность ветра
В) извержения подводные

Вариант 2

1. Неотектонические процессы – это?

А) внутренние 
Б) внешние

2. Для этой эру характерна «древнейшая жизнь», определите эту эру

А) кайнозойская
Б) архейская
В) палеозойская

3. К крупным формам рельефа можно отнести?

А) хребты и возвышенности
Б) литосферные плиты
В) дюны и барханы

4. Деятельность ветра связана с образованием определенных форм рельефа, каких?

А) дюны песчаные
Б) бугры пучения
В) озы

5. К стихийным явлениям можно отнести?

А) извержение вулканов
Б) строительство дорог
В) строительство нефтепровода

Проверьте правильность заполнение теста у вашего соседа.

А теперь все внимание на экран, ответы для 1 варианта и для 2 варианта. Проверим, насколько вы правильно справились с заданием.

Ответ: литосферу, стихийные бедствия

Ответ: литосфера – это каменная оболочка Земли
Ответ: природные явления, в результате,   которых происходит гибель  человека и наносится урон окружающему миру

Изучение вопросов и выполнение теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная проверка теста

Проверка теста по ключам, работа со слайдами № 1 и 2

 

2. Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос: Возможна ли ситуация, при которой жизнь человека будет полностью обособлена от климатических условий?

Через анализ проблемной ситуации формулируют тему, цели и задачи урока.

Планировать достижение цели, ставить познавательные задачи.

Зафиксировать проблему на доске

Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему.

 

3. Целеполагания

- Какие цели урока? У вас на столах лежат листы приращения знаний, отметьте у себя какие цели вы ставите на уроке и что вы знаете по данной теме?

Записать в тетрадь число и тему урока.

Проявляют познавательную инициативу.

Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний.

 

4. «Открытие» нового знания

Ребята, а сейчас мы переходим к изучению нового материала. Перед вами лежат путевые листы, прошу вас написать фамилию и поставить дату 7.11.2013 года.  За каждое правильное выполненное задание вы ставите себе оценку в листах самооценки, и в конце урока  мы узнаем, какую оценку за урок вы получите.
Все справились?
А чтобы изучить новую тему посмотрим на экран.

Как вы думаете, что их объединяет?

Правильно, здесь есть равнины, горы и полезные ископаемые. Как вы думаете, что их может объединять?

А давайте проверим, посмотрите на слайд, здесь перепутались буквы местами. Как вы думаете, что это за слово.

Правильно: это литосфера.

Давайте запишем тему урока в путевых листах «Человек и литосфера»

Вопрос к классу: а что мы сегодня должны узнать?

А чтобы это узнать, мы посмотрим на следующий слайд.

Кто добывает полезные ископаемые?

А какое влияние оказывает человек при добыче полезных ископаемых на литосферу?

Цель нашего урока на сегодня будет: выяснить влияния человека на литосферу, положительное или отрицательное будет это влияние?

Есть две гипотезы. Это ваше предположение мы проверим на уроке и в конце урока сможем сказать, правы вы были или нет.

Вопрос к классу: а что мы должны сегодня узнать?

Сегодня мы (слайд № 8) :

Выясним роль и значение литосферы в жизни человека

Узнаем, как человек влияет на литосферу

В путевых листах у вас есть первое задание: заполнить схему «Хозяйственная деятельность человека », используя текст учебника стр. 75-76

Давайте теперь проверим, как вы справились с заданием.

У кого может, по другому получилось?

Следующее задание,  у вас есть схема № 2 в путевых листах  «Изменение человеком литосферы», чтобы ее заполнить, необходимо, воспользоваться словами, которые также у вас представлены.

Постройка схемы на доске. Молодцы.

Посмотрите на экран, как вы думаете, что это?

Карта, литосфера

 Правильно.

Сейчас я предлагаю вам выбрать правильное суждение


 

Стихийные явления это

1) победа над человеком 
2) изменения рельефа 
3) жертвы среди населения  
4) польза для человека  и природы 
5) извержение вулканов

Посмотрите на экран, о чем эта фотография вам говорит?

Правильно.

