Конспект урока окружающего мира во 2 классе «В мире живой природы. Берёзовая роща»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ПРОГРАММЕ «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ВО 2 «А» КЛАССЕ
Учитель: Обрубова Светлана Владимировна
Класс – 2
Программа: «Планета Знаний»
Тема: «В мире живой природы. Берёзовая роща»
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цели урока:
1. Образовательная:
1.1. Дать представление о живой природе берёзовой рощи.
1.2. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.
2. Развивающая:
2.1. Развивать речь, логическое мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность.
2.2. Обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитательная:
3.1. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
3.2. Воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельности, интерес к предмету.
4. Формирование УУД.
1. Личностные УУД
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
осознание ответственности обучающегося за общее благополучие класса
2. Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
принимать и сохранять заданную учебную цель;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
адекватно принимать оценку взрослого.
3. Познавательные УУД
помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
обобщать полученные знания;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4. Коммуникативные УУД
создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
формировать умения при работе в группе, в паре, в роли консультанта и председателя заседания клуба;
контролировать действия партнёра;
эмоционально позитивно относится к процессу.
Оборудование:
Компьютер.
Мультимедийный проектор, экран.
Презентация в программе « Power Point» для сопровождения урока.
Демонстрационный материал
Учебник «Окружающий мир», автор: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, программа «Планета Знаний» АСТ Астрель. Москва. 2012г.
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
I.Мотивация к учебной деятель-ности |
Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. |
Окружающий нас мир Интересно познавать, Его тайны и загадки Мы готовы разгадать! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что наше общение друг с другом принесёт нам всем радость. Пожелаем друг другу успехов |
Настраиваются на урок. Улыбаются друг другу. |
|
II.Актуали-зация опорных знаний 1.Проверка домашнего задания |
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого. ) Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Самостоятельная работа с последовательной проверкой на доске. Отработка навыка самопроверки. |
Определяем наши действия на уроке. -Зачем мы с вами будем выполнять эти действия? Когда ты идёшь по опушке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно "Почему?" меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое - пчелой забралось на цветок, А третье - лягушкою скок в ручеек. "Что?" мышкой шныряет под листьями в норах, "Кто?" ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит "Отчего?" на зелёном листке, "Куда?" полетело верхом на жуке, "Зачем?" вслед за ящеркой влезло на пень... Вопрос за вопросом, и так - целый день. Пойдемте-ка, к лесу по опушке гулять, И будем все вместе ответы искать! - Назовите тему предыдущего урока. Она была зашифрована в стихотворении. - И сейчас нам предстоит вспомнить, что мы знаем об опушке леса и поработать в группах. Назовите правила работы в группах. 1.«Дополни». Вставьте пропущенные слова. Все, что окружает живые существа, среди чего они живут называется…(окружающей средой). Без света, тепла, воды, воздуха и почвы не могут обойтись … (растения). Бабочки, шмели, пчелы, кузнечики – это … (насекомые) Край леса называется … (опушкой). Берёза, акация, ромашка, лиственница – это … (светолюбивые растения) Клён, дуб, сирень – это … (теневыносливые растения) - Какие ошибки были допущены? ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС Назовите растения, которые встречаются на опушке леса? К какой группе они относятся? Кого ещё мы можем повстречать на опушке? (Соотнесите название с изображением) Что произойдёт на опушке если исчезнут насекомые? |
Читают хором. У- учиться узнавать новое, учиться удивляться Р- рассуждать, рассказывать, развивать критическое мышление О- открывать новые знания, обсуждать К- критически мыслить
Ответы детей. На опушке леса. Уважайте мнение друг друга. Говорите по очереди. Не согласен – предлагай! Самостоятельная работа с тестом в группах. Самопроверка по слайду. Ромашка, клевер, колокольчик, иван-чай. Травы. Насекомых |
Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5-8 Слайд 9 |
III. Постановка учебной задачи. |
Подвести учащихся к формулированию темы урока. Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. |
