Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Природные зоны России»

3
0
Материал опубликован 26 August 2020

Обобщающий урок окружающего мира в 4 классе

по теме «Природные зоны России»


Цели: Обобщить знания учащихся по теме «Природные зоны России».

Задачи: Развивать познавательный интерес и творческую активность.

Совершенствовать навыки групповой работы и коммуникативные

способности учащихся.

Воспитывать любовь и уважение к природе.

Оргмомент. Здравствуйте, улыбнулись гостям и тихонько сели.

Сообщение темы и цели урока.

О чём мы с вами говорили на предыдущих уроках? (О природных зонах России). Что вы узнали, путешествуя по природным зонам нашей Родины? (О природе, климате, о растениях и животных, о занятиях людей).

Что же сегодня на уроке мы будем делать, как вы думаете?(Повторим всё, обобщим). Сегодня у нас обобщающий урок и наша задача: вспомнить всё и показать свои знания.

Актуализация знаний.

Работать будем индивидуально и в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

2. - Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по-разному) - Что такое природные зоны? (ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ – участки суши со сходными природными условиями, сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору).

- Сколько природных зон находится в России?

IV. Повторение о природных зонах.

1.А сейчас будьте внимательны. Ребята будут рассказывать, вы должны угадать, о какой природной зоне идёт речь?

- Лето здесь жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Растения пустыни приспособились к жизни в условиях недостатка влаги. (Пустыня)

- Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Суровые природные условия переносят только самые стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. (Арктика)

- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Обилие тепла, света, влаги, плодородные почвы, тёплое море создают условия для жизни растений и животных. Эта природная зона расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)

- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. Природные условия тундры очень суровые, но всё же растительный и животный мир здесь более разнообразен, чем в ледяной зоне.(Тундра)

- Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето здесь продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Влаги в степи хватает лишь для травенистых растений, поэтому деревья здесь не растут. (Степи)

-Эта зона находится южнее тундры. Природные условия здесь более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. Она находится южнее тундры. (Лесная зона)

- Вы угадали все природные зоны.

А) Угадайте растение, найдите у себя на столе.

- Необычное растение, два в одном: водоросли и гриб особой формы. (мхи, лишайники- Арктика)

- травянистое дикорастущее растение имеет тонкий стебелёк 3 листочка, белый цветок, на месте которого созревает янтарная ягода. (морошка –Тундра)

-низкорослое дерево – символ России ( карликовая берёза)

- дерево, плоды которого любят свиньи (дуб)

- Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (ковыль - степь)

- длинный корень этого растения уходит на глубину 20м, а листья, как колючки

(верблюжья колючка-пустыня)

- Душистые листья этого дерева есть в доме у каждой хозяйки. (лавр - Субтропики)

Б) А теперь задание в группах.

Посмотрите на растения на вашем столе, определите, в какой природной зоне они растут и поселите их там.

3. Физминутка

4. - Как вы думаете, о ком теперь пойдёт речь? (о животных)

Встретились два …, а каких животных, подумайте сами и расселите их по природным зонам.

(выходят два мальчика и пантомимой показывают медведей:

1-й - Выходит переваливаясь с боку на бок, начинает лапой вылавливать рыбу из воды, раздирает её и съедает.(белый медведь-ест рыбу)

2-й - Выходит переваливаясь с боку на бок, почесался о дерево, карабкается на дерево, падает, лезет в кусты и ест ягоду( бурый медведь-лазает по деревьям, ест ягоду)

У вас на столах иллюстрации животных, найдите лишнего, объясните, почему –лишнее и расселите по природным зонам.

Арктика: белый медведь, суслик,тюлень.

Тундра: корсак, северный олень, лемминг.

Зона лесов: лось, белка, морж.

Степь: дрофа, дельфин, сайгак.

Пустыня: верблюд, ушастый ёж, белая куропатка.

Субтропики: баклан, песец, косуля.

5. Почему мы сначала говорили о растениях, а потом о животных? ( в природе всё взаимосвязано: животных не будет там, где нет растений.

- Определите в группах, в какой природной зоне существует такая взаимосвязь?