Итак, давайте с вами запишем новый термин: антропогенное влияние – это?
Одна из антропогенных форм рельефа находится не далеко от нас, в 400 км, в Ростовской области, в городе Шахты. Все, кто проезжает по трассе М-4, невольно обращает внимание на эти конусообразные красно-бурые холмы, возвышающиеся над степными просторами и придающие им какой-то фантастический, внеземной вид. А если проезжать мимо них ночью, то можно заметить огоньки на склонах, чаще всего голубоватые, призрачные...
Это терриконы (на самом деле правильно — терриконники) — в переводе с французского «коническая насыпь», — отвалы породы, остающиеся после угледобычи. 
Дальше — больше... Температура внутри террикона может достигать 1200°С; на поверхности появляются дымящиеся выходы газов — фумаролы, как на вулканах... Как водится, ничего полезного для здоровья человека в этом процессе не выделяется, наоборот, ядовитые газы — сероводород, угарный газ, диоксиды серы и азота, — наполняют воздух вокруг террикона в таких концентрациях, что в отдельных случаях нахождение вблизи чревато самыми печальными последствиями... Почти все снимки, которые показывают  крупные планы были сняты буквально «на бегу» — дышать было невозможно, от резкого запаха слезились глаза. От этих терриконах нужно держаться подальше!

Работа с путевыми листами

(Приложение 1)

Работа со слайдами

3 , 4, 5, 7. (Презентация)

Ответ: есть горы и равнины, будем их изучать;
Есть добыча полезных ископаемых – будем их изучать. Это Земля.

Ответ: литосфера

Запись темы в путевых листах

Обучающиеся высказывают свои предположения, гипотезы

Ответ: человек или машина

Ответ: отрицательное. Положительное

 

 

 

 

Работа со слайдом

Это литосфера – каменная оболочка земли.

 

Работа с текстом учебника, заполнение схемы в путевых листах.
Сбор схемы на доске

Работа с раздаточным материалом

Построение схемы на доске

Работа со слайдами

Обучающиеся высказывают свои предположения: результат стихийных природных явлений.

Ответ: карта, разломы литосферных плит

Сообщение о землетрясении в Нефтеюганске, о вулкане Ключевская Сопка, о гейзерах и их применении.

Ответ: человек влияет на литосферу, загрязняет ее. Это плохо.

Обучающиеся высказывают свои предположения

 

5.Физминутка

Упражнения для глаз (на слайде)

Выполняют упражнения

 

6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания в учебнике.

Выполнение практической работы (работа на карточках)

Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом.

Но хозяйственная деятельность человека и создание антропогенных форм рельефа приводит к ускорению рельефообразующих процессов. При этом часто они сопровождаются неблагоприятными последствиями для самого же человека: образуются оползни, обвалы и т. д. Они носят название стихийные природные явления. К ним так же относят землетрясения, извержения вулканов, лавины и грязекаменные потоки (сели)

Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого поделимся на группы по 3 человека и выступим по плану: где?

                 почему?

                 меры борьбы.

Характер поверхности (рельеф) имеет большое значение для жизни и хозяйственной деятельности  людей. И поселения во многом определяются формой рельефа.

Учащиеся выполняют задания.

Учащиеся делятся на группы, получают задание.

1 группа-землетрясения

2 группа-вулканы

3 группа-оползни, обвалы

4 группа-сели, гейзеры.

На подготовку ответа 5 минут, обсуждение ответов.

 

7.Закрепление

1. Установите связь между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми, сопоставляя различные карты- тектоническую, геологическую (на примере любой территории России: Северного Кавказа, Кольского полуострова, Урала и т.п.) 

2. В чем различие жизни и хозяйственной деятельности человека на равнинах и в горах?
 

Кольский полуостров.
Форма рельефа: месторождения рудных полезных ископаемых, где близко к поверхности проходит фундамент или более молодые интрузии кристаллических пород. Полезные ископаемые: никелевые руды, медные руды, железные руды.

На равнинах проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги. Жизнь в горах протекает в сложных условиях. В горных регионах число видов хоз. Деятельности ограничено. Преимущественно в них используется минеральные, гидроэнергитические ресурсы

 

8. Рефлексия

(итог урока)

«Выберите  лишнее»

Литосфера – вулканы – землетрясение – отвертка.

Полезные ископаемые – человек – терриконы – ящерица

Нефть – газ – человек – машина – вулканы

Давайте с вами вспомнить цель нашего урока: влияние человека на литосферу  положительное или отрицательное? Вы подумаете и в помощь для вас я предлагаю посмотреть вам небольшой видиоролик

Работа у доски

 

 

Вспоминают цель урока, смотрят видиоролик.

 

9. Домашнее задание

Записывает и поясняет: параграф 20.

Записывают домашнее задание

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.