Сегодня мы отправляемся в необычную экспедицию. А вот куда, вы узнаете, посмотрев клип - Куда совершим путешествие? - Какова тема урока? - Определяем цели урока. -Что бы вы хотели узнать о березовой роще? Цель урока. Мы узнаем о лесе, в котором растут березы, какую пользу они приносят людям, исследуем «С кем дружит березка?», «Почему берёзку называют символом России». |
Просмотр клипа «Берёзовая роща» В берёзовую рощу В берёзовой роще Растительный мир, животный мир берёзовой рощи. Какую пользу приносят берёзы людям? |
Слайд 10 (Вложение) Слайд 11 |
VI. “Открытие” детьми нового знания. Работа по учебнику с.104-105 Практическая работа. |
Построение нового знания. Формирование мотивации учения и обучения. Реализация принципа деятельности. Соотнесение работы на слайде, на доске и в заданном порядке по плану готовит учащихся к одновременной работе с книгой, не забывая основной цели работы (метод «виртуальной памяти») |
Вы просмотрели клип. - Назовите окружающую среду берёзовой рощи? - Сейчас я предлагаю провести исследование на тему «С кем дружит березка?» Открываем учебники на странице 104-105 1 группа - рассказ о березке 2 группа – об иволге 3 группа – о ворона 4 группа – о кроте Расскажите, что вы узнали об окружающей среде берёзовой рощи. 1 группа - рассказ о березке. - Помимо берёзки, какие растения встречаются в берёзовой роще? - А какие кустарники растут в берёзовой роще? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. - Выполните в паре практическую работу. Рассмотрите кустарники опишите и сравните листья орешника и крушины по форме, размеру, окраске, краям листовых пластинок, по расположению на стебле. Сравните плоды. |
Берёза, соловей, рябина, травы, кустарники. Работа по группам. Самостоятельно читают текст в учебнике. Обсуждают в группах ответ на поставленный вопрос. Дети рассказывают, что узнали из учебника. Кустарники, травы Орешник (лещина), крушина, ива козья. Работа в паре. Сравнивают и описывают кустарники (орешник и крушина) Самопроверка по слайду. |
Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 |
V.Релаксация
|
Снятие напряжения |
Сядьте как вам удобно, закройте глаза. Я приглашаю вас в берёзовый лес. Что вы увидели, что почувствовали, что вас радовало? Опишите ваше настроение. С кем вы встретились? |
Звучит мелодия. Дети описывают своё настроение. С животным миром (птицами) |
Слайд 16 |
VI. Первичное закрепление материала. VII. Закрепление изученного. 1.Какую пользу приносит берёза людям? 2. Твор-ческая работа. |
Применение полученных знаний на практике, развитие самостоятель-ности. Включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Формирование положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывать чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизировать учебную деятельность, создать комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышать эффективность урока.
Поддерживать интерес к изучению окружающего мира и других областей знаний. Развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач
|
2 группа – об иволге ( прослушать крик иволги) 3 группа – о ворона (прослушать крик вороны) - С какой птичкой мы встретились ещё в берёзовом лесу, когда смотрели клип? 4 группа – о кроте -Объясните, почему так светло в березовом лесу? -Какой вывод можем сделать, с кем же дружит берёзка? -А как называется лес, в котором растут березы? Вспомним, как же нужно себя вести в лесу. - Зачем мы должны выполнять эти правила поведения в лесу? Береза, как и душа русского человека щедра и многогранна. В старину о ней пели в народе как о дереве «об четыре» дела. Первое дело – мир освещать, Второе дело – крик утешать, Третье дело – больных исцелять, Четвёртое дело – чистоту соблюдать. Объясните, что имел ввиду русский народ, говоря так о березе. -Как используют берёзу в медицине? Но, к сожалению, очень часто березки страдают от того, что мы неправильно берем березовый сок. Подрубленные топором березки часто погибают, березовый сок закисает и на деревьях можно наблюдать розовую пену. - Как правильно нужно собирать берёзовый сок? - Посмотрите на картинку и постарайтесь её озвучить? Прогулки в березовой роще — универсальное средство от многих заболеваний, особенно они показаны людям со слабыми легкими. - Что делают из бересты? - Какую пользу приносят берёзки людям? - С кем ещё дружит берёзка? Березку милую, родную издавна считают символом России, символом нашей Родины. Без березы не мыслю России,- Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От березы вся Русь рождена. - Почему березу называют символом России? Как поэты и музыканты восхищаются красотой берёз? Дома вы добывали самостоятельно информацию о берёзке, работая в группах. 1 группа – поэты 2 группа- художники Вот такой увидели и запечатлели в своих рисунках нашу берёзку вы, ребята. - С каким настроением вы, ребята, рисовали свои рисунки? - В чем выражена ваша любовь к белоствольной красавице? 3 группа – музыканты.