Ива белая куропатка кречет (тундра)

Дуб сойка сова (лес)

Растение тушканчик змея (пустыня)

Растение косуля барс (субтропики)

6. Россия – огромная страна. Ещё раз сегодня на уроке мы убедились, что природа нашей страны необыкновенная и разнообразная, но она беззащитная и хрупкая. В песне поётся так:

От Москвы до самых до окраин с южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей…

6. Чем же занимается человек в каждой природной зоне? (краткое сообщение по группам)

7. Иногда из-за ошибок человека возникают экологические проблемы. Вы – будущие хозяева нашей страны, поэтому должны быть экологически грамотными.

Решение в группах экологических задач, выступление.

Задача 1. В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?

Ответ к задаче 1. Через несколько лет вокруг лагеря исчезли самые красивые растения, так как их срывали в первую очередь. Растения не образовывали семян, которые после цветения дают жизнь новому поколению.

Задача 2. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. И для этого у них есть все основания. Подлесок из молодых елочек, вырастающих под кронами берез, как правило, выживает и достигает зрелого возраста, и тогда для березы наступают тяжелые времена:

Крошки-ели, как мимозы,

Вырастают под березой.

А как выросли те крохи

Няньке стало очень плохо!

Почему? Какое явление в жизни леса связано с описанным примером?

Ответ к задаче 2. Это явление –смена березового леса еловым. Так как береза – светолюбивое растение, оно не может расти в тенистом еловом лесу и погибает. Постепенно березовый лес сменяется еловым. А молодые елочки тенелюбивы и прекрасно себя чувствуют в тени берез, быстро растут и обходят в росте свою добрую «няню».

Задача 3. Командоры – два острова (Беринга и Медный) с уникальным животным миром, бесценной сокровищницей самых разных зверей и птиц. Лет 30 назад на остров Беринга были завезены норки и создана звероферма. Но нескольким ловким зверькам удалось сбежать из клетки на волю. Последствия для природы острова оказались печальны. Почему?

Ответ. Норка – проворный, кровожадный хищник, от которого нет спасения ни на суше, ни в воде. Зверьки быстро размножились, имея достаточно пищи. Они безжалостно уничтожали гнезда птиц, охотились на взрослых уток, ловили маленьких лососей… природе острова нанесена глубокая, долго не заживающая рана.

Задача 4. Кто оленю друг? В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Как вы думаете: удалось ли таким образом достичь цели?

Ответ к задаче 4. Уничтожение волков привело к увеличению числа слабых и больных особей в стаде, а также к появлению и распространению болезней и в результате – к массовой гибели и вымиранию оленей.

Задача 5. В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений?

Ответ. Цементный завод – сильнейший источник пыли. В результате оседания пыли на листья у растений затрудняются процессы дыхания и фотосинтеза – основных физиологических процессов, происходящих в зеленых растениях.

Задача 6. Почему косули погибают в вольерах? 
В Беловежской Пуще зверей содержат в просторных загонах – практически в естественном состоянии. Любопытные зубры, лоси, олени часто подходят к границам загона, поэтому за ними могут наблюдать посетители. Но многие звери прячутся. Поэтому некоторых животных (волков, лис) разместили в клетках или небольших вольерах, чтобы за ними было проще наблюдать. Вначале косуль тоже разместили в таком вольере. Через некоторое время одна из косуль умерла. Вслед за ней погибла другая. Научные сотрудники установили причину гибели косуль и выпустили остальных на волю – в леса Беловежской Пущи.

От чего умирали косули?

Ответ к задаче 6. Косули – очень пугливые животные. Они всегда держатся подальше от человека. А тут – сплошной поток посетителей, шумные группы детей-школьников. Спрятаться косулям было негде, убежать тоже нельзя… Вот и умирали косули от разрыва сердца. 

8.- Как люди пытаются исправить свои ошибки и сохранить природу?

Д.з. Подготовить выступление о заповеднике России по плану: название, где находится, что охраняется.

Итог урока.

- Если вы считаете, что мы достигли цели урока, показываем так…, если не справились, так…

- Что было трудно?

- Что было интересно?

Оценка работы учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.