Наши предки славяне жили в лесах. Поэтому большинство их поверий связано с лесом. Самым любимым деревом была берёза. Вначале лета у славян был праздник поклонения духам леса. К этому дню рубили в лесу берёзу приносили её в селение, украшали лентами, водили около неё хороводы. Христианская Троица также связана с древним культом дерева. На Троицу украшают окна , двери домов. |
Рассказ учащихся об иволге, вороне, кроте с сопровождением слайдов. Соловьем. Вывод. Мы узнали: с березкой дружат и растения, и животные Лес, в котором растут березы, называется березовой рощей. Не бери диких животных домой. Не разоряй птичьи гнезда. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Не разводи костров Лес – это наше богатство и мы должны его беречь и охранять. Работа в группах. Учащиеся обсуждают в группах ответ на поставленный вопрос. 1.В бедных крестьянских избах берёзовая лучина служила для освещения. 2.Из берёзы получали дёготь, без которого на все лады скрипел и пищал колёсный транспорт того времени. 3.Её использовали и для лечения больных. В медицине берёзу используют очень широко. Используются почки, листья, берёзовый сок, кора и древесина, берёзовая смола. Спиртовой настой почек принимают при лечении плохо заживающих ран. Настой листьев берёзы обладает желчегонным и мочегонным свойством. Под влиянием настоя исчезает отёк, уменьшается отдышка. Берёзовый уголь- хорошее адсорбирующее вещество при отравлениях. Берёзовый дёготь используется при лечении кожных заболеваний. Почки находят применение в парфюмерной промышленности Целебными свойствами обладает гриб-тутовик – чага. Это такие наросты с растрескавшейся черной поверхностью. Препараты чаги обладают мочегонными, спазмолитическими, антимикробными свойствами, нормализуют деятельность ЖКТ и восстанавливают микрофлору кишечника, положительно влияют на рубцевание язв как в желудке так и двенадцатиперстной кишке, проявляют выраженные гастропротективные свойства. С помощью отвара гриба понижают артериальное и венозное давление, уменьшают частоту пульса. Березовый сок очень полезен, в нем содержатся витамины и микроэлементы, так необходимые нашему организму. Правила сбора березового сока. Просверлить небольшое отверстие; Вставить желобок; Набрав березового сока обязательно замазать рану садовым варом или глиной.
4.Берёзовый веник Вывод: Служит для изготовления предметов необходимых в быту человека. Является сырьём для изготовления бумаги, лекарственных препаратов. Берёза является источником тепла, света, кислорода. Лечит от болезней. Человеком Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская! Полюбилась русскому народу белоствольная берёзка. Где бы ни был русский человек, какие бы диковинные растения его не окружали, тоскуя о Родине, он мечтал о встрече с милой скромной берёзкой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты, музыканты, художники рисовали замечательные картины. Учащиеся зачитывают стихи, показывают картины, поют песню |
Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 Слайд 28 Слайд 29 Слайд 30 Слайд 31 Слайд 32 Слайд 33 Слайд 34 Слайд с картинами – 35-37 Выставка рисунков, которые дети нарисовали дома. Песня Евгений Росс «Берёзы России» Слайд 38 |
VIII. Домашнее задание
|
Применение полученных знаний. Развитие самостоятель-ности. |
с. 104-105. Прочитать и подготовить рассказ на тему 1 ВАРИАНТ –« Что произойдёт в березовом лесу если исчезнут птицы?», 2 ВАРИАНТ - «Что произойдёт в березовом лесу если исчезнут берёзки?». |
Слайд 39 |
|
XI. Итог урока, рефлексия |
Самооценка своей работы, развитие речи, развитие умения анализировать |
Итак, ребята, наш урок-экспедиция подходит к концу. - Какие цели мы ставили перед собой вначале урока? Как вы думаете, добились этих целей? -Что же такое березовая роща? - С кем дружит береза? - Что нового вы узнали на уроке? - Что бы ещё хотели узнать? Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Нарядите, берёзку в красивый наряд. Если вам было интересно на уроке и всё было понятно – вешаете на берёзку зелёный листик; если вам было интересно, но возникали, трудности при ответах на вопросы – жёлтый; если вам было не интересно и всё было непонятно - красный. |
Ответы учащихся. |
Слайд 40 |
Ивонина Гюльнара Фазиль-кызы
Ивонина Гюльнара Фазиль-кызы